Васильева об уходе от Болонского процесса: Поспешай медленно

Беларусь и Россия продолжат выстраивать сотрудничество в области образования. Сегодня БГУ и Российская академия образования подписали меморандум о взаимопонимании. Для российских ученых полезен наш опыт. Ведь системы обучения в наших странах - это преемники советской школы. О едином базисе и новых подходах, а также об уходе от Болонского образовательного процесса - интервью Екатерины Тихомировой с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой. - Ольга Юрьевна, расскажите о вашем визите в Минск? В частности, сейчас будет подписан меморандум о сотрудничестве?  - Во-первых, Андрей Дмитриевич Король, ректор Белорусского государственного университета, является нашим академиком, иностранный член в Российской академии образования. Напомню, что Российская академия образования правопреемница Академии наук СССР, и во всех республиках тогда необъятной страны были обязательные институты, вообще было 153 института. И в Беларуси они также были, как и в любой другой республике, то есть здесь как бы все взаимосвязано исторически. Второй очень важный для вас момент, БГУ является научным центром, очень мощным, причем такого европейского и мирового масштаба. И те проблемы в области науки и образования, которые обрабатывает Национальная Академия наук Беларуси и государственный университет, интересуют и нас. Прежде всего, это дидактика в период трансформации цифровой, которые интересует обе стороны. Это проблема воспитания, потому что воспитание - это большая наука, это проблема, связанная с когнитивными исследованиями, они все стоят, наверное, у всех стран в первоочередных исследованиях. Это портрет современного подростка-ребенка, который освещается со всех сторон. И когда у нас был большой форум, и Андрей Дмитриевич приезжал к нам, это было 2 месяца назад, мы договорились о том, что мы встретимся в самое ближайшее время. И вот встреча  произошла. Надеюсь, все будет хорошо. О. Васильева: Успехи белорусского образования очевидны - Как складываются отношения наших стран в области образования? -  Они всегда были. С момента образования независимых государств они всегда были. И в свою бытность министр образования и науки, министр просвещения, я неоднократно была здесь и с коллегами работали, потому что здесь очень хороший опыт. В частности, мы с большим вниманием всегда относились и относимся к системе среднепрофессионального образования в Беларуси, потому что успехи ваши совершенно очевидны.  Наши коллеги и белорусские коллеги рассматривали преемство между общим образованием и среднепрофессиональным, среднепрофессиональным и высшим образованием. То есть те вопросы, которые касаются как национальных систем образования, так и общих вопросов, которых на сегодняшний день достаточно много. То есть это взаимодействие имеет еще глубокие исторические корни. - Уход от Болонского процесса и нашей страны, и России. Есть ли риски, или, напротив, это станет стимулом для образования? - Хочу сказать, что понятие уход, наверное, это очень резко. Это будет постепенное переосмысление того, что произошло. Сразу хочу сказать, что Болонский процесс для обеих стран не имел вообще правового статуса. Потому что, если внимательно изучать документы Болонского процесса, то эта декларация была чисто политическая. Но,  тем не менее, произошли большие события за этот период, и сейчас важно для нас, для обеих сторон, во-первых, не потерять то, что есть, и прежде всего, озаботиться  целями национальной системы образования, высшей. Еще раз подчеркну - национальной, потому что когда все это затевалось в Европе, там поначалу тоже шел разговор об укреплении национальных систем образования. Но  закончилось тем, чем закончилось. Поэтому здесь очень большая работа. И самое главное - это как в свое время говорил Козьма Прутков - "Поспешай медленно". - Наши системы образования построены на одном базисе - советском. Возможно, есть современные решения о выстраивании единой системы? - Сегодня конференция большая. В конце июня в Гомеле будет встреча ректоров вузов двух государств, и они тоже будут обсуждать эти вопросы взаимодействия и развития систем высшего образования. Вы абсолютно правильно сказали, когда говорили о едином базисе. Дело в том, что  советское образование отличалось и отличается, в отличие от многих других систем, очень мощной фундаментальностью. Что мы потеряли в период перехода на Болонский процесс? Мы потеряли практическую ориентацию, практическую ориентацию наших студентов. Потому что за три-четыре года попытка наговорить теоретические вещи привела к тому, что у нас практика практически ушла на нет, поэтому это тоже очень важный момент, который, безусловно, волнует обе стороны. Читайте также:   Вальдемар Гердт: Диктуемая идеологическая доктрина из-за рубежа не оставляет немцам права на благополучное существование Роман Головченко: Тематика противостояния бизнеса и государства во многом раздута искусственно Кривошеев: Закрытие "Желтых слив" - факт политической цензуры
14.06.2022 21:50

Беларусь и Россия продолжат выстраивать сотрудничество в области образования. Сегодня БГУ и Российская академия образования подписали меморандум о взаимопонимании. Для российских ученых полезен наш опыт. Ведь системы обучения в наших странах - это преемники советской школы. О едином базисе и новых подходах, а также об уходе от Болонского образовательного процесса - интервью Екатерины Тихомировой с президентом Российской академии образования Ольгой Васильевой.

- Ольга Юрьевна, расскажите о вашем визите в Минск? В частности, сейчас будет подписан меморандум о сотрудничестве?

 - Во-первых, Андрей Дмитриевич Король, ректор Белорусского государственного университета, является нашим академиком, иностранный член в Российской академии образования. Напомню, что Российская академия образования правопреемница Академии наук СССР, и во всех республиках тогда необъятной страны были обязательные институты, вообще было 153 института. И в Беларуси они также были, как и в любой другой республике, то есть здесь как бы все взаимосвязано исторически. Второй очень важный для вас момент, БГУ является научным центром, очень мощным, причем такого европейского и мирового масштаба. И те проблемы в области науки и образования, которые обрабатывает Национальная Академия наук Беларуси и государственный университет, интересуют и нас. Прежде всего, это дидактика в период трансформации цифровой, которые интересует обе стороны. Это проблема воспитания, потому что воспитание - это большая наука, это проблема, связанная с когнитивными исследованиями, они все стоят, наверное, у всех стран в первоочередных исследованиях. Это портрет современного подростка-ребенка, который освещается со всех сторон. И когда у нас был большой форум, и Андрей Дмитриевич приезжал к нам, это было 2 месяца назад, мы договорились о том, что мы встретимся в самое ближайшее время. И вот встреча  произошла. Надеюсь, все будет хорошо.

О. Васильева: Успехи белорусского образования очевидны

- Как складываются отношения наших стран в области образования?

-  Они всегда были. С момента образования независимых государств они всегда были. И в свою бытность министр образования и науки, министр просвещения, я неоднократно была здесь и с коллегами работали, потому что здесь очень хороший опыт. В частности, мы с большим вниманием всегда относились и относимся к системе среднепрофессионального образования в Беларуси, потому что успехи ваши совершенно очевидны.  Наши коллеги и белорусские коллеги рассматривали преемство между общим образованием и среднепрофессиональным, среднепрофессиональным и высшим образованием. То есть те вопросы, которые касаются как национальных систем образования, так и общих вопросов, которых на сегодняшний день достаточно много. То есть это взаимодействие имеет еще глубокие исторические корни.

Васильева об уходе от Болонского процесса: Поспешай медленно

- Уход от Болонского процесса и нашей страны, и России. Есть ли риски, или, напротив, это станет стимулом для образования?

- Хочу сказать, что понятие уход, наверное, это очень резко. Это будет постепенное переосмысление того, что произошло. Сразу хочу сказать, что Болонский процесс для обеих стран не имел вообще правового статуса. Потому что, если внимательно изучать документы Болонского процесса, то эта декларация была чисто политическая. Но,  тем не менее, произошли большие события за этот период, и сейчас важно для нас, для обеих сторон, во-первых, не потерять то, что есть, и прежде всего, озаботиться  целями национальной системы образования, высшей. Еще раз подчеркну - национальной, потому что когда все это затевалось в Европе, там поначалу тоже шел разговор об укреплении национальных систем образования. Но  закончилось тем, чем закончилось. Поэтому здесь очень большая работа. И самое главное - это как в свое время говорил Козьма Прутков - "Поспешай медленно".

- Наши системы образования построены на одном базисе - советском. Возможно, есть современные решения о выстраивании единой системы?

- Сегодня конференция большая. В конце июня в Гомеле будет встреча ректоров вузов двух государств, и они тоже будут обсуждать эти вопросы взаимодействия и развития систем высшего образования. Вы абсолютно правильно сказали, когда говорили о едином базисе. Дело в том, что  советское образование отличалось и отличается, в отличие от многих других систем, очень мощной фундаментальностью. Что мы потеряли в период перехода на Болонский процесс? Мы потеряли практическую ориентацию, практическую ориентацию наших студентов. Потому что за три-четыре года попытка наговорить теоретические вещи привела к тому, что у нас практика практически ушла на нет, поэтому это тоже очень важный момент, который, безусловно, волнует обе стороны.


Читайте также:
 




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =