Сегодня мы гордимся достижениями современной Беларуси, независимость которой отстаивали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. Среди символов трагедии и героизма тех событий стали 2 знаковых для каждого белоруса мемориала. Курган Славы и Хатынь. Их открыли в один день - 5 июля ровно 50 лет назад. Сегодня комплексы известны во всем мире. Но до сих пор неизвестными остаются множество фактов и деталей о создателях и их шедеврах. История мемориалов - материал Елены Бормотовой.
1969-й - открытие Хатыни. На открытии молодые авторы мемориала, им чуть за тридцать.
5 июля 1969-го - на кадрах кинохроники. Открытие мемориального ансамбля "Хатынь". Среди сотен людей - молодые авторы мемориала. Им чуть за тридцать. Вечный огонь зажигают от Вечного огня на площади Победы. Он горит круглые сутки, круглый год. Вот уже 50 лет. В конкурсе на создание мемориала участвовали 10 проектов. Победил тот, где было увековечено все. Это памятник-документ. Здесь не меняли ландшафт. Даже деревья те самые. Обелиски в виде печной трубы на месте каждой из 26 сожженных изб. Архитекторы сами искали фундаменты. Раскрытая настежь калитка – как приглашение войти в дом, которого нет.
Тишину в Хатыни нарушало лишь пение жаворонков - оно вдохновили авторов на использование колокольного звона
Впервые Градов, Занкович и Левин - они всегда писались по алфавиту, дабы подчеркнуть равенство каждого, приехали в Хатынь весной 1967-го. Тишину нарушало лишь пение жаворонков. Они и вдохновили авторов на использование колокольного звона. Колокола, которые заговорили в Хатыни, отливали на территории Минского радиаторного завода. По первоначальной идее авторов, колокола должны звонить от порыва ветра. Но порывов ветра не хватало, и колокола молчали. Идея с электрификацией оказалась более удачной. Колокола заговорили.
Самый высокий элемент Хатыни - 6-метровый старик с ребенком на руках
Самый высокий элемент Хатыни - 6-метровый старик с ребенком на руках - "Непокоренный человек" авторства скульптора Селиханова. Прообраз Иосифа Каминского, единственного взрослого, который выжил в трагедии. Но лепили скульптуру не с него. Это собирательный образ непокоренного народа.
В 60-ых место разгрома войск вермахта решают увековечить - насыпать курган
21-й километр московского шоссе. В 1944-м в ходе стратегической освободительной операции «Багратион» в этих местах была окружена 105-тысячная группировка войск армии "Центр" - одна из крупнейших в годы Второй мировой войны, вошедшая в историю под названием "Минский котел". В 60-ых место разгрома войск вермахта решают увековечить: насыпать курган и посадить 4 дуба. Но молодые авторы Стахович и Арцимович разрабатывают свой проект. С готовыми макетами идут к уже известному скульптору Бембелю. Фронтовик, он сразу соглашается работать над проектом.
Первоначально курган планировали засыпать на противоположной стороне - там, где сейчас распаханное поле. Там как раз находилась силосная башня, на нее и хотели засыпать курган, а в ней открыть музей. Но сооружение перенесли на противоположную - солнечную сторону. Естественно, от создания музея у подножия пришлось отказаться.
70-метровый курган насыпали люди. Они шли сотнями с разными емкостями.
А ночью, чтобы никто не видел, землю везли на самосвалах. Четыре штыка символизируют 4 фронта, освобождавших Беларусь. Они бетонные, но покрыты вечными титановыми пластинами. Венок-кольцо также изготавливали из бетона, на который ленинградские мастера наносили смальту. Еще была идея - установить скульптуры всем командующим фронтами - Рокоссовскому, Захарову, Черняховскому и Баграмяну. Бронзовых военачальников планировалось установить у подножия кургана. Но идея с рабочих макетов и чертежей так и осталось нереализованной.
Сегодня мы гордимся достижениями современной Беларуси, независимость которой отстаивали наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны. Среди символов трагедии и героизма тех событий стали 2 знаковых для каждого белоруса мемориала. Курган Славы и Хатынь. Их открыли в один день - 5 июля ровно 50 лет назад. Сегодня комплексы известны во всем мире. Но до сих пор неизвестными остаются множество фактов и деталей о создателях и их шедеврах. История мемориалов - материал Елены Бормотовой.
1969-й - открытие Хатыни. На открытии молодые авторы мемориала, им чуть за тридцать.
5 июля 1969-го - на кадрах кинохроники. Открытие мемориального ансамбля "Хатынь". Среди сотен людей - молодые авторы мемориала. Им чуть за тридцать. Вечный огонь зажигают от Вечного огня на площади Победы. Он горит круглые сутки, круглый год. Вот уже 50 лет. В конкурсе на создание мемориала участвовали 10 проектов. Победил тот, где было увековечено все. Это памятник-документ. Здесь не меняли ландшафт. Даже деревья те самые. Обелиски в виде печной трубы на месте каждой из 26 сожженных изб. Архитекторы сами искали фундаменты. Раскрытая настежь калитка – как приглашение войти в дом, которого нет.
Тишину в Хатыни нарушало лишь пение жаворонков - оно вдохновили авторов на использование колокольного звона
Впервые Градов, Занкович и Левин - они всегда писались по алфавиту, дабы подчеркнуть равенство каждого, приехали в Хатынь весной 1967-го. Тишину нарушало лишь пение жаворонков. Они и вдохновили авторов на использование колокольного звона. Колокола, которые заговорили в Хатыни, отливали на территории Минского радиаторного завода. По первоначальной идее авторов, колокола должны звонить от порыва ветра. Но порывов ветра не хватало, и колокола молчали. Идея с электрификацией оказалась более удачной. Колокола заговорили.
Самый высокий элемент Хатыни - 6-метровый старик с ребенком на руках
Самый высокий элемент Хатыни - 6-метровый старик с ребенком на руках - "Непокоренный человек" авторства скульптора Селиханова. Прообраз Иосифа Каминского, единственного взрослого, который выжил в трагедии. Но лепили скульптуру не с него. Это собирательный образ непокоренного народа.
В 60-ых место разгрома войск вермахта решают увековечить - насыпать курган
21-й километр московского шоссе. В 1944-м в ходе стратегической освободительной операции «Багратион» в этих местах была окружена 105-тысячная группировка войск армии "Центр" - одна из крупнейших в годы Второй мировой войны, вошедшая в историю под названием "Минский котел". В 60-ых место разгрома войск вермахта решают увековечить: насыпать курган и посадить 4 дуба. Но молодые авторы Стахович и Арцимович разрабатывают свой проект. С готовыми макетами идут к уже известному скульптору Бембелю. Фронтовик, он сразу соглашается работать над проектом.
Первоначально курган планировали засыпать на противоположной стороне - там, где сейчас распаханное поле. Там как раз находилась силосная башня, на нее и хотели засыпать курган, а в ней открыть музей. Но сооружение перенесли на противоположную - солнечную сторону. Естественно, от создания музея у подножия пришлось отказаться.
70-метровый курган насыпали люди. Они шли сотнями с разными емкостями.
А ночью, чтобы никто не видел, землю везли на самосвалах. Четыре штыка символизируют 4 фронта, освобождавших Беларусь. Они бетонные, но покрыты вечными титановыми пластинами. Венок-кольцо также изготавливали из бетона, на который ленинградские мастера наносили смальту. Еще была идея - установить скульптуры всем командующим фронтами - Рокоссовскому, Захарову, Черняховскому и Баграмяну. Бронзовых военачальников планировалось установить у подножия кургана. Но идея с рабочих макетов и чертежей так и осталось нереализованной.