О том, как амбиции Польши сказываются на рядовых поляках - водителях-международниках, а еще на их коллегах - сербах, турках, казахстанцах - всех тех, кто не в ЕС или Европейской ассоциации свободной торговли. Им теперь проезд (через Беларусь) в Польшу и оттуда запрещен! С 21 февраля.
Почему таким решением Варшава подставила Вильнюс и как отреагировал Минск? Анастасия Бенедисюк о настроениях на границе с Польшей и Литвой - подробности последних семи дней.
Закрылись от фур
Очереди, на сколько бы километров они не растягивались - Польша не заметит. На неделе доходило до 40 км, было и 60. Бяло-Подляска точно видела, к чему приводят действия их властей. А что официальная Варшава? Сперва МИД, а потом и МВД заявили: "Мы можем закрыть всю границу". "В целях национальной безопасности".
Глядя на водителей, не нужен перевод, чтобы понять настроение турков: "Беларусь - гуд. Польша - проблемы".
О причинах не молчат и узбекские компании.
Водитель из Узбекистана жалуется: "Живем и ночуем в машине, большие колейки, пробки. Нам хуже и хуже!"
Резко решение Польши осуждают сербы!
Все они в одночасье оказались на обочине. С осознанно пробитым Польшей колесом! Гитлер давно умер… И в этом уверены не только в Сербии, Узбекистане, Турции, но и Молдове, Македонии, Казахстане, Кыргызстане. Выступают за диалог! Признаются, были не готовы. Да и как желание сделать хуже белорусам, вдруг… в них - рикошетом! С 21 февраля Польша закрыла для неугодных кардон!
Водитель из Сербии: "Три дня на границе, это много, плохо, долго. Я иду транзитом. Может не разрешают, потому, что мы не ЕС, православная земля".
А на что рассчитывала Польша? Наверняка на симметричный ответ. И вот тогда бы Беларусь выставили зверем! "Речь Посполита" на неделе опубликовала исследование. Мол, больше половины поляков за полное закрытие границы с Беларусью. Так вот вам наш - не анонимный опрос. Абсолютное большинство не белорусских перевозчиков - на белорусской стороне. И как бы это не отразилось на их работе, при закрытии Минском границ - поняли бы… Шаг вынужденный.
Беларусь - в своих традициях! И слышит голос народа. Приняты 2 решения. С 17 февраля зарегистрированные в Польше машины двигаются исключительно через белорусско-польский участок границы. Но (важно - проезд есть). А вот рядовые поляки - для них с этой недели открыта вся Беларусь! Через любой погранпереход - по безвизу! И вот уже не бегут поляки от белорусской пропаганды, а открыто, на камеру, отделяют себя от официальной Варшавы. Или не такая уже Народная Польская Республика?
Водитель из Польши: "А что мы можем сделать? Я просто водитель, никто больше".
"Я у поляков работаю, в польской фирме. Люди настроены против всего этого", - говорит другой польский водитель.
Люди измучены, чтобы довести груз - на польской стороне проводят сутки…
"4 суток", - говорит водитель.
"Мы водители, как говорится, я - нижнее звено, поляки. Все - все стоят в этой очереди", - безрадостно говорит еще один водитель.
На неделе в Беларуси все еще оставались запертыми перевозчики из Казахстана и Узбекистана - не могли получить разрешение на проезд через Литву. Вмешаться пришлось их правительствам. Но точка в вопросе не поставлена.
Водитель из Казахстана: "Все это из-за океана. Оттуда башню заворачивают. И, естественно, зависть. Зависть нашим землям, богатым ресурсами. Я Казахстан, Россию имею в виду. В Беларуси тоже хватает. А у них всего этого недостаточно. Мания величия, чтобы они были хозяева. А это все пешечки - поляки, страны ЕС".
С понедельника скопление фур на въезд в страны ЕС увеличилось на четверть, легковых - в 3 раза. Польша в среднем оформляла половину от нормы. Не менее радужная ситуация на литовском направлении.
От шлагбаума на белорусской стороне до литовского - 250 метров… видим. Стоит 3 фуры. Может поместиться до 5… небольшое расстояние. Понимаем, что напрямую работа наших пограничников и таможенников зависит от работы коллег. При этом посмотрите, совершенно нет очереди на въезд в Республику Беларусь.
Олег Паращенко, начальник таможенного поста "Бенякони":
Из-за закрытия Польшей движения через ПП "Бобровники" - "Берестовица" и ограничения движения через оставшийся функционирующий ПП "Кукурыки" - "Козловичи" маршруты движения перевозчиков перераспределились на литовское направление. Литовская сторона, которая еще и в одностороннем порядке прекратила взаимодействие с таможенными и пограничными службами Беларуси по вопросам бесперебойной работы границы, не справляется с потоком транспортных средств как на въезд в Республику Беларусь, так и выезд из нашей страны.
Не ритмичность подачи заставляет нервничать водителей, они ведь в ответе за груз! Тадеуш - сам литовец. Компания - в Вильнюсе. Говорит, что сейчас неделя времени минимум туда - обратно, раньше - сквозняком. И да, не готовы литовцы отказываться от Беларуси, как бы официальный Вильнюс, оказавшийся в заложниках решения Варшавы, не готовый к такому скоплению фур… и жаждущий подобных решений в адрес Беларуси, пугающий: "И мы, и мы туда же".
Водитель из Литвы говорит, что если они едут, то значит, все хорошо! Сам он пользуется возможностями белорусского безвиза.
"А не считают вас там врагом народа из-за использования белорусского безвиза", - спросила корреспондент.
"Пускай считают", - ответил водитель, усмехнувшись.
"А пускай считают", - только с начала года сказали более 64 тыс. иностранцев, приехавших к нам в Беларусь.
Гражданин Литвы Виктор рассказывает, что у них в стране больше зажимают литовские власти, не хотят, чтобы ездили в Беларусь по безвизу. "Особенно ничего не говорят, но медленно пропускают машины: 5 пропустят, и час стоишь". "Может ли Литва закрыть границу?" - спросили у водителя. Он ответил, что может: "Они ж контуженые". Он отделяет себя от официальной Литвы. "Америка все сунется, - продолжает он. - Она и с Украиной это делает, и с Прибалтикой. Памятники ветеранам в прошлом году снесли".
Вот и получается: не важно, Польша или Литва, выстрел в ногу или голову… Голова на плечах у каждого их гражданина своя. И решения, ехать или нет, работать или нет - принимают сами. Открытым остается лишь вопрос, какие меры в адрес Польши примет Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Монголия. Молдова, Турция… - и все неугодные панству.
Читайте также:
- Заградительная Польша: для кого вводили ограничения и кто пострадал?
- Раскрываем секреты крабалки на Сахалине
- Какую белорусскую продукцию особо ценят во Владивостоке