Взаимодействие Беларуси и Международного валютного фонда стало поводом совещания у Президента

Взаимодействие Беларуси и Международного валютного фонда, а также новая кредитная программа стали поводом совещания у Президента. Главу государства в первую очередь интересовало положение дел в данной сфере, в частности, какие требования у финансовой организации к Беларуси, готова ли к этому страна и главное – народ. Александр Лукашенко предложил правительству оценить ситуацию реального и финансового секторов белорусской экономики. И определить, как выполнение этих планов может повлиять на развитие предприятий и благосостояние наших граждан. Целый ряд вопросов в этом ключе имеет чувствительный характер – это и повышение тарифов на ЖКУ, и тема распоряжения госсобственностью. Впрочем, главное в принятии решений, подчеркнул Президент, как и прежде - человек. Белорусская сторона должна придерживаться национальных интересов. Переговоры по новой кредитной программе продолжатся. Завтра делегация правительства и Нацбанка вылетит в США для консультаций с представителями МВФ. Об итогах сегодняшнего дня Андрей Лаптенок. Отношения с Международным валютным фондом у Беларуси давние и в целом доверительные. Ни для кого не секрет, что МВФ в общем — обычный кредитор: дает деньги тем, кто сможет их отдать, прекрасно осознавая, что страна не может себя нормально чувствовать, если она собирается жить в долг всегда. К чести нашей страны, ее кредитная история абсолютно чистая — по долгам мы всегда платили исправно, в срок и без последствия для национальной экономики. Беларусь стала членом МВФ в 1992. За 23 года сотрудничества к финансовым ресурсам фонда прибегали лишь трижды. С 1992 по 2008 годы 217 млн долларов по линии фонда системных трансформаций, почти 80 млн по механизму standby и, наконец, главный кредит — соглашение standby в размере 3,5 миллиарда долларов. В марте прошлого года Беларусь, исполняя свои обязательства, полностью рассчиталась с МВФ. Затем возобновление сотрудничества и расчет на возможное получение нового кредита. Как раз репутация пунктуального плательщика позволяет сегодня без стеснения отстаивать свои национальные интересы. Разумеется, фокус евроатлантических интересов в регионе Восточной Европы не только экономический. Есть место и большой политике. Катастрофический пример сотрудничества с кредиторами - постсоветская Россия. Шоковая терапия Гайдара, политические условия для получения кредитов, агульная массовая приватизация и либерализация. Об «успехах» российской экономики в годы бездумного, без учета национальных интересов, следования советам западных кредиторов говорить излишне. Хотя, конечно, деньги в любых переговорах аргумент не последний. Факт, который не требует подтверждения. Дешевые деньги МВФ помогают положительно влиять на внутренний рынок, бороться с валютными колебаниями и инфляцией. С другой, несмотря на то, что речь идет о миллиардах долларов, потенциальный кредит для Беларуси вовсе не выглядит подарком. Особенно если учесть, какие условия фонда должна выполнить страна. Если очень коротко, позиция МВФ в следующем: для долгосрочного экономического роста должны быть предусмотрены так называемые глубокие структурные реформы. Только выполнив их, страна может рассчитывать на поддержку. Но чем обернется эта поддержка, можно только догадываться. За последние 20 лет белорусы привыкли, несмотря на все потрясения мировой экономики, государство их не бросит. Малоимущие получат поддержку, рабочие места сохранятся, семье всегда будет чем заплатить за услуги ЖКХ, на что купить еду и одежду, собрать ребенка в школу. Да и отправиться на теплый отдых сегодня может при желании позволить себе почти каждый. Сохранить такую социальную стабильность стране, не обладающей богатыми природными запасами, дорогого стоит. Вот сейчас в одно мгновение предлагается все эти гарантии поменять на кредит в 3 миллиарда. Не слишком ли дорого буду стоить эти деньги? Ответ очевиден, и Александр Лукашенко сегодня был ожидаемо категоричен. Беларусь никогда и не скрывала, в том числе и на самом высоком уровне. В непростое время кредит МВФ позволил поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, сохранить низкий уровень безработицы. Но Александр Лукашенко последовательно категоричен. Обсуждение новой кредитной программы Беларуси с Международным валютным фондом может проходить только с учетом интересов белорусского народа. Кредит интересен, но не любой ценой. Следствием того, что природа не наградила нас богатыми залежами нефти, газа или угля стало то, что нам пришлось своими собственными руками создавать свои богатства, коими стали белорусские предприятия. Пусть некоторым непросто в невероятной конкурентной борьбе на мировом рынке, но эти предприятия не разрушены в годы лихих 90-х, не перепрофилированы на производство кастрюль, а серьезно модернизированы, что позволило сохранить на них настоящих профессионалов. Их потерю, а мы наслышаны, чем часто заканчивается приватизация, потом не восполнить десятилетиями. Парадоксальность складывающейся ситуации состоит еще и в том, что от Беларуси просят провести реформу прямо сейчас реформируемой экономики. Сами эксперты фонда не раз одобрительно отмечали — в Беларуси де-факто проходит трансформация экономической модели в виде модернизации производства, стабилизации денежно-кредитной сферы, новой экспортной стратегии с поиском новых рынков. Маленький пример: замещение огромного рынка Российской Федерации почти вдвое. Без малого 50 % экспорта, шедшего в Россию, Беларусь смогла перенаправить на другие рынки. Есть в дорожной карте, которую правительство готовит вместе с фондом, вопрос, который всегда был и будет сверхчувствительным для простого человека в любой стране; вопрос, который зачастую для обычного гражданина и есть индикатор уровня его благосостояния да и положения дел в экономике - стоимость услуг ЖКХ. Предлагается цены повысить, льготы отменить. И это при том, что здесь же рекомендуется на протяжении всего этого периода не повышать прожиточный минимум и исключить любые доплаты и точечное субсидирование. Ну что это, если не самый настоящий удар под дых, говорят белорусы! Мнение Президента абсолютно совпадает почти со ста процентами опрошенных нами. Уступать здесь нельзя. Плавное повышение тарифов не более пяти долларов в год и точка. И только при общем повышении благосостояния людей, при росте зарплат возможны корректировки. За столом сегодня только ключевые руководители, но каждого Президент просит рассуждать только с гражданской позиции. Риторический вопрос: кто в противном случае сможет платить по счетам? Готова ли Беларусь и ее граждане идти по пути этих требований, или это вопрос долгой общественной дискуссии? Глава государства не раз отмечал: ни один пункт программы, предложенный экспертами фонда, не вызывает у белорусской стороны отторжения, поскольку сама программа основана на абсолютно объективных законах экономики и жизни человека. Впрочем, по таким же законам пробует жить и Беларусь, пытаясь в первую очередь сохранить статус социального государства. Президент напоминает, что недопустимо брешь бездеятельности закрывать внешними долгами. Достаточно ли сегодня делает правительство? Когда от политики внешнего заимствования мы перейдем к политике привлечения иностранных инвестиций? В 2015 году в реальный сектор экономики нашей страны вложили порядка 11 млрд долларов. Годом ранее все 15! То есть на четверть план прошлого года был фактически провален. Эффективное распределение ресурсов в экономике, изменения в управлении собственностью, условиях ведения бизнеса, диверсификация экспорта. Сейчас этим занят весь мир. Тенденция общая. Даже Китай и США пытаются находить новые инструменты развития малого и среднего бизнеса. А уж отношение к инвестору там подавно объявлено священной коровой. И здесь у того же Китая, ставшего нашим стратегическим партнером, мы обязаны учиться. Прорывные отношения на Востоке вселяют оптимизм. Продавать больше и дороже, работать на опережение и учитывать, что пропаганда жизни в кредит целые страны подталкивает к рабству в его современном обличии. А потому ни на минуту нельзя останавливаться, чтобы искать резервы внутри страны. Главный инвестор - граждане страны. Пока этого нет в полной мере, говорить о смене экономического курса неуместно. В формальном письме на имя главы МВФ Кристин Лагард, которое подготовило правительство, Президент не увидел главного. Александр Лукашенко предложил правительству оценить готовность реального и финансового секторов белорусской экономики к возможным предстоящим образованиям и как выполнение этих планов повлияет на развитие предприятий и благосостояние белорусских граждан. Чуть позже, появившись перед журналистами, глава Нацбанка Павел Каллаур подтвердит, что письмо белорусской стороны будет скорректировано. Уже завтра делегация правительства и Нацбанка вылетит в США. На предстоящих переговорах с представителями МВФ все чувствительные для Беларуси вопросы будут озвучены.
03.10.2016 21:00

Взаимодействие Беларуси и Международного валютного фонда, а также новая кредитная программа стали поводом совещания у Президента. Главу государства в первую очередь интересовало положение дел в данной сфере, в частности, какие требования у финансовой организации к Беларуси, готова ли к этому страна и главное – народ. Александр Лукашенко предложил правительству оценить ситуацию реального и финансового секторов белорусской экономики. И определить, как выполнение этих планов может повлиять на развитие предприятий и благосостояние наших граждан. Целый ряд вопросов в этом ключе имеет чувствительный характер – это и повышение тарифов на ЖКУ, и тема распоряжения госсобственностью. Впрочем, главное в принятии решений, подчеркнул Президент, как и прежде - человек. Белорусская сторона должна придерживаться национальных интересов. Переговоры по новой кредитной программе продолжатся. Завтра делегация правительства и Нацбанка вылетит в США для консультаций с представителями МВФ.

Об итогах сегодняшнего дня Андрей Лаптенок. Отношения с Международным валютным фондом у Беларуси давние и в целом доверительные. Ни для кого не секрет, что МВФ в общем — обычный кредитор: дает деньги тем, кто сможет их отдать, прекрасно осознавая, что страна не может себя нормально чувствовать, если она собирается жить в долг всегда. К чести нашей страны, ее кредитная история абсолютно чистая — по долгам мы всегда платили исправно, в срок и без последствия для национальной экономики.

Беларусь стала членом МВФ в 1992. За 23 года сотрудничества к финансовым ресурсам фонда прибегали лишь трижды. С 1992 по 2008 годы 217 млн долларов по линии фонда системных трансформаций, почти 80 млн по механизму standby и, наконец, главный кредит — соглашение standby в размере 3,5 миллиарда долларов. В марте прошлого года Беларусь, исполняя свои обязательства, полностью рассчиталась с МВФ. Затем возобновление сотрудничества и расчет на возможное получение нового кредита.

Как раз репутация пунктуального плательщика позволяет сегодня без стеснения отстаивать свои национальные интересы.

Разумеется, фокус евроатлантических интересов в регионе Восточной Европы не только экономический. Есть место и большой политике. Катастрофический пример сотрудничества с кредиторами - постсоветская Россия. Шоковая терапия Гайдара, политические условия для получения кредитов, агульная массовая приватизация и либерализация. Об «успехах» российской экономики в годы бездумного, без учета национальных интересов, следования советам западных кредиторов говорить излишне. Хотя, конечно, деньги в любых переговорах аргумент не последний.

Факт, который не требует подтверждения. Дешевые деньги МВФ помогают положительно влиять на внутренний рынок, бороться с валютными колебаниями и инфляцией. С другой, несмотря на то, что речь идет о миллиардах долларов, потенциальный кредит для Беларуси вовсе не выглядит подарком. Особенно если учесть, какие условия фонда должна выполнить страна.

Если очень коротко, позиция МВФ в следующем: для долгосрочного экономического роста должны быть предусмотрены так называемые глубокие структурные реформы. Только выполнив их, страна может рассчитывать на поддержку. Но чем обернется эта поддержка, можно только догадываться. За последние 20 лет белорусы привыкли, несмотря на все потрясения мировой экономики, государство их не бросит. Малоимущие получат поддержку, рабочие места сохранятся, семье всегда будет чем заплатить за услуги ЖКХ, на что купить еду и одежду, собрать ребенка в школу. Да и отправиться на теплый отдых сегодня может при желании позволить себе почти каждый. Сохранить такую социальную стабильность стране, не обладающей богатыми природными запасами, дорогого стоит. Вот сейчас в одно мгновение предлагается все эти гарантии поменять на кредит в 3 миллиарда. Не слишком ли дорого буду стоить эти деньги? Ответ очевиден, и Александр Лукашенко сегодня был ожидаемо категоричен.

Беларусь никогда и не скрывала, в том числе и на самом высоком уровне. В непростое время кредит МВФ позволил поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, сохранить низкий уровень безработицы. Но Александр Лукашенко последовательно категоричен. Обсуждение новой кредитной программы Беларуси с Международным валютным фондом может проходить только с учетом интересов белорусского народа. Кредит интересен, но не любой ценой.

Следствием того, что природа не наградила нас богатыми залежами нефти, газа или угля стало то, что нам пришлось своими собственными руками создавать свои богатства, коими стали белорусские предприятия. Пусть некоторым непросто в невероятной конкурентной борьбе на мировом рынке, но эти предприятия не разрушены в годы лихих 90-х, не перепрофилированы на производство кастрюль, а серьезно модернизированы, что позволило сохранить на них настоящих профессионалов. Их потерю, а мы наслышаны, чем часто заканчивается приватизация, потом не восполнить десятилетиями.

Парадоксальность складывающейся ситуации состоит еще и в том, что от Беларуси просят провести реформу прямо сейчас реформируемой экономики. Сами эксперты фонда не раз одобрительно отмечали — в Беларуси де-факто проходит трансформация экономической модели в виде модернизации производства, стабилизации денежно-кредитной сферы, новой экспортной стратегии с поиском новых рынков. Маленький пример: замещение огромного рынка Российской Федерации почти вдвое. Без малого 50 % экспорта, шедшего в Россию, Беларусь смогла перенаправить на другие рынки.

Есть в дорожной карте, которую правительство готовит вместе с фондом, вопрос, который всегда был и будет сверхчувствительным для простого человека в любой стране; вопрос, который зачастую для обычного гражданина и есть индикатор уровня его благосостояния да и положения дел в экономике - стоимость услуг ЖКХ. Предлагается цены повысить, льготы отменить. И это при том, что здесь же рекомендуется на протяжении всего этого периода не повышать прожиточный минимум и исключить любые доплаты и точечное субсидирование. Ну что это, если не самый настоящий удар под дых, говорят белорусы!

Мнение Президента абсолютно совпадает почти со ста процентами опрошенных нами. Уступать здесь нельзя. Плавное повышение тарифов не более пяти долларов в год и точка. И только при общем повышении благосостояния людей, при росте зарплат возможны корректировки. За столом сегодня только ключевые руководители, но каждого Президент просит рассуждать только с гражданской позиции. Риторический вопрос: кто в противном случае сможет платить по счетам?

Готова ли Беларусь и ее граждане идти по пути этих требований, или это вопрос долгой общественной дискуссии? Глава государства не раз отмечал: ни один пункт программы, предложенный экспертами фонда, не вызывает у белорусской стороны отторжения, поскольку сама программа основана на абсолютно объективных законах экономики и жизни человека. Впрочем, по таким же законам пробует жить и Беларусь, пытаясь в первую очередь сохранить статус социального государства.

Президент напоминает, что недопустимо брешь бездеятельности закрывать внешними долгами. Достаточно ли сегодня делает правительство? Когда от политики внешнего заимствования мы перейдем к политике привлечения иностранных инвестиций? В 2015 году в реальный сектор экономики нашей страны вложили порядка 11 млрд долларов. Годом ранее все 15! То есть на четверть план прошлого года был фактически провален.

Эффективное распределение ресурсов в экономике, изменения в управлении собственностью, условиях ведения бизнеса, диверсификация экспорта. Сейчас этим занят весь мир. Тенденция общая. Даже Китай и США пытаются находить новые инструменты развития малого и среднего бизнеса. А уж отношение к инвестору там подавно объявлено священной коровой. И здесь у того же Китая, ставшего нашим стратегическим партнером, мы обязаны учиться. Прорывные отношения на Востоке вселяют оптимизм. Продавать больше и дороже, работать на опережение и учитывать, что пропаганда жизни в кредит целые страны подталкивает к рабству в его современном обличии. А потому ни на минуту нельзя останавливаться, чтобы искать резервы внутри страны. Главный инвестор - граждане страны.

Пока этого нет в полной мере, говорить о смене экономического курса неуместно. В формальном письме на имя главы МВФ Кристин Лагард, которое подготовило правительство, Президент не увидел главного.

Александр Лукашенко предложил правительству оценить готовность реального и финансового секторов белорусской экономики к возможным предстоящим образованиям и как выполнение этих планов повлияет на развитие предприятий и благосостояние белорусских граждан. Чуть позже, появившись перед журналистами, глава Нацбанка Павел Каллаур подтвердит, что письмо белорусской стороны будет скорректировано.

Уже завтра делегация правительства и Нацбанка вылетит в США. На предстоящих переговорах с представителями МВФ все чувствительные для Беларуси вопросы будут озвучены.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =