Беларусь - Архангельская область: успешные примеры импортозамещения, точки соприкосновения и развитие сотрудничества

Вместе нам не страшны никакие санкции. То, что делают белорусы, востребовано в разных уголках планеты. Что уж говорить о ближайшем нашем партнере - России. Даже на территории Крайнего Севера работают наши БелАЗы и МАЗы. За успешными примерами импортозамещения отправляемся в Архангельскую область. Сегодня Беларусь завозит оттуда рыбу, продукты переработки водорослей. Закупает древесную целлюлозу и шерсть. Обновили план мероприятий по развитию сотрудничества с этим регионом России в 2020-м. И хоть цифры товарооборота исчисляются десятками миллионов долларов, все же ставку делают в первую очередь не на объем, а на оправдание интереса покупателя и продавца. Подробности у Юлии Алферовой. Архангельская область, Россия Большая часть территории этой области - районы Крайнего Севера, остальные приравнены к таковым. Столица поморского мореходства и отправная точка знаменитых экспедиций в Арктику. А теперь уже официально здесь располагается первый город - морской порт, который отнесен к сухопутной арктической территории. Мы в Архангельской области и за 2000 км от Беларуси нашли немало нашего. Русский север - целая кладезь всего, что заготовлено природой: обширные леса, что занимают как минимум половину территории, и не менее безбрежные водные ресурсы, где реки разрезают берега самого Архангельска на десятки островов, а до Белого и Баренцева буквально рукой подать. Климат и география региона - ключевой вектор для развития всего промышленного сектора. Например, крупнейшее месторождение алмазов в Европе. Здесь обнаружено сразу несколько крупных трубок, это Архенгельская - самая плодородная. Ее карьер уже достиг глубины в 228 метров. Это как 77-этажное здание, каждый год техника опускается на 30 метров вглубь. На ее разработку ушло почти 30 лет. Чтобы техника смогла так углубиться, борта карьера разнесли на 1300 метров. Чтобы понимать масштаб, вот так (словно игрушечные) 90- тонные БелАЗы выглядят с самой верхней точки. Белорусская самосвальная техника на Архангельской трубке месторождения имени Ломоносова работает с первого ковша. В 2003-м прибыли первые 45-тонники, сейчас маловесы можно найти только на фабрике по переработке руды (тут их две с общей мощностью в 4 млн тонн). В карьерах остались исключительно 90-тонники, белорусских среди самосвалов большинство. Константин Бондыч, начальник автобазы Ломоносовского горно-обогатительного комбината АО "Севералмаз": В конце 2022 года мы закупили по техническому перевооружению 11 самосвалов. Парк у нас 23 единицы, до этого мы закупали самосвалы БелАЗ - в 2018 году 5 единиц. БелАЗ экономичнее на 5 % и с точки зрения обслуживания и содержания меньше объем заправочных. Это преимущество. Экономика налицо и по закупке, и по обслуживанию. Поэтому и впредь предпочтение белорусской технике. Ожидается, что в ближайшие два года из строя выйдут с десяток американских самосвалов. Их заменят белорусскими. Да и с выдержкой северных условий труда у БелАЗов вопросов нет. В 12-часовую смену наезжают до 300 км. На карьере работа не останавливается и ночью. Вот этот, что приехал на "Севералмаз" в январе 2023-го, уже в мае с пробегом в 400 тысяч. Удобный и безопасный - это уже характеристика от пользователя. Доверили опытному, что работал и на наших малогабаритных, и на американцах. Евгений Афанасьев, водитель БелАЗа АО "Севералмаз": Здесь более интерактивное табло сделано, штатные стоят датчики давления в шинах. Если что-то случилось, у меня звуковой сигнал, камеры четырехполосные, т.е. тыл-фронт и лево-право. Никаких слепых зон здесь быть не может. Запасы алмазного сырья на месторождении имени Ломоносова оценивают в 220 млн карат. Архангельская область по учтенным запасам занимает второе место в России, уступая лишь Якутии. Сергей Варанкин, главный инженер карьера АО "Севералмаз": Здесь была вулканическая деятельность, жерла вулканов застыли, под действием огромной температуры и времени образовались алмазы. "Севералмаз" в Архангельской области не единственное предприятие по добыче полезных ископаемых. Крупных 6, в общей сложности на перевозках там задействованы больше сотни единиц белорусской карьерной техники. Вообще наш автопром здесь задействован и на городских перевозках: в автопарке 80 белорусских МАЗов, на уборке улиц "Беларусы" и навесные в деле не первый год. В этом автопарк местной обслуживающей организации пополнился оборудованием для нанесения разметки. Техника на днях приехала из Беларуси, а до этого специалисты из Архангельска проходили обучение по использованию в Бресте. Пока не пользуются, но присматриваются и к нашей лесозаготовительной. Дмитрий Крылов, гендиректор ЗАО "Лесозавод 25": Мы готовы рассматривать все варианты. Понятно, что основное оборудование у нас европейское, где-то если будет возможность заменить на комплектующие, произведенные в том числе из Беларуси, с удовольствие это сделаем. Сейчас основное - это параллельный импорт и Китай. Пока белорусские только плиты, но мы надеемся на дальнейшее сотрудничество. Лес - это бренд Архангельской области. Здесь ежегодный объем изъятия дерева превышает 20 миллионов кубометров. Четверть на себя берет лесозавод, 25 - это крупнейшее лесоперерабатывающее производство во всем северо-западном регионе России. Три производственных участка с общей мощностью переработки в 1,5 млн кубометров. Через автоматические линии сортировки и пиловочника за сутки проходит до 2,5 тыс. кубов древесины. Вот так распределяют по карманам, разделяя больше чем на 40 размеров в объеме. Максим Томилов, начальник лесопильного производства ЗАО "Лесозавод 25": Стоит измеритель "Вектор-3D", стоит лазер, который отчерчивает окружность на бревне, 3D-камеры фокусируют, делают окружность. Сам измеритель определяет кривизну бревна, диаметр с корой, без коры. Оператор только следит за качеством пиловочника: гиль, пасынки. Все остальное в принципе делает измеритель. В Архангельской области производится треть российских объемов целлюлозы и картона, ее поставки уже многие годы организованы в Беларусь. По понятным причинам на предприятии развернули продажи в восточную часть мира. Много забирает Китай. И судя по запросам восточного потребителя, отдает предпочтение контейнерным перевозкам - доставка водным заменит то, что идет железнодорожным. Когда санкционное давление Запада только нарастает, вопросы логистики стоят одинаково остро как для России, так и для Беларуси. И здесь особое значение обретает развитие северного морского пути. Да, есть порты в Санкт-Петербурге и Мурманске, будут развивать и в Архангельске, чтобы в Азию поставлять как свои товары так и те, что будут привозить партнеры. Бумага, картон, древесная целлюлоза - эти виды продукции наиболее интересны для белорусского потребителя в этом регионе, причем над качеством этого сырья работаем вместе. Белорусы частые гости этого инновационно-технологического центра, созданного при Северном арктическом федеральном университете, где собрано лучшее для изучения качественных свойств биоресурсов. Подобный в единственном экземпляре на всем постсоветском пространстве. Делиться опытом между педагогами и студентами вузов Беларуси и Архангельской области России помогает дорожная карта, ее научное и образовательное сообщество подписало минувшей осенью. Яков Казаков, завкафедрой Северного (арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова: Работаем в области совершенствования процессов получения новых видов упаковочных материалов, повышения степени использования макулатуры. Выход Архангельской области к морю обеспечивает регион и его партнеров доступом к рыбным ресурсам. На берегах Карского, Белого и Баренцева добывают тысячи тонн, что везут на переработку в Архангельск. Только на одном производстве перерабатывают до 15 тонн рыбы в сутки. В аренде опытного комбината 8 судов, на переработку доставляют фурами в морозильных камерах. На производство продукция поступает в замороженном виде, в основном это треска или пикша. Только после того как продукция достигает температуры минус 1 градус, начинается процесс переработки. Первый этап - автоматическое разделывание на филе. Александр Быковиков, главный технолог Архангельского опытного водорослевого комбината: Филе у нас получается вот в таком состоянии. Мы видим, что здесь нужна минимальная доработка, дальше все ручной этап. Около 70 % продукции реализуют для жителей Поморья, часть отправляют на Беларусь. К слову, белорусский потребитель, по наблюдениям производителя, предпочитает пикшу. А вообще со стороны белорусов здоровый интерес не только к продуктам русского севера, но и его изучению. С этих берегов ежегодно выходит экспедиция на Арктику. Когда то она была международной, теперь Заполярье в основном исследуют россияне, привлекая умы белорусов. В 2021-м экологию Арктики изучала научный сотрудник полесского вуза. Александр Сабуров, директор Института стратегического развития Арктики Северного (арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова: У нас в 2021 году была белорусская участница в экспедиции "Арктический плавучий университет". Наши страны близки культурно, политически, исторически и даже больше. Об этом узнали, когда запустили проект патриотический. С 2019-го белорусские и архангельские поисковики приступили к восстановлению имен погибших земляков. Результат - более чем 2,5 тыс. солдат, что числились без вести пропавшими. Десятки белорусов захоронены на территории Архангельской области, это удалось выяснить спустя почти 8 десятков лет. Уже в этом году сюда, на остров Ягры, почтить память телеграфиста Константина Алексейчика и других земляков, что пали на берегах Белого, приедет наша молодежь. После этого уже в 4 раз отправится в автопробег Архангельск - Брест - дорогами памяти и подвига. Читайте также: В Беларуси продлен запрет на ввоз товаров Škoda, Liqui Moly, Beiersdorf МАРТ впервые доказал факт согласованных действий хозяйствующими субъектами по повышению цен Гродненская область и ОАЭ планируют развивать сотрудничество
07.05.2023 22:25

Вместе нам не страшны никакие санкции. То, что делают белорусы, востребовано в разных уголках планеты. Что уж говорить о ближайшем нашем партнере - России. Даже на территории Крайнего Севера работают наши БелАЗы и МАЗы. За успешными примерами импортозамещения отправляемся в Архангельскую область.

Сегодня Беларусь завозит оттуда рыбу, продукты переработки водорослей. Закупает древесную целлюлозу и шерсть. Обновили план мероприятий по развитию сотрудничества с этим регионом России в 2020-м. И хоть цифры товарооборота исчисляются десятками миллионов долларов, все же ставку делают в первую очередь не на объем, а на оправдание интереса покупателя и продавца. Подробности у Юлии Алферовой.

Архангельская область, Россия

Большая часть территории этой области - районы Крайнего Севера, остальные приравнены к таковым. Столица поморского мореходства и отправная точка знаменитых экспедиций в Арктику. А теперь уже официально здесь располагается первый город - морской порт, который отнесен к сухопутной арктической территории. Мы в Архангельской области и за 2000 км от Беларуси нашли немало нашего.

Русский север - целая кладезь всего, что заготовлено природой: обширные леса, что занимают как минимум половину территории, и не менее безбрежные водные ресурсы, где реки разрезают берега самого Архангельска на десятки островов, а до Белого и Баренцева буквально рукой подать. Климат и география региона - ключевой вектор для развития всего промышленного сектора.

Например, крупнейшее месторождение алмазов в Европе. Здесь обнаружено сразу несколько крупных трубок, это Архенгельская - самая плодородная. Ее карьер уже достиг глубины в 228 метров. Это как 77-этажное здание, каждый год техника опускается на 30 метров вглубь.

На ее разработку ушло почти 30 лет. Чтобы техника смогла так углубиться, борта карьера разнесли на 1300 метров. Чтобы понимать масштаб, вот так (словно игрушечные) 90- тонные БелАЗы выглядят с самой верхней точки.

Беларусь - Архангельская область: успешные примеры импортозамещения, точки соприкосновения и развитие сотрудничества

Белорусская самосвальная техника на Архангельской трубке месторождения имени Ломоносова работает с первого ковша. В 2003-м прибыли первые 45-тонники, сейчас маловесы можно найти только на фабрике по переработке руды (тут их две с общей мощностью в 4 млн тонн). В карьерах остались исключительно 90-тонники, белорусских среди самосвалов большинство.

Константин Бондыч, начальник автобазы Ломоносовского горно-обогатительного комбината АО "Севералмаз":

В конце 2022 года мы закупили по техническому перевооружению 11 самосвалов. Парк у нас 23 единицы, до этого мы закупали самосвалы БелАЗ - в 2018 году 5 единиц. БелАЗ экономичнее на 5 % и с точки зрения обслуживания и содержания меньше объем заправочных. Это преимущество.

Экономика налицо и по закупке, и по обслуживанию. Поэтому и впредь предпочтение белорусской технике. Ожидается, что в ближайшие два года из строя выйдут с десяток американских самосвалов. Их заменят белорусскими. Да и с выдержкой северных условий труда у БелАЗов вопросов нет. В 12-часовую смену наезжают до 300 км. На карьере работа не останавливается и ночью. Вот этот, что приехал на "Севералмаз" в январе 2023-го, уже в мае с пробегом в 400 тысяч. Удобный и безопасный - это уже характеристика от пользователя. Доверили опытному, что работал и на наших малогабаритных, и на американцах.

Евгений Афанасьев, водитель БелАЗа АО "Севералмаз":

Здесь более интерактивное табло сделано, штатные стоят датчики давления в шинах. Если что-то случилось, у меня звуковой сигнал, камеры четырехполосные, т.е. тыл-фронт и лево-право. Никаких слепых зон здесь быть не может.

Запасы алмазного сырья на месторождении имени Ломоносова оценивают в 220 млн карат. Архангельская область по учтенным запасам занимает второе место в России, уступая лишь Якутии.

Сергей Варанкин, главный инженер карьера АО "Севералмаз":

Здесь была вулканическая деятельность, жерла вулканов застыли, под действием огромной температуры и времени образовались алмазы.

"Севералмаз" в Архангельской области не единственное предприятие по добыче полезных ископаемых. Крупных 6, в общей сложности на перевозках там задействованы больше сотни единиц белорусской карьерной техники. Вообще наш автопром здесь задействован и на городских перевозках: в автопарке 80 белорусских МАЗов, на уборке улиц "Беларусы" и навесные в деле не первый год. В этом автопарк местной обслуживающей организации пополнился оборудованием для нанесения разметки. Техника на днях приехала из Беларуси, а до этого специалисты из Архангельска проходили обучение по использованию в Бресте. Пока не пользуются, но присматриваются и к нашей лесозаготовительной.

Дмитрий Крылов, гендиректор ЗАО "Лесозавод 25":

Мы готовы рассматривать все варианты. Понятно, что основное оборудование у нас европейское, где-то если будет возможность заменить на комплектующие, произведенные в том числе из Беларуси, с удовольствие это сделаем. Сейчас основное - это параллельный импорт и Китай. Пока белорусские только плиты, но мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Лес - это бренд Архангельской области. Здесь ежегодный объем изъятия дерева превышает 20 миллионов кубометров. Четверть на себя берет лесозавод, 25 - это крупнейшее лесоперерабатывающее производство во всем северо-западном регионе России.

Три производственных участка с общей мощностью переработки в 1,5 млн кубометров.

Через автоматические линии сортировки и пиловочника за сутки проходит до 2,5 тыс. кубов древесины. Вот так распределяют по карманам, разделяя больше чем на 40 размеров в объеме.

Беларусь - Архангельская область: успешные примеры импортозамещения, точки соприкосновения и развитие сотрудничества

Максим Томилов, начальник лесопильного производства ЗАО "Лесозавод 25":

Стоит измеритель "Вектор-3D", стоит лазер, который отчерчивает окружность на бревне, 3D-камеры фокусируют, делают окружность. Сам измеритель определяет кривизну бревна, диаметр с корой, без коры. Оператор только следит за качеством пиловочника: гиль, пасынки. Все остальное в принципе делает измеритель.

В Архангельской области производится треть российских объемов целлюлозы и картона, ее поставки уже многие годы организованы в Беларусь. По понятным причинам на предприятии развернули продажи в восточную часть мира. Много забирает Китай. И судя по запросам восточного потребителя, отдает предпочтение контейнерным перевозкам - доставка водным заменит то, что идет железнодорожным.

Когда санкционное давление Запада только нарастает, вопросы логистики стоят одинаково остро как для России, так и для Беларуси. И здесь особое значение обретает развитие северного морского пути. Да, есть порты в Санкт-Петербурге и Мурманске, будут развивать и в Архангельске, чтобы в Азию поставлять как свои товары так и те, что будут привозить партнеры.

Бумага, картон, древесная целлюлоза - эти виды продукции наиболее интересны для белорусского потребителя в этом регионе, причем над качеством этого сырья работаем вместе. Белорусы частые гости этого инновационно-технологического центра, созданного при Северном арктическом федеральном университете, где собрано лучшее для изучения качественных свойств биоресурсов. Подобный в единственном экземпляре на всем постсоветском пространстве. Делиться опытом между педагогами и студентами вузов Беларуси и Архангельской области России помогает дорожная карта, ее научное и образовательное сообщество подписало минувшей осенью.

Яков Казаков, завкафедрой Северного (арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова:

Работаем в области совершенствования процессов получения новых видов упаковочных материалов, повышения степени использования макулатуры.

Выход Архангельской области к морю обеспечивает регион и его партнеров доступом к рыбным ресурсам. На берегах Карского, Белого и Баренцева добывают тысячи тонн, что везут на переработку в Архангельск. Только на одном производстве перерабатывают до 15 тонн рыбы в сутки. В аренде опытного комбината 8 судов, на переработку доставляют фурами в морозильных камерах.

На производство продукция поступает в замороженном виде, в основном это треска или пикша. Только после того как продукция достигает температуры минус 1 градус, начинается процесс переработки. Первый этап - автоматическое разделывание на филе.

Александр Быковиков, главный технолог Архангельского опытного водорослевого комбината:

Филе у нас получается вот в таком состоянии. Мы видим, что здесь нужна минимальная доработка, дальше все ручной этап.

Беларусь - Архангельская область: успешные примеры импортозамещения, точки соприкосновения и развитие сотрудничества

Около 70 % продукции реализуют для жителей Поморья, часть отправляют на Беларусь. К слову, белорусский потребитель, по наблюдениям производителя, предпочитает пикшу.

А вообще со стороны белорусов здоровый интерес не только к продуктам русского севера, но и его изучению. С этих берегов ежегодно выходит экспедиция на Арктику. Когда то она была международной, теперь Заполярье в основном исследуют россияне, привлекая умы белорусов. В 2021-м экологию Арктики изучала научный сотрудник полесского вуза.

Александр Сабуров, директор Института стратегического развития Арктики Северного (арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова:

У нас в 2021 году была белорусская участница в экспедиции "Арктический плавучий университет".

Наши страны близки культурно, политически, исторически и даже больше. Об этом узнали, когда запустили проект патриотический. С 2019-го белорусские и архангельские поисковики приступили к восстановлению имен погибших земляков. Результат - более чем 2,5 тыс. солдат, что числились без вести пропавшими. Десятки белорусов захоронены на территории Архангельской области, это удалось выяснить спустя почти 8 десятков лет.

Уже в этом году сюда, на остров Ягры, почтить память телеграфиста Константина Алексейчика и других земляков, что пали на берегах Белого, приедет наша молодежь. После этого уже в 4 раз отправится в автопробег Архангельск - Брест - дорогами памяти и подвига.


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =