Спасти и сохранить не только белорусские коды нации, но и реликвии соседей, которые пытались беспощадно расправиться с историей. Это факт. Сегодня в Барановичах хранятся уникальные мозаики когда-то самого масштабного православного храма Варшавы.
Промышленный центр, которому 150 лет, действительно уже почти век оберегает тайну "напоказ". Фрагменты мозаичного панно прямо вшиты в стены старейшего Свято-Покровского храма. Сохранились отлично!
На произведения искусства от громких имен Васнецова, Бруни, Кошелева молятся. Многие даже и не догадываются о мировой ценности, казалось бы, простых изображений. Сама церковь, считайте, даже не стараясь, стала филиалом Третьяковки.
Мы разобрали 7 полотен буквально по стеклышкам. Неочевидная реликвия - под лупой съемочной группы. Лидия Заблоцкая продолжит.
Тайны варшавского храма
Пока в советской Москве в 1931 году уничтожают храм Христа Спасителя, здесь, в Барановичах, происходит настоящее чудо. Освящают вот этот каменный Покровский собор. Он уже 90 лет объединяет верующих. В доковидное время сюда приходили и тысячи туристов. Мог даже посоревноваться с Эрмитажем. В чем дело? Как раз-таки в мозаиках. Ведь этого произведения искусства могло не быть. Поляки собирались его уничтожить вместе с одним из самых грандиозных православных храмов и сделать это с помощью 15 тысяч взрывов.
Собор Александра Невского в 1912-м - самая высокая точка Варшавы (в 20 этажей) и один из грандиозных православных храмов мира. Для него не расписывал, а складывал расписные стеклышки в мозаичные картины сам отец "Аленушки" и "Богатырей" Васнецов!
Варшава на тот момент в составе Российской империи. Все полсотни церквей города не вмещали желающих молиться. Спрос был: православных в Варшаве тогда, как все население Волковыска сейчас, - 44 тысячи.
Протодиакон Андрей Горбунов, клирик прихода Свято-Покровского храма в Барановичах:
Внешний вид был такой русский, исконно русский, еще и внутренняя отделка была особым образом спроектирована: чтобы человек, который заходит в этот храм, он как бы на экскурсию по истории православия всемирного и по истории русского православия.
В 1915-м из Варшавы эвакуируют все русское население. Новые власти якобы независимой Польши не особо церемонились. После окончания Первой мировой войны они спешили избавиться "от символа русского господства" и "ненавистных луковиц" посреди города. Выдали постановление: православный собор сровнять с землей. Шедевральные фрагменты мозаики перевозят в подвал собора варшавского района Прага, в Национальный музей и... в Барановичи. На тот момент город в составе Польши.
1926 год. Тремя вагонами спасают не только утварь, но и цельные образа преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Алексия Московского. Здесь лучше всего можно рассмотреть палитру в 20 тысяч оттенков смальты.
Протодиакон Андрей Горбунов, клирик прихода Свято-Покровского храма в Барановичах:
Эти две мозаики на колоннах практически в первозданном виде. Тоже вон там кто-то золото добывал. Но понял, что это не оно, и отказался от этой идеи. Мало того что икона из мозаики, так здесь еще облачение святителя украшено иконами. То есть - настолько тончайшая работа. Попробуй так нарисовать кисточкой. Не то, что там из цветного стекла сложить.
Спустя два года дополнительно в наследство Покровскому храму и самый ценный фрагмент мозаики Виктора Васнецова. Сразу не заметишь...
Святыня "О Тебе радуется" освящает храм в алтарной апсиде. Размером буквально в два квадратных метра. Всего лишь маленький фрагмент того самого в тысячу квадратов мозаичного шедевра. Эскиз полотна сегодня в Третьяковке.
Продолжаем вглядываться вверх, над входами еще 4 мозаики. Пересказы из книг пророков в таком художественном исполнении единственные в мире.
Взгляд на 180 градусов - и видим 5 кусков мозаики от мастера Николая Кошелева. Под его "Деисусом" даже авторская подлинная подпись. Верующим удалось спасти и его "Спас с донатором".
Больше всех при перевозке пострадал "Собор архистратига Михаила". Благо, 12 фрагментов донесли до храма и собрали их заново. Прихожане смальтовых "звезд" на входе не ловят - сидит мозаика крепко, на нее не влияют погодные условия. Внутри достаточно раз в год протереть губкой - и снова сверкает, как новая.
Кроме мозаики по периметру, главное сокровище скрыто буквально в подвале. Пазл, который никак не собрать. "Господь на престоле" мастера Бруни был скинут с центрального входа храма Варшавы, а теперь в виде осколков ютится в подвале Барановичей. Мозаика была такой большой, что ни на одной стене Покровского собора не уместилась бы.
Протодиакон Андрей Горбунов, клирик прихода Свято-Покровского храма в Барановичах:
Вот такие кусочки небольшенькие. Надо понимать, что это еще в советское время все привозилось. Не всегда получалось проследить, чтобы было благоговейное отношение. Для многих советских работников оно никакой ценности не представляло. Наоборот.
От верующих - понимание и отсутствие желания урвать хоть кусок от ценности. Пока лежат грудой. Особо мозаикой никто не интересовался. В ответе сами священники по личной доброй воле. Они же постарались в фотошопе восстановить былой облик мозаики. Но даже имеющихся деталей слишком мало для адекватного восстановления.
Пока мастерская Фролова в России только возрождается, за мозаиками не только глаз да глаз, но и ежедневное тщательное изучение. Сам клирик Горбунов до сих пор разгадывает тайну каждого стеклышка, которые когда-то безжалостно срывал заживо магистрат Варшавы.
Протодиакон Андрей Горбунов, клирик прихода Свято-Покровского храма в Барановичах:
Я, например, считаю, что это памятник безумию политиков, которые в угоду каким-то своим интересам пренебрегли трудом нескольких десятилетий. Кропотливым трудом талантливейших людей. И ни во что они поставили их работу. И просто варварски уничтожили.
Пока "Господь Вседержитель" ждет лучших времен в подвале, остальные мозаики прикрывают тылы самого старейшего храма Барановичей.
Читайте также:
-
Президент Беларуси поздравил Папу Римского Франциска с годовщиной торжественного начала понтификата
-
Тайна варшавской церкви - в храме Барановичей хранят мозаики гениев Серебряного века