Беспрецедентно высокий уровень партнерства – именно так можно характеризовать сегодняшние отношения Минска и Пекина. Об этом заявил Президент Беларуси на встрече с главой Комитета по контролю и управлению госимуществом КНР Сяо Яцином. В этом году страны отмечают 25-летие дипотношений. За это время государства достигли полного взаимопонимания, в том числе на международных площадках. Также Беларусь является ключевым партнером масштабной китайской инициативы "Один пояс - один путь". Крупнейшие международные компании проявляют интерес к работе на площадке индустриального парка "Великий камень", где, по словам Александра Лукашенко, одни из лучших правовых условий ведения бизнеса. А создание специального инвестиционного фонда станет дополнительным стимулом для будущих резидентов. Репортаж Натальи Бреус.
Нынешний год особый для Беларуси и Китая – все-таки четверть века дипотношений между странами. Но 25 лет назад никто и подумать не мог, на какой уровень сотрудничества выйдут страны. Всестороннее стратегическое партнерство – это не просто красивое название. Это путь, по которому идут Минск и Пекин.
Сегодня в разговоре о Беларуси и Китае все чаще слышишь: «железные братья» и «всепогодная дружба». Такие сочетания не режут слух. Неслучайно совместные проекты набирают обороты. Потому и встречается белорусский Президент с гостями из этой страны все чаще.
Чувствуется, что добрые личные отношения лидеров, их взаимопонимание и обоюдная поддержка - отличный фон для переговоров на разных уровнях. Та самая политическая воля, которая включает зеленый свет для экономики и бизнеса.
Такая дружба стимулирует белорусские и китайские предприятия. Шаг за шагом великий Китай открывается Беларуси, подключаясь к самым разным проектам - от поставок продовольствия до сотрудничества в ВПК.
Сяо Яцин возглавляет при Государственном совете КНР комитет, который занимается вопросами управления госимуществом. Интересно, что председатели этой структуры неоднократно попадали в список самых влиятельных людей по версии журнала «Форбс».
Сегодня Комитет руководит госсектором, который объединяет более сотни крупнейших корпораций. Компаний с мировым именем, годовой оборот которых полтора триллиона долларов.
Дружить с Китаем сегодня хотят все. Это было заметно по числу мировых лидеров, которые собрались в Пекине весной – три десятка руководителей стран. Тогда все разговоры крутились вокруг глобальной инициативы КНР – «Один пояс - один путь». И тогда стало понятно, что Беларусь не единственная, но важная точка в этом мировом торговом коридоре.
Созданный под этот межконтинентальный проект индустриальный парк уже становится международным.
Да, условия для бизнеса в «Великом камне» созданы хорошие, но иногда нужно подтолкнуть и стимулировать не всегда разворотливый госсектор. Поэтому и обсуждается создание специального инвестфонда размером для начала в полмиллиарда долларов. Такая, можно сказать, «касса помощи» для новых резидентов.
Александр Ярошенко, глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень»:
"Планируется, что этот фонд будет поддерживать не только проекты, которые реализуются государственными корпорациями, будет рассматриваться и возможность поддержки малого и среднего частного бизнеса, поддержки иностранных инвестиционных проектов. Это очень важный момент".
Но прежде чем запускать конкретные проекты, не помешает «прощупать» рынок. Что действительно будет востребовано завтра? Вот, например, Китай в прошлом году вышел на передовые места в мире по производству и использованию авто на новых источниках энергии. За пять лет рост производства вырос в пятьдесят раз – за прошлый год выпущено полмиллиона таких автомобилей. Разве это не те самые новые возможности?
Георгий Гриц, заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси:
"Создание в Беларуси индустриальной зоны Китайско-Белорусского индустриального парка со своими преференциями, направленными на стимулирование высоко технологичных производств и предприятий, более соответствует требованиям международной торговли. И создает равные условия и для китайских, и для белорусских, и для немецких, и для российских, и еще для многих компаний. Поэтому этот формат не только будет, он однозначно будет способствовать развитию и переходу белорусской экономики в сотрудничестве с китайскими компаниями в новый совершенно технологический уклад".
Прибыла в Минск и делегация топ-менеджеров 16 крупных корпораций. От холдинга «Синомач», который ведет строительство Витебской ГЭС, завода по производству беленой целлюлозы до китайской корпорации авиационной промышленности, которая подписывает контракт с Национальной академией наук по выпуску беспилотников.
Китайские инвесторы интересуются Беларусью. Готовы войти в капитал нескольких наших предприятий. Присматриваются. Гомсельмаш, Белгоспроект - это только несколько в пилотном списке интересных предприятий.
Комитет по имуществу в Китае – эдакий регулятор для госсектора. С ним есть контакт, а это значит, что все корпорации получат четкий сигнал - «пора в Беларусь».
Первыми ласточками инвестиционного сотрудничества стали промышленные проекты с компанией "Зумлион". Тот же индустриальный парк – сфера вложений китайской "Чайна Мерчантс Групп".
С этого дня в "Великом камне" работают 16 резидентов. Сегодня зарегистрировали новичка - это китайская корпорация, которая работает в области обработки данных и искусственного интеллекта. Рассчитывают, что переговоры поспособствуют, и к концу года количество участников еще вырастет. Тем более что уже вырисовывается инфраструктура парка. Ее оценили гости. И сегодня торжественно открыли офисы новых резидентов.
Самая главная задача на данный момент - привлечение инвесторов. Мы планируем, что к концу года в парке уже будет зарегистрировано около 20 резидентов.
Этот визит открывает дорогу китайским инвестициям. Расчет на то, что вместе с инвестициями приходят технологии и идеи. Это будет кстати. Всерьез стоит вопрос кадров – как подготовить и обучить специалистов для высокотехнологичных производств. Ведь именно такие нужны, чтобы опережать время.
«Такие мощные! Это просто космос!» — так эмоционально отзываются о белорусских самосвалах, когда видят гигантов впервые. Именно космическая корпорация заинтересована в сотрудничестве с БелАЗом. Сейчас Китай - один из ведущих производителей угля в мире. На пик добычи выйдут лет через 7-8. Почти полтысячи белорусских большегрузов уже работают в КНР.
Визит делегации из КНР рассчитан на несколько дней. Переговоры очень насыщенные. Будет время и для того, чтобы посетить музей Великой Отечественной. Но, конечно, ключевое – это не культурная программа. А возможность встретиться глаза в глаза с белорусскими партнерами. Чтобы сотрудничество компаний, госструктур и бизнеса двух стран шло, как по маслу.