Александр Лукашенко провел совещание по лицензированию

Лицензии быстрее, документы по почте, включая электронную, срок разрешения не ограничен. Сегодня на высшем президентском уровне вернулись к вопросу вхождения в бизнес и комфорта деловой среды. Где грань между удобством предпринимателя и безопасностью государства и общества, кто ответит за лицензию на теневую экономику, и какие поправки не поддержал Глава государства. Наш политический обозреватель Андрей Кривошеев подробно исследовал разрешительную практику и примерил на себе нынешний порядок лицензирования. Системно снимать барьеры для бизнеса, бороться с бюрократией и в целом либерализировать экономику Беларусь стала с середины 2000-ых. Когда окрепли валютоносные экспортеры-гиганты, была выстроена вертикаль власти, а болезни лихих 90-ых - бездумная приватизация, бартер, спекуляции, посредники и лжеинвесторы - окончательно ушли в прошлое. С 2006-го не было ни одно года, когда бы власть не шла навстречу деловой инициативе, последовательно снимая один административный препон за другим. Вехами в создании делового климата стали декреты, указы и директивы конца нулевых. Создание полноценной биржи, дебюрократизация, «одно окно», заявительный принцип, масштабные льготы для провинции, туризма, новаций и персонально для Парка высоких технологий. Если сравнивать экономику с машиной, то, по бизнес климату, это, как типовая «печка» в «жигуленке» в 90-ых: кондиционер в нулевых и климат-контроль в последнюю пятилетку. Кстати, контроль – слово неслучайное. Контролировать системно, жестко, но ненавязчиво – и в первую очередь бюрократию, а не добросовестных предпринимателей – в этом рецепт Беларуси. Творческий подход к законодательству и комплексные меры для оздоровления экономики, которые не прекращались даже в кризис, оценили крупнейшие финансовые и рейтинговые агентства. Так, по показателю Всемирного банка «doing business» - дословно «ведение бизнеса» - Беларусь всего за 6 лет поднялась с 82 на 57 место в мире – то есть, обогнала по привлекательности 25 не самых бедных и проблемных стран в мире. В том числе евразийских союзников – Россию и Казахстан. В 2009-м Беларусь и вовсе вошла в 5-ку лучших мировых реформаторов. Именно отсюда сегодняшняя реакция Президента на инициативу экономического блока вернуться к вопросу о лицензировании бизнеса. Зачем чинить то, что работает? Не сломают ли новации баланс доверия и контроля, породив новую волну теневой экономики? И как готовились прежние решения, если их приходится править спустя всего 5 лет, что для крупного бизнеса даже не горизонт стратегического планирования, они считают на десятилетия вперед? Действительно, с 2006 года в Беларуси приняты сотни решений – от точечной поддержки крупных экспортеров и целых отраслей до системных документов для всей бизнес-среды. Мы составили свой рейтинг десятилетия из 10 самых знаковых экономических новаций: Дебюрократизация – Директива №2 – 2006 год Отмена «Золотой акции» – Указ № 144 – 2008 год Заявительная регистрация бизнеса – Декрет №1 – 2009 год Ненавязчивый контроль – Указ №510 – 2009 год Принцип «Одно окно» – Указ №200 – 2010 год Точечное лицензирование – Указ №450 – 2010 год Либерализация – Директива №4 – 2010 год Льготы бизнесу в провинции – Декрет №6 – 2012 год Сокращение проверок – Указ №332 – 2012 год Поддержка малого и среднего бизнеса – Госпрограмма – 2013 – 2015 Масштабный указ о лицензировании – это 2010-й. Именно тогда бюрократию и волокиту в лицензиях «резали» буквально на корню. Из 57 лицензионных видов осталось 37, вдвое ускорилась выдача разрешений, а в части малого бизнеса, если до указа за лицензиями вынуждены были идти 3 из четырех ИП, то сегодня лишь каждый десятый. Еще и отсюда недоумение Главы государства – неужели на фоне соседей в борьбе за инвестора сделали не все? На фоне союзников по евразийскому проекту Беларусь выигрывает сразу по нескольким показателям. По числу лицензий – втрое проще, чем в Армении, вдвое, чем в Казахстане, и на треть комфортнее, чем в России. По срокам рассмотрения заявки – у нас до 25 дней, но на практике в среднем – лишь 12. У всех союзников – де-юре около месяца, но де-факто лазейки позволяют «волокитить» процедуру. Условно уступаем мы лишь по двум критериям. У нас лицензии ограничены сроком 5–10 лет, у партнеров – бессрочные, и прекратить действие лицензии у нас могут и регистраторы, и суд – у союзников только суд. Но как это часто бывает, плюсы законов легко обходятся минусами жизни. Коррупция и формализм заграничных чиновников и фемиды для экспертов не сопоставимы с белорусскими. Кстати, коррупцию эксперты вспоминают неслучайно – лицензии и разрешения самая «взяткоемкая», как говорят бизнесмены, сфера бюрократических услуг. Но если в Беларуси взяткой уже считается бутылка дорогого коньяка, и за это наказывают, то у соседей порой происходят «фантастические» преступления. Скажем, в России саммит АТЭС и Олимпиада – злоупотребления потянули на миллиард долларов. В Евросоюзе, по данным журналистов, оффшорный Люксембург помогал трем сотням крупнейших мировых компаний уходить от налогов. Ущерб – на десятки миллиардов. Сегодня в кризис контроль усилили и деньги ищут новое спокойное убежище. Упрощая лицензирование, Беларусь рассчитывает принять их у себя. В целом Минэкономики предложило к совещанию четыре основных новации – сокращение необходимых бумаг на лицензию, это всегда угнетает бизнес. Бессрочный характер документа – не нужно собирать все справки повторно, мониторинг ведет сам регулятор. Упрощение документооборота – бумаги по почте, включая электронную, и только судебное лишение лицензии. Последнее Президент не поддержал – выходит слишком уж по букварю. Звучит красиво, а на деле размывается ответственность регистратора, и могут пострадать граждане – фемида дело не быстрое и хлопотное. Министр Жарко и Минздрав – самый тонкий пример по лицензированию. Здесь от разрешения и качества контроля зависит жизнь и здоровье людей. Как в случае с частным медцентром, когда пациентка умерла после операции, и это всколыхнуло все общество. Всего за последнее время Минздрав отозвал 80 лицензий. Показательно, что лишь однажды это решение попытались оспорить – то есть, признали правоту регулятора. Не меньшей проблемой обернулась поспешная либерализация в строительстве, когда фирмы-посредники и однодневки наплодили в стране долгострои, и решать проблему пришлось на высшем уровне. Так что, лицензии – это не прихоть государства, а страховка от мошенников. О том, как работает лицензионный фильтр – на нашем журналистском примере. Скажем, я решаю создать телеканал своего имени и вещать свое мнение в массы круглосуточно и полноформатно. Для этого мне понадобится лицензия Министерства информации. Для лицензии сегодня мне нужны примерно 10 документов, включая заявление, творческую концепцию, копию устава, серию приказов, копию трудовой и даже диплом. Лично в Мининформ мне придется сходить минимум трижды, в том числе сдать профэкзамен. Мою заявку будут исследовать месяц. А срок действия лицензии - всего 5 лет. Если президентский указ о лицензиях Глава государства одобрит, мой карьерный рост упростится и ускорится на порядок. Как у добросовестного вещателя с репутацией моя лицензия будет бессрочной. А вместо личных визитов заявку я смогу отправить с любого гаджета, да вот хотя бы с планшета. О том, что поправки – неформальные, а продуманные и связаны с развитием и технического прогресса, и электронного правительства, и с общим улучшением бизнес-климата в стране в эксклюзивном комментарии нам рассказывает министр экономики. По Владимиру Зиновскому выходит: баланс интересов граждан, государства и бизнеса в поправках учтен. При этом по требованию Главы государства максимальная ответственность не снимается с регулятора, в частности, министров. Число выдающих лицензии органов в Беларуси не вырастет, а под самым пристальным контролем будут атомная энергетика, недвижимость и риелторские услуги плюс безусловно медицина. Глава государства в целом поправки поддержал, хотя поручил документ доработать – в новациях идти от жизни и изложить их простым и понятным языком, чтобы соискателю лицензии не пришлось начинать бизнес в Беларуси со словарем – с бюрократического, на человеческий.
25.08.2015 21:03

Лицензии быстрее, документы по почте, включая электронную, срок разрешения не ограничен. Сегодня на высшем президентском уровне вернулись к вопросу вхождения в бизнес и комфорта деловой среды. Где грань между удобством предпринимателя и безопасностью государства и общества, кто ответит за лицензию на теневую экономику, и какие поправки не поддержал Глава государства.

Наш политический обозреватель Андрей Кривошеев подробно исследовал разрешительную практику и примерил на себе нынешний порядок лицензирования.

Системно снимать барьеры для бизнеса, бороться с бюрократией и в целом либерализировать экономику Беларусь стала с середины 2000-ых. Когда окрепли валютоносные экспортеры-гиганты, была выстроена вертикаль власти, а болезни лихих 90-ых - бездумная приватизация, бартер, спекуляции, посредники и лжеинвесторы - окончательно ушли в прошлое. С 2006-го не было ни одно года, когда бы власть не шла навстречу деловой инициативе, последовательно снимая один административный препон за другим.

Вехами в создании делового климата стали декреты, указы и директивы конца нулевых. Создание полноценной биржи, дебюрократизация, «одно окно», заявительный принцип, масштабные льготы для провинции, туризма, новаций и персонально для Парка высоких технологий.

Если сравнивать экономику с машиной, то, по бизнес климату, это, как типовая «печка» в «жигуленке» в 90-ых: кондиционер в нулевых и климат-контроль в последнюю пятилетку. Кстати, контроль – слово неслучайное. Контролировать системно, жестко, но ненавязчиво – и в первую очередь бюрократию, а не добросовестных предпринимателей – в этом рецепт Беларуси.

Творческий подход к законодательству и комплексные меры для оздоровления экономики, которые не прекращались даже в кризис, оценили крупнейшие финансовые и рейтинговые агентства. Так, по показателю Всемирного банка «doing business» - дословно «ведение бизнеса» - Беларусь всего за 6 лет поднялась с 82 на 57 место в мире – то есть, обогнала по привлекательности 25 не самых бедных и проблемных стран в мире. В том числе евразийских союзников – Россию и Казахстан. В 2009-м Беларусь и вовсе вошла в 5-ку лучших мировых реформаторов.

Именно отсюда сегодняшняя реакция Президента на инициативу экономического блока вернуться к вопросу о лицензировании бизнеса. Зачем чинить то, что работает? Не сломают ли новации баланс доверия и контроля, породив новую волну теневой экономики? И как готовились прежние решения, если их приходится править спустя всего 5 лет, что для крупного бизнеса даже не горизонт стратегического планирования, они считают на десятилетия вперед?

Действительно, с 2006 года в Беларуси приняты сотни решений – от точечной поддержки крупных экспортеров и целых отраслей до системных документов для всей бизнес-среды. Мы составили свой рейтинг десятилетия из 10 самых знаковых экономических новаций:

Дебюрократизация – Директива №2 – 2006 год

Отмена «Золотой акции» – Указ № 144 – 2008 год

Заявительная регистрация бизнеса – Декрет №1 – 2009 год

Ненавязчивый контроль – Указ №510 – 2009 год

Принцип «Одно окно» – Указ №200 – 2010 год

Точечное лицензирование – Указ №450 – 2010 год

Либерализация – Директива №4 – 2010 год

Льготы бизнесу в провинции – Декрет №6 – 2012 год

Сокращение проверок – Указ №332 – 2012 год

Поддержка малого и среднего бизнеса – Госпрограмма – 2013 – 2015

Масштабный указ о лицензировании – это 2010-й. Именно тогда бюрократию и волокиту в лицензиях «резали» буквально на корню. Из 57 лицензионных видов осталось 37, вдвое ускорилась выдача разрешений, а в части малого бизнеса, если до указа за лицензиями вынуждены были идти 3 из четырех ИП, то сегодня лишь каждый десятый. Еще и отсюда недоумение Главы государства – неужели на фоне соседей в борьбе за инвестора сделали не все?

На фоне союзников по евразийскому проекту Беларусь выигрывает сразу по нескольким показателям. По числу лицензий – втрое проще, чем в Армении, вдвое, чем в Казахстане, и на треть комфортнее, чем в России. По срокам рассмотрения заявки – у нас до 25 дней, но на практике в среднем – лишь 12. У всех союзников – де-юре около месяца, но де-факто лазейки позволяют «волокитить» процедуру. Условно уступаем мы лишь по двум критериям. У нас лицензии ограничены сроком 5–10 лет, у партнеров – бессрочные, и прекратить действие лицензии у нас могут и регистраторы, и суд – у союзников только суд.

Но как это часто бывает, плюсы законов легко обходятся минусами жизни. Коррупция и формализм заграничных чиновников и фемиды для экспертов не сопоставимы с белорусскими.

Кстати, коррупцию эксперты вспоминают неслучайно – лицензии и разрешения самая «взяткоемкая», как говорят бизнесмены, сфера бюрократических услуг. Но если в Беларуси взяткой уже считается бутылка дорогого коньяка, и за это наказывают, то у соседей порой происходят «фантастические» преступления. Скажем, в России саммит АТЭС и Олимпиада – злоупотребления потянули на миллиард долларов. В Евросоюзе, по данным журналистов, оффшорный Люксембург помогал трем сотням крупнейших мировых компаний уходить от налогов. Ущерб – на десятки миллиардов. Сегодня в кризис контроль усилили и деньги ищут новое спокойное убежище. Упрощая лицензирование, Беларусь рассчитывает принять их у себя.

В целом Минэкономики предложило к совещанию четыре основных новации – сокращение необходимых бумаг на лицензию, это всегда угнетает бизнес. Бессрочный характер документа – не нужно собирать все справки повторно, мониторинг ведет сам регулятор. Упрощение документооборота – бумаги по почте, включая электронную, и только судебное лишение лицензии.

Последнее Президент не поддержал – выходит слишком уж по букварю. Звучит красиво, а на деле размывается ответственность регистратора, и могут пострадать граждане – фемида дело не быстрое и хлопотное.

Министр Жарко и Минздрав – самый тонкий пример по лицензированию. Здесь от разрешения и качества контроля зависит жизнь и здоровье людей. Как в случае с частным медцентром, когда пациентка умерла после операции, и это всколыхнуло все общество.

Всего за последнее время Минздрав отозвал 80 лицензий. Показательно, что лишь однажды это решение попытались оспорить – то есть, признали правоту регулятора.

Не меньшей проблемой обернулась поспешная либерализация в строительстве, когда фирмы-посредники и однодневки наплодили в стране долгострои, и решать проблему пришлось на высшем уровне. Так что, лицензии – это не прихоть государства, а страховка от мошенников.

О том, как работает лицензионный фильтр – на нашем журналистском примере. Скажем, я решаю создать телеканал своего имени и вещать свое мнение в массы круглосуточно и полноформатно. Для этого мне понадобится лицензия Министерства информации.

Для лицензии сегодня мне нужны примерно 10 документов, включая заявление, творческую концепцию, копию устава, серию приказов, копию трудовой и даже диплом. Лично в Мининформ мне придется сходить минимум трижды, в том числе сдать профэкзамен.

Мою заявку будут исследовать месяц. А срок действия лицензии - всего 5 лет. Если президентский указ о лицензиях Глава государства одобрит, мой карьерный рост упростится и ускорится на порядок. Как у добросовестного вещателя с репутацией моя лицензия будет бессрочной. А вместо личных визитов заявку я смогу отправить с любого гаджета, да вот хотя бы с планшета.

О том, что поправки – неформальные, а продуманные и связаны с развитием и технического прогресса, и электронного правительства, и с общим улучшением бизнес-климата в стране в эксклюзивном комментарии нам рассказывает министр экономики. По Владимиру Зиновскому выходит: баланс интересов граждан, государства и бизнеса в поправках учтен. При этом по требованию Главы государства максимальная ответственность не снимается с регулятора, в частности, министров. Число выдающих лицензии органов в Беларуси не вырастет, а под самым пристальным контролем будут атомная энергетика, недвижимость и риелторские услуги плюс безусловно медицина.

Глава государства в целом поправки поддержал, хотя поручил документ доработать – в новациях идти от жизни и изложить их простым и понятным языком, чтобы соискателю лицензии не пришлось начинать бизнес в Беларуси со словарем – с бюрократического, на человеческий.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =