Средняя зарплата по стране выше психологически важной тысячи, инфляция ниже 5 %, сокращение бюджетной поддержки хронически убыточным предприятиям-"зомби" и однозначное число ставки рефинансирования для удешевления кредитов. Сегодня правительство и Нацбанк защищали перед Главой государства проекты бюджета и основ денежно-кредитной политики на будущий год.
Важной и долгожданной новацией также станет обновленный Налоговый кодекс. Уже год его основные положения жарко обсуждаются в правительстве, бизнес- и экспертной среде. Новации, в частности, упрощают налоговое администрирование, снижают нагрузку, устанавливают потолок для штрафных санкций и в целом стимулируют инвесторов. При этом все 3 документа подверглись критике Президента, с учетом поручений они должны быть доработаны в кратчайший срок. На что потратит государство профицит бюджета? Как стать тихой гаванью для мировых и региональных финансов? И какую роль Глава государства отводит губернаторам и местной власти в бюджетном планировании?
О первом годовом стресс-тесте для правительства, которое отработало первые 100 дней, – наш политический обозреватель Андрей Кривошеев.
Ключевое совещание по основным документам будущего года - бюджету, Налоговому кодексу и основам денежно-кредитной политики - сегодня больше походило на комплексный стресс-тест для экономики, финансов и самого правительства.
Символично, что Кабинет Министров отсчитал первые 100 дней с назначения, а это уже повод и мировая практика, чтобы проверить, как справляются министры, есть ли у них четкие тактика и стратегия на следующие 365 дней.
Стресс-тест для экономики столь же важен. Лихорадит внешние рынки, авторитетные эксперты предрекают то обрушение нефтяных цен, то долговой, а следом и финансовый кризис. В таких условиях нужно, во-первых, знать и исправлять свои болевые точки.
А, во-вторых, уметь противостоять внешним шокам. Именно с этих позиций Президент сегодня начал большое экономическое совещание или тест на стрессоустойчивость, как говорят финансисты.
100 дней правительства - не единственный и даже не главный маркер. Куда важнее самочувствие на экваторе пятилетки. Тем более в увязке с внешними рисками. Как открытая и небольшая экономика в одиночку стоять против грядущей мировой рецессии Беларусь не может по определению. Но и головокружения от успехов на волне относительно благоприятной конъюнктуры тоже быть не должно. На это настраивает Президент управленцев с первых же минут совещания.
Суммарный долг государств планеты превысил половину мирового ВВП, а это "спусковой крючок" для очередного финансового кризиса, считает МВФ. Беларусь по долгам выглядит гораздо опрятнее и надежнее, чем в среднем по странам континента.
Наша планка - менее 40 % и рассчитываемся в срок. Плюс на будущий год решением Президента разрешено привлечь дополнительно 2 миллиарда долларов несвязанных кредитов, в том числе чтобы рефинансировать прежние долги. А значит, снизить нагрузку на экономику. Впрочем, Президента больше интересуют проекты роста - увеличивая ВВП, автоматически снижаем зависимость от кредиторов.
Зарабатывающие отрасли, по словам премьера, определены. И отчасти уже внесли в общую копилку ВВП.
За текущий год он подрастет на 3,5 %. В региональном разрезе с заданием справились Минская, Витебская и Гродненская области. Ниже плана, но выше прошлого года сработали столица, Могилевская, Гомельская и Брестская области. Главная причина торможения - не все "локомотивы" модернизации, где вложены колоссальные средства, успели набрать нужную скорость.
Тот же вопрос, но уже конкретно по должникам Президент адресует и министру финансов. Логика проста: есть предприятия, которым можно и должно помогать, они работают на импортозамещение, имеют традиционные рынки и крепкие коллективы - целые промышленные школы.
Или еще пример - инструментальный завод в Орше. Закрывает огромную нишу импорта, дает жизнь провинции и заработок тысячам семей. Но есть и те, кто должен хронически и просто не в состоянии выйти на рентабельность. На жаргоне финансистов их называют "токсичные зомби". Мало того, что экономика в них мертва, так еще долги отравляют бюджет и смежников.
Минфин категоричен: "живых мертвецов не финансируем". А в целом бюджетные вливания сократятся на 10 %. Пример, где господдержка пришла вовремя и закрыла импортную валютную дыру, - стекло. Помогли Гомелю, но следом потянули не только всю индустрию, но и заказчиков. Среди них самые именитые автобренды страны, включая МАЗ и Белкоммунмаш. Хотя прицел еще амбициознее - весь строительный рынок.
Современное стекло не только красит облик новостроек, но и экономит энергию. Главное не отстать от спроса. Взыскательный заказчик сегодня требует еще и солнцезащиту в комплекте.
Кстати, сегодня на совещании не только глубоко разобрали тему импортозамещения, но также проблемы цен и посредников. Последние утяжеляют экономику, а порой просто топят в личных целях. Еще один приоритет - инвестиции. Президент критикует Кабмин за нерасторопность.
Тихой и уютной для капитала гаванью должна стать Беларусь. Для этого есть и внутренняя стабильность, и низкий уровень коррупции, и почти полный комплект указов и законов по содействию деловой инициативе. За "почти" скрывается налоговое законодательство. Год назад Президент поручил подготовить современный, простой и понятный кодекс. Над ним совместно трудились власть, бизнес и эксперты, но критика кодекса звучит до сих пор.
Министр финансов поясняет: новый кодекс балансирует на тонкой грани - упрощает налоги, но не снижает поступления в бюджет, иначе как выполнять социальную миссию государства.
Поручение Президента - доработать кодекс в кратчайшие сроки, чтобы новые налоговые режимы смогли заработать уже с начала 2019 года. Документ настолько важен, что его дошлифовкой займется сразу несколько рабочих групп, включая правительство, депутатский корпус, Администрацию Президента, бизнес и экспертов. На все с учетом важности Глава государства отвел максимум 20 дней. Еще одно поручение лидера - максимально задействовать в согласовании всех новаций губернаторов. Местная власть отвечает за конкретных людей и предприятия, видит особенности территорий и должна предлагать модели их ускоренного развития, в том числе отстаивая в ключевых проектах на будущий год.
Общая ответственность правительства и губернаторов - доходы граждан. За текущий год средняя зарплата по стране вырастет на 12 % и не доберет лишь 30 копеек до психологически и экономически важной тысячи. Что важно: рост обеспечен так называемым бюджетным подвалом - самыми невысокими доходами в стране. В четвертом квартале средняя зарплата бюджетников выйдет на 80 % от средней по стране. А в будущем повысится опять же в среднем еще на 70 рублей. На это, в частности, пойдут дополнительные доходы бюджета. Главный вопрос - чтобы растущие зарплаты не съедала инфляция и скачки валютных котировок. Эти задачи Президент адресует главе Нацбанка.
Также главный банк страны обещает продолжить дедолларизацию экономики, внедрить систему мгновенных платежей и обеспечить золотовалютную подушку безопасности страны не ниже 7 миллиардов 100 миллионов долларов. Именно такая последовательная политика сохраняет стабильность в финансах и заложена в проект на будущий год. И именно ее высоко оценивают в том числе в регионах.
На доработку проектов денежно-кредитной политики и бюджета на будущий год с учетом сегодняшней критики Президент отвел не более двух недель, поддержав проекты в целом. После уточнения документы передадут на вычитку депутатам, и первая защита годового экономического проекта в парламенте станет еще одним стресс-тестом для нового правительства, которому при безусловном опыте каждого министра в отдельности только-только исполнилось 100 дней.