Белорусские пейзажи – на полотнах современников Шишкина, Левитана, Айвазовского. Национальный художественный музей Беларуси представил шедевры пейзажной живописи из своих фондов. Работы, которые крайне редко покидали запасники, все же предстали на обозрение публики.
Елена Бормотова в классических произведениях рассматривала белорусскую природу. Современники корифеев - именно так назвали экспозицию из масштабного проекта Нацмузея - "Наши коллекции". Десятки полотен, которые почти никогда не выставлялись. Имена авторов известны разве только профессионалам. Между тем, художники жили, учились и работали в одно время со всемирно известными - Репиным, Айвазовским, Соврасовым. И вместе формировали художественный контекст эпохи.
В пяти залах, где представлена русская академическая классическая живопись, невозможно выставить всю коллекцию целиком. Поэтому многое из наследия и приходится представлять только на временных экспозициях. Сейчас отошли от стандартов и музейных клише для показа пейзажа второй половины 19-го века. Здесь нет ни Шишкина, ни Куинджи, ни Левитана. Их достаточно в постоянной экспозиции.
Десятки художественных имен, без которых невозможно представить искусство того времени. Все выпускники Санкт-Петербургской академии искусств и Московского училища живописи, скульптуры и зодчества. Входили в Товарищество передвижных художественных выставок. Среди них и уроженцы Беларуси - Аполлинарий Горавский и Федор Ясновский. Некоторые - такие, как Шишкин, работали в наших краях. На полотне Отрыганьева - виды реки Остер - Могилевщина.
Картины, которые на время выставки оставили запасники, коллекцию русской живописи Национального художественного пополнили во время директорства Елены Аладовой. Именно она имела талант не только находить, но и убеждать коллекционеров, что их работы должны находиться в музейных залах. Так у нас появились не только Левитан и Шишкин, но и десятки других имен - современников корифеев. По количеству имен создателей в белорусской коллекции наш музей называли второй Третьяковской.
Многие из выставленных художников сами были педагогами и передавали свое мастерство творцам уже 20-го века. Кстати, перед экспозицией никаких глобальных реставрационных работ не проводили. Полотна очень хорошо сохранены.