Они отказались от двух притопов и превратили культурный код нации в хореографический ГОСТ. Наш танцевальный бренд, влюбивший в Беларусь весь мир. "Хорошкам" сегодня полвека! Легендарный ансамбль поздравил и Президент.
От них пляшет новая эра народного танца. Постановки, по которым можно изучать историю Беларуси. Этот визуальный учебник с восхищением приняла Америка, Индия, Италия, Франция, пока коллеги по цеху критиковали за па не по канону.
Мотив деревень пересказала в танце мастер Гаевая. Патриарх белорусской хореографии развеяла стереотип, что белорусы лишь в лаптях. Вывела из-за кулис личностей в мехах и шелках, позволив себе историческую реконструкцию под живой оркестр.
Часто вопреки и в 90-х - на экспорт. Неофициально театр танца, в котором аккумулируется вся энергия национального этноса. Наш корреспондент Лидия Заблоцкая лявонихой протанцевала биографию легенды, оцифровав архивы и отправившись на поиски истоков ансамбля. Все эксклюзивы - в фильме "Все будет Хорошки!" 20-го января, а пока - разогрев. Отмотаем на 50 лет назад архив "Хорошек".
В ритмах родины
Эпоха Валентинов в белорусской хореографии. Пока Елизарьев сотворял миры в Большом, Гаевая перекраивала вопреки народные "гопанки" и создавала свои театральные шедевры в па. К слову, трудовые книжки обоих легли на столичные столы с разницей лишь в два месяца. 1974-й - год возрождения белорусов в танце.
Валентина Гаевая, основательница Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки", народная артистка Беларуси:
Именно 26 числа в январе месяце я впервые в малом зале (он назывался 7-1 класс) провела первое занятие. С этого момента считаю начало работы над созданием настоящего белорусского народного коллектива, который бы говорил о Беларуси, о ее природе, о ее красотах, о людях добрых, смешных, замечательных.
Днем рождения ансамбля "Хорошки" стал ноябрь 1974 года, когда ансамбль дебютировал на "Белорусской музыкальной осени", - рассказывает голос диктора за кадром кинохроники.
Но это был не дебют для Гаевой (и ее сотворителя коллектива Дудченко). Русская отличница (два красных диплома о высшем образовании), она опустилась с ленинградских пуант на могилевский паркет автозавода имени Кирова в 1967-м.
Федор Балабайко, ассистент балетмейстера Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки", заслуженный артист Беларуси:
В Доме культуры, когда приехал Николай Григорьевич и Валентина Ивановна, создался коллектив "Веснянка". И вот с "Веснянки" все пошло. Я пришел в этот коллектив до армии, потанцевал.
"Федя Балабайко - наш общий любимец и главное открытие коллектива. Самая большая удача Феди - роль приказчика в "Кадрили", - рассказывают в архивной телепередаче.
"У нас на то время был молодой и даже лучший коллектив в Могилевской области. Любые номера, даже премьеры, которые мы делали здесь, показывали здесь, а потом уже на конкурсе. Публика всегда принимала прекрасно", - говорит Федор Балабайко.
На одном из республиканских конкурсов "Весялуха" авторства Гаевой была признана лучшим белорусским номером. Хореографа перевели в Белгосфилармонию, там она украшала движениями эстрадные номера. А душу отвела в своем народном ансамбле. Создавала с нуля. Из успешного могилевского коллектива переехали двое.
Валентина Гаевая, основательница Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки", народная артистка Беларуси:
В Министерстве культуры СССР понимали, какую задачу я перед собой поставила. Прибалтика так и не сделала своих таких коллективов национальных. Что касается Беларуси, то... Россия, Украина имели ансамбль Игоря Моисеева. Я от него получала большую поддержку. Он любил смотреть выступления моего коллектива. Если бы не Игорь Моисеев, я бы ничего не смогла сделать.
Федор Балабайко, ассистент балетмейстера Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки", заслуженный артист Беларуси:
Когда мы там начали работать в филармонии, говорили, что до вас существовали коллективы, которые разгоняли через год-два. Я думал, что если случится такое, то поеду я в Могилев в свою родную котельную, говорю, буду работать. Но, видите, коллектив существует 50 лет.
Мужичок с ноготок, белорусские строи с орнаментами вручную от народной мастерицы из Зеленца и первый не танец - мини-спектакль.
Гаевая не копировала, а ездила в творческие командировки по деревням. Тот же Чаусский район. Как жито жмут или идут замуж. Следила за телодвижениями. Они вместо стандартного набора элементов "по книжке".
34 километра от Могилева в направлении Мстиславля, и мы в деревне Хорошки. Именно этот населенный пункт в свое время и дал название легендарному коллективу. Как так случилось? Это сегодня здесь буквально 2 десятка домов, а раньше гремел колхоз, был свой танцевальный коллектив, где пел, плясал каждый второй. Выступали они и на городских смотрах. Однажды на таком были Гаевая с Дудченко. Танец "Гусарики" они подсмотрели, в благодарность взяли и название "Хорошки".
"Хорошки" первыми из хореографических ансамблей стали рассказывать историю Беларуси под живой оркестр
И тут авторское. Партитуры писали по мотивам народных попевок. Восхищался сам песняр Мулявин.
Владимир Гинько, артист Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки":
Очень было много противников того, как я пишу аранжировки в народном стиле, стилизация для оркестра. Возмущались, что "не по закону, это не по композиции написано, беззаконие жанра". Я спокойно все выслушал, теперь те, кто меня хулил, тогда там же студентам предлагают: "Вот смотрите, это образец, как нужно писать". Иностранцы сидят, у них улыбка блаженная, они попадают в этот кайф и все. Они не знают, что с ними случилось. Они просто балдеют.
90-е. Пока советские коллективы разбиваются о перестроечный быт, перестраиваются "Хорошки" на экспорт. Взяли на себя статус культурных дипломатов. Работали на опережение, пока шла стройка независимой страны.
Светлана Кашталапова-Потапович, репетитор по балету Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки", заслуженная артистка Беларуси:
Мы были самый выездной коллектив, который меньше проводил времени дома, чем за рубежом. Гастроли у нас были по 3, по 3,5 месяца. Мы выезжали из лета и приезжали в зиму, когда ходили в шлепанцах и шерстянке.
"Ездили в Лондон. И к нам на концерт приходила сама Тэтчер. Она пришла, сказала: "Браво-брависсимо".
Они исколесили сцены от Владивостока до Америки. Италия и Франция требовала концерты на бис. Импрессарио были вынуждены продлевать гастроли. Влюбляли в Беларусь и возвращались. Публика ждала новые спектакли.
Ирина Грушова, художественный руководитель Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки":
Был концерт в филармонии "Полоцкая тетрадь". Мы сидели на балконе на ступеньках, там просто яблоку негде было упасть. Все было занято. Вдруг луч высвечивает на сцене пару, а там стоит знать в таких старинных костюмах. Они начинают медленно-медленно двигаться. Это было такое зрелище. У меня мурашки прямо по телу. Я после того влюбилась. Я поняла, что народный танец - это два притопа, три прихлопа.
Чтобы "Хорошки" не чувствовали кадрового голода, Гаевая открывает детскую студию. Лучших выпускников школы танца отбирала лично народная артистка и приглашала сразу на работу в основной состав.
Анна Квилория, ведущая Белтелерадиокомпании, артистка балета Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки" (2003-2007 гг.):
В основном составе я проработала чуть больше 4 лет. Присутствие Валентины Ивановны Гаевой на репетициях - это была максимальная концентрация, потому что Валентина Ивановна любит, чтобы все очень быстро понимали. И у нас такое было выражение: "деточка, танцуют не красивые и сильные, а умные". Поэтому Валентина Ивановна любила умных.
"Хорошки" думающие, глубокие по натуре профессионалы. Их проверило и турбулентностью 2020-го.
Александр Никита, гендиректор Белгосфилармонии, артист оркестра Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки" (2012-2020 гг.):
В сложный для страны период ансамбль "Хорошки" встал в один ряд с главой государства.
Руслан Абдул, директор Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля "Хорошки":
Прорабатывается международное сотрудничество. У нас уже есть наработки с нашим хорошим другом - Китаем. Мы планируем в принципе либо весной, либо осенью туда поехать.
Они мечтают возвращаться с гастролей в свой новопостроенный Театр танца, где будет место и 7 тысячам костюмов, что признают произведениями искусства, и 3 составам детской студии, чтобы занятия шли не на ночь глядя. Так начинающие "Хорошки" в передышках между классикой смогут подглядывать за трудами признанных. Они возродят первые программы, поставят новые и исключительно национальные спектакли о белорусах и для белорусов. И не прогнутся под изменчивый мир однодневных трендов.
Читайте также: