Долгий путь переговоров, дискуссий, анализа и конкретных расчетов. 28 союзных программ готовы к подписанию. Сегодня в Москве лидеры Беларуси и России еще раз взвешенно обсуждали подготовленный пакет. На кону ни много ни мало - общее будущее миллионов белорусов и россиян.
Александр Лукашенко и Владимир Путин неоднократно отмечали, что это экономический проект. Нефтяной налоговый маневр, единый рынок газа, совместное развитие атомной энергетики и многие другие аспекты. Все это часть большого союзного пазла. Более трех лет президенты пытались найти точки соприкосновения, чтобы интеграция была выгодной и Беларуси, и России. И вот финишная прямая, своеобразная сверка часов перед подписанием целого пакета документов.
О чем договорились главы государств, что обсуждали за кадром. Подробности у нашего политического обозревателя Натальи Бреус.
Курс на сближение
Переговоры президентов Беларуси и России всегда вызывают интерес. Да, к ним традиционно приковано внимание прессы и общества. Даже несмотря на то, что это уже пятая встреча лидеров за год. Такое количество очного общения для глав государств - редкость. Но не в том случае, если речь о Лукашенко и Путине, а на кону интеграция. В ней, кстати, тоже, как и в диалоге первых лиц, простой арифметикой все не измеришь и не объяснишь.
Курс на сближение взяли не вчера - более двух десятилетий Минск и Москва идут рука об руку.
А. Лукашенко: "Принятие союзных программ будет прорывом"
Эксперты признают, что Союзное государство - это сложный проект. Работа по нему заметно активизировалась в последние три года. Кстати, лидерам примерно одинаковые порции критики достаются и за то, что интеграция двигалась не быстро, прорыва не было, и за то, что сейчас ее наоборот уж чересчур форсировали. В преддверии встречи некоторые медиа знатно хайповали на заголовках. Это были фантазии на тему "будут торговаться".
В. Путин: "Углубление интеграции между Беларусью и Россией не связано с политической конъюнктурой"
Путин попросил не связывать нынешнюю встречу с политической конъюнктурой. В России на носу парламентские выборы. Мол, давно к этому шли. Так уж совпало. Последствия пандемии и падение мирового ВВП на 3 % мотивирует.
Итог работы правительств двух стран - 28 союзных программ
Итог работы правительств Беларуси и России за последнее время - 28 союзных программ. По сути, те самые дорожные карты сближения Минска и Москвы, которые по замыслу должны вдохнуть свежую струю в Союзное государство. В них затрагивают разные аспекты нашей жизни и экономики - от энергетики и налогов до формирования единой аграрной, промышленной политики и социально-трудовой сферы.
Например, в промышленности важно по каждому товару определиться с долей комплектующих. Это позитивно повлияет на импортозамещение. Союзная программа в АПК поможет в том числе решать болевые точки - оперативно снимать запрет на перемещение товаров между странами (и это бывает). Правила ЕАЭС не всегда срабатывают, в "двойке" быстрее решать вопросы. Для россиян это тоже может быть кстати.
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ:
Я вижу прежде всего укрепление кооперации. В каком отношении: у нас есть великолепный Кировский завод, у вас - чудный тракторный завод. Если создадим свою кооперацию, обменяемся опытом, договоримся о совместной выработке и внутренней, и международной стратегии, уверяю вас, мы завоюем и международный рынок.
В союзных программах прописаны вопросы экономического взаимодействия
А что еще? Прежде всего экономика прописана в союзных программах. Сближение макроэкономической политики, денежно-кредитные аспекты, работают над прослеживаемостью товаров, унифицируют налоговое законодательство, обсуждают свободный доступ на рынки и к госзакупкам, работу транспортной отрасли. Большой блок об энергетическом комплексе - там формирование объединенных рынков энергоресурсов в перспективе.
Петр Петровский, политолог:
Все эти шапкозакидательские опасения наших противников о якобы поглощении Российской Федерацией Республики Беларусь, превращение ее в какое-то "квазигосударство" рассыпались, потому что российское руководство смотрит немного дальше. Оно видит, что идет обострение геополитических противоречий, международных отношений. Идут санкционные войны против России, против Беларуси. Между Китаем и Западом фактически началась вторая холодная война. И в этой ситуации инструмент Союзного государства должен иметь функции не дискредитации России и Беларуси, а иметь функцию защиты их суверенитета.
Главное - равные права для субъектов хозяйствования Беларуси и России
О какой бы сфере ни шла речь, говорят прежде всего о создании равных условий для предприятий, унификации законодательства не по российским лекалам, а на основе мирового опыта. А главное - взаимной выгоды.
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
Для нашей страны это значит ускорение интеграционных процессов, формирование единого рынка, который так важен для Беларуси. Это сбыт белорусских товаров на российском рынке и производственная кооперация, которая позволит ускорить темпы экономического развития всех отраслей нашей экономики.
Эксперты о попытках дискредитировать интеграцию
Алармисты в Сети поднимают волну: "Лукашенко сдает Беларусь! А дорожные карты поставят крест на независимости!". Вникать в нюансы работы недосуг. Скучно разобраться в цифрах, направлениях… На такой рутине хайпа не будет и кликабельного заголовка не получится.
Николай Межевич, доктор экономических наук, директор Центра белорусских исследований Института Европы РАН:
Вы знаете, больше всего за белорусский суверенитет боятся те белорусы, впрочем, они не всегда белорусы, они очень разные по национальности люди. Те белорусы, которые живут в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Варшаве, Вильнюсе и Киеве, которые имеют самые разнообразные по цвету паспорта, которые иной раз, я не говорю про последнюю миграцию, иной раз очень плохо говорят и по-белорусски, и по-русски, но очень хорошо говорят по-английски, непрерывно с утра до позднего вечера заботятся о белорусском суверенитете, но прямо-таки бутерброд не лезет в рот, пока не поговорят о белорусском суверенитете.
Интеграция делает Беларусь и Россию сильнее
С попытками дискредитации Союзного государства и разжигания противоречий приходится сталкиваться не впервые. Интеграция делает нас сильнее, а сильные игроки на рынке конкурентам и оппонентам не нужны. Коллективный Запад не первый год и нас, и Россию пытается душить санкциями. Логика Минска и Москвы была простая - нужно упрочить экономику.
Союзное строительство идет уже давно. И примеров, где удалось наладить теснейшее взаимодействие, немало. Например, в военной сфере. Сообща работаем на безопасность стран. Уже 10 сентября стартуют совместные учения "Запад 2021". Вопросы безопасности и ситуация в мире всегда в повестке лидеров двух государств.
На перезагрузку интеграции пошли задолго до событий прошлого года. Но 2020-й лишний раз доказал: это нужно было делать. Непрекращающиеся санкционные уколы, попытки перевернуть Беларусь после выборов и всерьез рассорить Минск и Москву - все это пережили, нужно двигаться дальше, думать об экономике и развитии. Чем, собственно, и заняты в Союзном государстве сегодня.
Читайте также:
-
В. Путин: углубление интеграции между Беларусью и Россией не связано с политической конъюнктурой
-
Александр Лукашенко и Владимир Путин проводят переговоры в Кремле