Обратимся к хронологии воздушных маневров рейса Ryanair АК4978. Отдельные эксперты говорят, что слишком много там белых пятен: мол, когда пришло письмо на email с угрозой? И кто кому (диспетчер или экипаж) сказал приземлять судно в Минске? На самом деле, все это просто разговоры и попытки вывернуть факты в нужном для себя (т. е. неблагоприятном для соседей) русле.
Есть стенограмма, собрана вся доказательная база и вся информация нашими структурами. Власти говорят представителям международных организаций, гражданской авиации США и ЕС: приезжайте, давайте сядем и расследуем эту историю! Но нет - не хотят. Что ж, мы сэкономим их время и проведем ревизию тех 16 минут, что изменили воздушное пространство Европы.
И время, и факты говорят о том, что Беларусь среагировала правильно
23 мая 12:30. В это мгновение в воздушное пространство Беларуси входит рейс FR4978 Ryanair. Самолет ирландской авиакомпании совершал полет из аэропорта Афин в Вильнюс. Однако примерно в это же время воздушные гавани трех стран получают письмо, в котором сообщается: железная птица заминирована. На крутой поворот событий реагирует диспетчер.
В таких ситуациях счет идет буквально на секунды. Слишком рискованно попросту игнорировать столь "взрывоопасное письмо". 16 минут переговоров между экипажем и диспетчером дали четкую картинку происходящего. Командир воздушного судна произносит MAYDAY (международное обозначение: "Мы терпим бедствие").
Экипаж Ryanair принял во внимание готовность Национального аэропорта Минск принять судно согласно всем протоколам безопасности и международным инструкциям ICAO. В 12:47 по Минску борт FR4978 меняет курс на белорусскую столицу.
Для пущей точности: в 13 часов 00 минут 00 секунд самолет ирландских авиалиний заходит на посадку в Национальный аэропорт Минск.
Все еще непонятно, насколько угроза минирования реальна. Но рисковать жизнями людей недопустимо. Саперы, МЧС, медики по первой тревоге примчались в аэропорт.
И здесь кроется одна из самых главных спекуляций. Все дело в том, что тот загадочный истребитель, что вынудил борт поменять маршрут, в это же время - в 13:04 - только вылетал из аэродрома в Барановичах. Успеть он мог только при прямой телепортации.
Однако даже телепортация не так звучит фантастически, как политический оборот событий. Про задержанного Протасевича не будем. И все же европейские политики и подручные СМИ стали искать следы чекистов. Оказалось все гораздо проще. Об этом же говорили и сами пассажиры.
Исходя из стенограммы общения экипажа и диспетчера, становится ясно: Ryanair 1 Tango zulu (позывной борта) самостоятельно принял решение идти на посадку в Минск. При этом и командир судна, и работники воздушной гавани соблюдали все правила и протоколы Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Кстати, абсолютно точную выкладку разговора разместил у себя на сайте Департамент по авиации. Даже по дипломатической линии Минск готов принять организации и комиссии - было бы желание.
Правда всегда одна. И время, и все факты красноречиво говорят об одном: Беларусь среагировала правильно, сохраняя и свою (а борт летел возле БелАЭС), и чужую (взорвать "бомбу" хотели над Вильнюсом) безопасность. Опять же, это все есть в открытых источниках, факты можно проверить и самостоятельно. Кстати, почти никто из стран, обвинивших Беларусь в "пиратстве", даже не запросил данные переговоров.
Как информацию о посадке самолета Ryanair преподносят европейские СМИ
Факты есть факты. И на их фоне нельзя не отметить, что скорость реакции мирового сообщества на инцидент с самолетом была просто космическая. Почему, не дожидаясь фактов, так быстро приклеили ярлыки? Пираты, террористы… Совсем не стесняются?
"Запад обладает нужными компетенциями и достаточным количеством экспертов, которые в течение 15 минут, посмотрев все материалы, могут вынести мнение о четкой легитимности действий белорусских властей. МиГ-29, который был поднят, в случае, если бы злоумышленники взорвали бомбу, и самолет бы упал, то истребитель должен был бы зафиксировать место падения, чтобы максимально быстро обеспечить прилет на это место спасателей. Этот факт внушает уверенность, что наши инструкции безопасности продуманны и работают очень хорошо. А негативная реакция Запада была, потому что они быстро поняли ситуацию и что это действительно серьезный прокол. К нам попал важный фигурант всей цветной революции, вне всякого сомнения, будет утечка информации, и надо утопить это в агрессивной реакции, надо постараться обвинить Беларусь, хотя бы хоть что-то выкрутить в свою пользу из сложившейся ситуации.
Беларусь поступила как держава первого уровня
Наше спокойное, уверенное поведение, в полном соответствии с международным законодательством, но и в полном соответствии с национальным законодательством, когда человека, который находится в розыске, арестовывают, возмущает Запад. В их понимании на это имеют право только державы первого уровня, крупные государства. Как они считают, Беларусь с нашим рангом такое делать не имеет права. Но тут они серьезно ошиблись, потому что наш культурный код совершенно на других принципах основан.
И второй момент, очень сложно размышлять на тему, почему Протасевич там оказался, возможно, его действительно “слили” для организации этой провокации. Конечно, у нас сейчас таких фактов нас нет, но исторически абсолютно верно то, что Запад очень часто использует сначала в рамках цветных революций, а когда они отработают свою роль, просто сливают.
Выйти на определенные стандарты союзнического поведения
Нужна консолидация на деле, а не на словах. Я готов согласиться с тем, что наши интеграционные процессы шли достаточно медленно, слишком много противоречий. Мы достаточно поздно поняли значимость объединения для будущего. А это очень важный момент. И много еще придется преодолеть сложностей. Как в народе говорят: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Я убежден, что сейчас все эти процессы ускорятся, и мы выйдем на определенные стандарты союзнического поведения между нашими странами, и, главное на союзнические действия.
Кстати, один еще интересный момент. Французскому борту было отказано в приземлении на российской территории. Потому что у них было разрешение на пролет по определенному авиационному маршруту, они попытались его изменить и получили соответствующий отказ. Так что здесь на лицо вполне конкретные действия наших союзников".
И вот все уже вроде бы все поняли, разобрались, что пилоты сами посадили самолет, о военной авиации в контексте угрозы говорить просто глупо. Но что делается в СМИ?
Британская The Daily Mail публикует вот такое:
Майкл О'Лири из Ryanair осуждает "профинансированное государством пиратство" после того, как в Беларуси был вынужден приземлиться самолет с агентами КГБ, а оппозиционного блогера и его подругу заставили умолять о жизни после того, как МиГ-29 "угрожал сбить самолет".
Как вам такое комбо из фейков? Этому верят их читатели? Так, а за счет чего можно усилить голос Беларуси на международной арене? Какую роль играет вес голоса союзников, таких как Россия и Китай?
Под удар в итоге попал и белорусский авиаперевозчик. На следующий день произошла ситуация, когда уже после взлета борт, который направлялся в Барселону, не смог выйти из воздушного пространства Беларуси. Пришлось долго кружить и сбрасывать топливо перед тем, как вернуться в Минск. А это не подвергало опасности пассажиров?
Читайте также:
- А. Савиных: Показания Протасевича могут нанести серьезный ущерб репутации отдельных лиц на Западе
- Реакция Запада на посадку самолета. Протасевич - журналист или террорист?
- В. Бруверис: Ryanair дает неполную информацию и виляет в вопросе расследования посадки самолета в Минске