В недрах Архангельской области сосредоточено до 20 % общероссийских запасов алмазов. В объемах добычи этих полезных ископаемых регион уступает разве что Якутии.
Здесь была вулканическая деятельность, жерла вулканов застыли и под действием огромного давления и температуры образовались алмазы, рассказывает главный инженер карьера АО "Севералмаз" Сергей Варанкин. По его словам, первый ковш горной массы был сделан 4 сентября 2003 года. "Руда напрямую на поверхность не выходила, до сбора руды надо было отработать 40 метров пустой породы, - пояснил он. - Это мы сделали за два первых года работы. В конце июня 2005 года была запущена первая фабрика с производительностью 1 млн тонн руды в год".
Сегодня в работе предприятия две фабрики по переработке алмазосодержащей руды. Общая мощность - 4 млн тонн. В глубокой разработке две кимберлитовые трубки: Архангельская и Карпинского -1.
Это крупнейшее месторождение алмазов в Европе, здесь обнаружено несколько крупных трубок. Эта Архангельская, самая плодородная. Ее карьер уже достиг глубины 228 метров (это как 77-этажное здание). И каждый год техника опускается на 30 метров вглубь.
Смотрите весь фильм ЗДЕСЬ
Чтобы техника смогла так углубиться, борта карьера Архангельской трубки разнесли на 1300 метров. Добычу полезных ископаемых не останавливают и в минус 30. Поэтому в выборе техники ставили на надежность и качество.
С первого ковша здесь работают белорусские самосвалы. В начале 2000-х пришла первая пробная партия из нескольких 45-тонников. Сегодня такие можно увидеть только на фабриках по переработке алмазосодержащей руды. В карьере осталась исключительно тяжелая артиллерия.
11 самосвалов было закуплено по техническому перевооружению парка в конце 2022 года, рассказывает начальник автобазы Ломоносовского горно-обогатительного комбината АО "Севералмаз" Константин Бондыч.
По его словам, еще подлежит обмену 23 единицы, в ближайшие годы они рассчитывают обновить около 10 машин. В 2016 году закупали 5 машин БелАЗ. Он отметил, что эксплуатируют и другую технику, но БелАЗ экономичнее на 5 % и с точки зрения содержания и объема заправочных жидкостей ГСМ тоже имеет ряд преимуществ.
Так импортозамещением здесь занялись еще задолго до первых санкционных пакетов. Последняя партия БелАЗов, что работают сейчас на месторождение в Архангельскую область, прибыла в январе 2023. С хорошей комплектацией и высокой степенью безопасности - такие требования от заказчика и пользователя. Машину доверили водителю с опытом в 30 лет. Есть с чем сравнить - раньше Евгений работал на американском самосвале.
Водитель БелАЗА АО "Севералмаз" Евгений Афанасьев, говоря о БелАЗах, отметил, что у них более интерактивное табло, штатные датчики давления в шинах. "Если что-то случилось, у меня звуковой сигнал, камеры четырехполосные, т.е. тыл-фронт и лево-право. Никаких слепых зон здесь быть не может".
За 5 месяцев работы почти 400 тыс. километров пробега. Это несмотря на то что маршрут максимально прост: от карьера до отвалов, склада руды и обогатительной фабрики и обратно. В год перевозят десятки млн тонн груза.
Техника карьерами работает целыми сутками - в смену наезжают 300 км, поэтому и меняют автопарк каждые 10 лет. А с 2018 сюда приезжает только белорусская техника - в ближайшие пару лет обновят еще с десять 90-тонников.
Вообще в Архангельской области сегодня работает больше сотни БелАЗов, они задействованы на шести крупнейших предприятиях горной промышленности, где добывают бокситы, свинец, серебро, гипс, торф и не только.
Читайте также:
- Минск и Вологда сообща преодолевают санкции
- Беларусь - Архангельская область: успешные примеры импортозамещения, точки соприкосновения и развитие сотрудничества
- Беллегпром: темп экспорта легкой промышленности по итогам 2022 года составил 120 %