Белорусская экономика в целом преодолела негативные последствия мирового экономического кризиса

Белорусская экономика в целом преодолела негативные последствия мирового экономического кризиса и за ближайшие 3 года должна наверстать отставание от параметров пятилетней программы. В первую очередь по занятости, доходам, устойчивости финансовой системы, стоимости кредитов и инфляции. Такие выводы и задачи сегодня определил Глава государства, рассматривая ключевые экономические документы на 2018 год - проекты прогноза социально-экономического развития, бюджета и денежно-кредитной политики. «Рост есть, но оснований для самоуспокоения у правительства быть не должно», - отметил лидер. Принципиальными являются закрепление средней зарплаты по стране на уровне 1000 рублей и дальнейший ее рост по итогам 2018 года. Рост числа занятых - на это нацелены и программа поддержки деловой инициативы, и обновленный Декрет №3. Также ключевыми задачами определены вопросы сокращения инфляции, ставок по кредитам и «плохих долгов» в реальном секторе. В целом на совещании подробно обсудили как государство, бизнес и общество будут жить в 2018 году и какой фундамент под цели пятилетия закладывается сегодня. Экономические прогнозы в первом приближении выслушал наш политический обозреватель Андрей Кривошеев. Традиционно бюджет страны сравнивают с кошельком. Сколько заработали и одолжили - на то и живем. Но это весьма грубое сравнение. Куда точнее было бы описать финансы страны как электропроводку в доме. Она пронизывает все хозяйство и может как оживить тот или иной сектор - комнату, где включили свет, так и выключить питание вовсе. Разумно, когда экономим. Опасно, если замкнуло и пожарит. Судя по цифрам текущего года, наш дом, Беларусь, уже приспособился к экономному потреблению. И сегодня главная задача - экономику заземлить. Если в зарплатах, то повышать на базовом уровне - бюджетникам. Если в новых рабочих местах, то упор на высокотехнологичные. Это как новый телевизор, хотя если старый исправен, ему есть место в доме. В кредитах и процентных ставках, как в тарифах на электричество, все прозрачно, подталкивает к экономии, но не обдирает до нитки. Именно такое заземление экономики предложено в проекте бюджета и прогнозе развития на 2018 год. Продолжая метафору с электричеством. В году текущем Беларусь еще не до конца восстановила все электроцепи. Особенно с Россией и Евросоюзом. Хотя динамика чувствуется. Валютный рынок стабилен. Внешняя торговля с плюсом по экспорту. На почти 7 с половиной миллиардов долларов золотовалютных резервов. Но главная задача - выйти на параметры пятилетнего плана, т.е. не стоять на месте, а расти и в экономике, и в доходах. На это главный акцент Президента. Неравномерность занятости - острая проблема всех мировых экономик. В России яркий пример - центральная полоса и Кавказ. В Евросоюзе - Греция и весь юг еврозоны. В Штатах - депрессивный Детройт. В Беларуси не так показательно, но есть Островец, Борисов и Жодино, где рук и мозгов не хватает. А есть Орша или Молодечно, где нужны специальные программы модернизации и занятости. Молодечно на совещании как раз и приводят в пример. Притом что погоду в Беларуси создадут даже не 50, а 70 тысяч вакансий (50 уже есть), в Молодечно сильных улучшений не заметно. Переломить ситуацию на рынке труда в провинции планируют тремя инструментами. Во-первых, предпринимательство. Новая волна либерализации бизнес-среды на подходе, для малого и среднего бизнеса регулярно пополняются недорогие кредитные линии. Последняя из Арабских Эмиратов. Это самозанятость. Второй инструмент - специальные государственные программы для отдельных районов. Предприятия создаются точечно, там, где для них есть свободные руки (как в Орше или Борисове). Третье - обновленный Декрет № 3, он снизит бремя на уже работающих. Новая концепция документа подготовлена. Наталья Кочанова, Глава Администрации Президента Республики Беларусь: «Сейчас мы готовим и практически завтра внесем новую концепцию Декрета № 3. Мы анализируем эту ситуацию, она действительно серьезная. Те данные, которые нам предоставили облисполкомы, это порядка 500 тысяч неработающих человек. Мы видим и по оценкам информационно-аналитического центра, что это основной вопрос, который волнует жителей нашей страны. В разных регионах ситуация разная, но она действительно сегодня имеет место. Самоуспокаиваться здесь нельзя». По мнению Президента, 3 вопроса - занятость, зарплаты и цены - главные и политические. По ним люди оценивают свое благополучие, именно они нагляднее любых прогнозов характеризуют экономику. Средняя заработная плата. По расчетам правительства за 9 месяцев она уже прибавила 3,8 % с учетом инфляции, которая, кстати, на минимальном за всю историю суверенной Беларуси уровне. При этом зарплата растет не пентхаусом - доходами банкиров и управленцев, а фундаментом экономики - бюджетниками, сотрудниками младшего и среднего звена. Достигнуть 1000 рублей - одно, совсем иное - удержать и наращивать заработанные доходы системно. Это и внутренний спрос, и социальная гарантия для регионов, и государственная политика. Вопрос настолько важен, что Президент буквально и лично выводит жесткий график зарплатных колебаний. Дотошность с цифрами оправдана. Бюджет и годовой прогноз - важнейшие документы страны. Они определяют, как и чем будем жить и зарабатывать в 2018. От макроуровня - ВВП страны - до отдельной семьи. Георгий Гриц, зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Есть серьезный вопрос - драйвер роста на уровне доходов. Во всем мире, в т.ч. в США, стимулировали экономику через зарплату, чтобы выйти из стагнационного состояния… Я думаю, что не нужно ставить крест на этой программе.. Мы реанимировали ипотечное кредитование. Другое дело, что эта система она должна ориентироваться на отечественные стройматериалы, и закупка техники, мебели должна ориентироваться на отечественных производителей. И также стимулирование экспорта». Сегодняшнее обсуждение - ориентир и система. За 9 месяцев уже видно, с чем подходит страна к концу года, а власть оттачивает инструменты стимулирования экономики. У правительства традиционно два сценария - консервативный и целевой. В первом нефть падает в цене, а Россия и Еврозона, наши ключевые партнеры, растут менее 1,5 процента в год. Во втором чуть оптимистичнее, но все равно ниже современных реалий. Из плюсов - устойчивость цен на ключевой белорусский экспорт, внятная работа евразийской интеграции (это торговля без барьеров) и отсутствие внешних экономических шоков. При таких условиях Беларусь в 2020 догонит плановый показатель пяти лет. Бюджет при этом останется гарантированно социальным, а финансовый сектор - стабильным.  На совещании подробно разобрали и узкие места экономики, чтобы в будущем году они не стали неприятной неожиданностью. Причем выслушали как правительство, так и альтернативные точки зрения: группу мониторинга из сенаторов и экспертов, Администрацию Президента, госконтроль и губернаторов. По мнению министров, болевые точки - это закредитованность и проблема с заказами. Характерный пример - строительная индустрия. Решать намерены комплексно: это и госзаказ (новые объекты, дороги, заводы, жилье), и укрупнение стройтрестов. В тяжелых случаях и точечно предлагают возвращать долги банкам акциями. Тогда банк не просто ростовщик, а инвестор. Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Сегодня многие предприятия - особенно государственные - закредитованы. Их стоимость, которая является гарантом выдачи кредитов, перезаложена. Один из вариантов - это т. н. метод проектного финансирования, когда не обязательства являются гарантом возврата ресурсов, а банки участвуют на равных с кредитором и кредитуют проект с точки зрения эффективности под будущие денежные доходы, потоки. На нормативном уровне этот принцип не решен. Надо решать». Дополнительные проблемы - это слабая отдача от интеграционных структур, комиссия Евразийского союза должна активнее снимать торговые барьеры и отстаивать интересы своих производителей. Плюс фискальные маневры в регионах. Депутатами и сенаторами совместно предложено - все заработанное сверх плана в регионах оставлять на местное развитие. Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания: «Перераспределение через госбюджет - это хорошо, это дает возможность управления более четкого, более жесткого, но чтобы мотивы возникали, чтобы местные сообщества могли сами решать, сегодня тут забор построить или мост возвести, дорогу подремонтировать - надо искать возможности, чтобы некоторую часть дохода оставлять в распоряжении местных Советов. И может быть, даже перераспределять тот доход, который на более высоких уровнях генерируется, в пользу местных Советов. Это серьезная задача, она не решена ни в одной стране мира, но думаю, что у нас централизация излишняя. И мы должны думать о том, как создать систему мотивов, чтобы на уровне любого сельского совета, поселкового, города люди чувствовали то, как развивается регион, как развивается экономика, какие есть возможности на местном уровне». Децентрализацию финансов на совещании Михаил Мясникович называет «налоговой автономией». И эту идею лидер поддержал, правда, уточнив про ответственность местной власти. В целом бюджет-2018 сверстан экономно. Хотя цифры пока не окончательные. Например, есть прямое поручение Президента Минфину сократить расходы на Администрацию Президента и правительство на 10%. Это дополнительный резерв на зарплаты и развитие. Или просроченная задолженность белорусским производителям за уже поставленный товар или оказанные услуги - поручение возвращать в казну и в бюджеты предприятий. На доработку ключевых документов 2018-го года Президент отвел совсем немного времени. В середине декабря проекты должны быть в парламенте. Ориентиры-2018 определены, хотя сегодняшний разговор далеко не последний плановый и предметный об экономике в ближайшие месяцы. Отдельно до финальных цифр за 2017-й планируется выслушать бизнес и науку. Там ведь тоже нужно «заземлять» систему развития на интересы общества. Финальные же итоги за год лидер, как и положено по конституции, подведет в конце февраля на расширенном заседании правительства.
21.11.2017 21:02

Белорусская экономика в целом преодолела негативные последствия мирового экономического кризиса и за ближайшие 3 года должна наверстать отставание от параметров пятилетней программы. В первую очередь по занятости, доходам, устойчивости финансовой системы, стоимости кредитов и инфляции. Такие выводы и задачи сегодня определил Глава государства, рассматривая ключевые экономические документы на 2018 год - проекты прогноза социально-экономического развития, бюджета и денежно-кредитной политики.

«Рост есть, но оснований для самоуспокоения у правительства быть не должно», - отметил лидер. Принципиальными являются закрепление средней зарплаты по стране на уровне 1000 рублей и дальнейший ее рост по итогам 2018 года. Рост числа занятых - на это нацелены и программа поддержки деловой инициативы, и обновленный Декрет №3. Также ключевыми задачами определены вопросы сокращения инфляции, ставок по кредитам и «плохих долгов» в реальном секторе.

В целом на совещании подробно обсудили как государство, бизнес и общество будут жить в 2018 году и какой фундамент под цели пятилетия закладывается сегодня. Экономические прогнозы в первом приближении выслушал наш политический обозреватель Андрей Кривошеев.

Традиционно бюджет страны сравнивают с кошельком. Сколько заработали и одолжили - на то и живем. Но это весьма грубое сравнение. Куда точнее было бы описать финансы страны как электропроводку в доме. Она пронизывает все хозяйство и может как оживить тот или иной сектор - комнату, где включили свет, так и выключить питание вовсе. Разумно, когда экономим. Опасно, если замкнуло и пожарит. Судя по цифрам текущего года, наш дом, Беларусь, уже приспособился к экономному потреблению. И сегодня главная задача - экономику заземлить. Если в зарплатах, то повышать на базовом уровне - бюджетникам. Если в новых рабочих местах, то упор на высокотехнологичные. Это как новый телевизор, хотя если старый исправен, ему есть место в доме. В кредитах и процентных ставках, как в тарифах на электричество, все прозрачно, подталкивает к экономии, но не обдирает до нитки. Именно такое заземление экономики предложено в проекте бюджета и прогнозе развития на 2018 год.

Продолжая метафору с электричеством. В году текущем Беларусь еще не до конца восстановила все электроцепи. Особенно с Россией и Евросоюзом. Хотя динамика чувствуется. Валютный рынок стабилен. Внешняя торговля с плюсом по экспорту. На почти 7 с половиной миллиардов долларов золотовалютных резервов. Но главная задача - выйти на параметры пятилетнего плана, т.е. не стоять на месте, а расти и в экономике, и в доходах. На это главный акцент Президента.

Неравномерность занятости - острая проблема всех мировых экономик. В России яркий пример - центральная полоса и Кавказ. В Евросоюзе - Греция и весь юг еврозоны. В Штатах - депрессивный Детройт. В Беларуси не так показательно, но есть Островец, Борисов и Жодино, где рук и мозгов не хватает.

А есть Орша или Молодечно, где нужны специальные программы модернизации и занятости. Молодечно на совещании как раз и приводят в пример. Притом что погоду в Беларуси создадут даже не 50, а 70 тысяч вакансий (50 уже есть), в Молодечно сильных улучшений не заметно.

Переломить ситуацию на рынке труда в провинции планируют тремя инструментами. Во-первых, предпринимательство. Новая волна либерализации бизнес-среды на подходе, для малого и среднего бизнеса регулярно пополняются недорогие кредитные линии. Последняя из Арабских Эмиратов. Это самозанятость.

Второй инструмент - специальные государственные программы для отдельных районов. Предприятия создаются точечно, там, где для них есть свободные руки (как в Орше или Борисове). Третье - обновленный Декрет № 3, он снизит бремя на уже работающих. Новая концепция документа подготовлена.

Наталья Кочанова, Глава Администрации Президента Республики Беларусь: «Сейчас мы готовим и практически завтра внесем новую концепцию Декрета № 3. Мы анализируем эту ситуацию, она действительно серьезная. Те данные, которые нам предоставили облисполкомы, это порядка 500 тысяч неработающих человек. Мы видим и по оценкам информационно-аналитического центра, что это основной вопрос, который волнует жителей нашей страны. В разных регионах ситуация разная, но она действительно сегодня имеет место. Самоуспокаиваться здесь нельзя».

По мнению Президента, 3 вопроса - занятость, зарплаты и цены - главные и политические. По ним люди оценивают свое благополучие, именно они нагляднее любых прогнозов характеризуют экономику.

Средняя заработная плата. По расчетам правительства за 9 месяцев она уже прибавила 3,8 % с учетом инфляции, которая, кстати, на минимальном за всю историю суверенной Беларуси уровне. При этом зарплата растет не пентхаусом - доходами банкиров и управленцев, а фундаментом экономики - бюджетниками, сотрудниками младшего и среднего звена.

Достигнуть 1000 рублей - одно, совсем иное - удержать и наращивать заработанные доходы системно. Это и внутренний спрос, и социальная гарантия для регионов, и государственная политика. Вопрос настолько важен, что Президент буквально и лично выводит жесткий график зарплатных колебаний.

Дотошность с цифрами оправдана. Бюджет и годовой прогноз - важнейшие документы страны. Они определяют, как и чем будем жить и зарабатывать в 2018. От макроуровня - ВВП страны - до отдельной семьи.

Георгий Гриц, зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Есть серьезный вопрос - драйвер роста на уровне доходов. Во всем мире, в т.ч. в США, стимулировали экономику через зарплату, чтобы выйти из стагнационного состояния… Я думаю, что не нужно ставить крест на этой программе.. Мы реанимировали ипотечное кредитование. Другое дело, что эта система она должна ориентироваться на отечественные стройматериалы, и закупка техники, мебели должна ориентироваться на отечественных производителей. И также стимулирование экспорта».

Сегодняшнее обсуждение - ориентир и система. За 9 месяцев уже видно, с чем подходит страна к концу года, а власть оттачивает инструменты стимулирования экономики.

У правительства традиционно два сценария - консервативный и целевой. В первом нефть падает в цене, а Россия и Еврозона, наши ключевые партнеры, растут менее 1,5 процента в год.

Во втором чуть оптимистичнее, но все равно ниже современных реалий. Из плюсов - устойчивость цен на ключевой белорусский экспорт, внятная работа евразийской интеграции (это торговля без барьеров) и отсутствие внешних экономических шоков.

При таких условиях Беларусь в 2020 догонит плановый показатель пяти лет. Бюджет при этом останется гарантированно социальным, а финансовый сектор - стабильным. 

На совещании подробно разобрали и узкие места экономики, чтобы в будущем году они не стали неприятной неожиданностью. Причем выслушали как правительство, так и альтернативные точки зрения: группу мониторинга из сенаторов и экспертов, Администрацию Президента, госконтроль и губернаторов. По мнению министров, болевые точки - это закредитованность и проблема с заказами. Характерный пример - строительная индустрия. Решать намерены комплексно: это и госзаказ (новые объекты, дороги, заводы, жилье), и укрупнение стройтрестов.

В тяжелых случаях и точечно предлагают возвращать долги банкам акциями. Тогда банк не просто ростовщик, а инвестор.

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Сегодня многие предприятия - особенно государственные - закредитованы. Их стоимость, которая является гарантом выдачи кредитов, перезаложена. Один из вариантов - это т. н. метод проектного финансирования, когда не обязательства являются гарантом возврата ресурсов, а банки участвуют на равных с кредитором и кредитуют проект с точки зрения эффективности под будущие денежные доходы, потоки. На нормативном уровне этот принцип не решен. Надо решать».

Дополнительные проблемы - это слабая отдача от интеграционных структур, комиссия Евразийского союза должна активнее снимать торговые барьеры и отстаивать интересы своих производителей. Плюс фискальные маневры в регионах. Депутатами и сенаторами совместно предложено - все заработанное сверх плана в регионах оставлять на местное развитие.

Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания: «Перераспределение через госбюджет - это хорошо, это дает возможность управления более четкого, более жесткого, но чтобы мотивы возникали, чтобы местные сообщества могли сами решать, сегодня тут забор построить или мост возвести, дорогу подремонтировать - надо искать возможности, чтобы некоторую часть дохода оставлять в распоряжении местных Советов. И может быть, даже перераспределять тот доход, который на более высоких уровнях генерируется, в пользу местных Советов. Это серьезная задача, она не решена ни в одной стране мира, но думаю, что у нас централизация излишняя. И мы должны думать о том, как создать систему мотивов, чтобы на уровне любого сельского совета, поселкового, города люди чувствовали то, как развивается регион, как развивается экономика, какие есть возможности на местном уровне».

Децентрализацию финансов на совещании Михаил Мясникович называет «налоговой автономией». И эту идею лидер поддержал, правда, уточнив про ответственность местной власти.

В целом бюджет-2018 сверстан экономно. Хотя цифры пока не окончательные. Например, есть прямое поручение Президента Минфину сократить расходы на Администрацию Президента и правительство на 10%. Это дополнительный резерв на зарплаты и развитие. Или просроченная задолженность белорусским производителям за уже поставленный товар или оказанные услуги - поручение возвращать в казну и в бюджеты предприятий.

На доработку ключевых документов 2018-го года Президент отвел совсем немного времени. В середине декабря проекты должны быть в парламенте.

Ориентиры-2018 определены, хотя сегодняшний разговор далеко не последний плановый и предметный об экономике в ближайшие месяцы. Отдельно до финальных цифр за 2017-й планируется выслушать бизнес и науку. Там ведь тоже нужно «заземлять» систему развития на интересы общества.

Финальные же итоги за год лидер, как и положено по конституции, подведет в конце февраля на расширенном заседании правительства.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =