О прошлом, настоящем и будущем Ружан

Восстановление архитектурного наследия Беларуси. Более четверти века назад, с обретением независимости, в стране замков (как некогда называли Беларусь) началась эпоха ренессанса. При государственной поддержке дворцовые и замковые комплексы возрождались. Несвиж, Мир, Гольшаны, Крево, Коссово. Исторические памятники не только возглавляют топ туристических маршрутов, они еще являются одним из перспективных направлений экономического сектора страны. Восстановление касается не только аутентичных стен, но и инфраструктуры вокруг замкового комплекса. Создаются гостиницы, объекты торговли и питания. А это, как правило, новые рабочие места. В Ружанах работы идут более десяти лет. В двух корпусах уже действует музей, в остальных зданиях ансамбля властвуют реставраторы и рабочие. Елена Бормотова о Ружанах сегодня и завтра.  Симбиоз классики и барокко на фундаменте средневековья. Главная резиденция Сапег в Ружанах. Ее заложил канцлер Лев Сапега - один из создателей 3-го статута ВКЛ. Государственный муж семейное представительство возводил как оборонительный замок. Последующие поколения рода перестраивали комплекс под архитектурную моду своего времени. Дворцовым ансамбль сделал еще один канцлер из рода Сапег - Александр Михаил. Он пригласил архитектора Яна Самуэля Беккера, который и создал на наших землях аналог резиденции французских королей в Версале. Ружаны и сегодня называют белорусским Версалем.  Центральный дворцовый корпус имел три этажа и столько же подземных ярусов. Именно здесь проходили дипломатические приемы и решались важные политические вопросы. Гостей удивляли богатой коллекцией картин и внушительным библиотечным собранием. Одно время в подвалах дворцового корпуса хранилась даже казна Великого княжества Литовского. В конце XIX века резиденция канцлеров переходит во владение еврейского рода Пинасов. В дворцовых залах открывают суконную мануфактуру. К помпезным барочным стенам пристраивают деревянные помещения. В них в 1914 и начался пожар, который превратил дворец в руины.  Инна Нечай, главный хранитель фондов Ружанского дворцового комплекса рода Сапег: Эти здания, как и остальные корпуса нашего комплекса, разбирались местными жителями на строительный материал. До 2008 года от наших флигелей и от брамы (брама еще в более нормальном состоянии была), у флигеля западного было только 2 основные стены. Никаких ни межэтажных перекрытий, ни крыши, ничего не было. А в восточном флигеле была только одна стена со стороны двора, оригинальная осталась. Несколько лет понадобились архитекторам, проектировщикам и строителям, чтобы из фрагмента воссоздать два флигеля и въездную браму. Ее венчает фигура святой Анны, которую Сапеги считали своей покровительницей. Во флигелях действует музей. Экспонатов, принадлежавших Сапегам, всего два: печать и зеркало с гербом "Лис" - знак рода. Мебель, фарфор и предметы интерьера - оригиналы, которые воссоздают эпоху. Портреты в копиях. Музей принимает посетителей уже 10 лет. И столько же идет работа по возрождению восточного корпуса. Он на фоне кирпичных руин выделяется цветом яркой зелени.  Степан Приходько, замдиректора филиала "Брестреставрация" ОАО "Белреставрация": Это исторический цвет. Он подтвержден лабораторными испытаниями. Кое-где еще сохранились те цвета. Сдавали на химический анализ, все было подтверждено, поэтому этот цвет был заложен. Реставрация началась с археологии. Все, что было найдено в музейной экспозиции. Затем усилили фундаменты, восстановили стены. Они находились в аварийном состоянии, на грани разрушения. Совсем недавно корпус накрыли крышей. Керамическая черепица. От бетонного аналога отказались в пользу аутентичных материалов. Описание сохранилось у автора проекта - Яна Самуэля Беккера. На его описи опирались при реконструкции. Из чертежей архитектора и элементы декора на фасаде. При Сапегах этот корпус называли театральным.  Театр у Сапег появился во второй половине XVIII века. Для того времени это был довольно прогрессивный проект. Здесь давали как балетные, так и оперные спектакли. Оформление за время показов могло меняться трижды. Зал по форме напоминал подкову и был очень похож на театр в итальянской Парме. На премьеры в Ружаны приезжали даже венценосные особы. В современных реалиях здесь будет мультифункциональный зал, где смогут давать спектакли и проводить конференции. Вторая часть корпуса - бывший ипподром - будет приспособлена под небольшую гостиницу, где смогут остановиться человек 20. Восстановление идет из средств районного и государственного бюджетов. Руслан Супринович, зампредседателя Пружанского райисполкома: В этом году из районного бюджета выделено 450 тысяч (это на восточный корпус) и 359 тысяч - это республиканский бюджет. Эти объемы финансирования, которые на данный момент имеются. На эти объемы финансирования мы восстанавливаем восточный корпус. Следующий этап - аркады и центральный корпус. На руинах под штукатуркой мы и сегодня можем видеть наслоения эпох и стилей. От сдержанной классики до вычурного барокко от канцлера к канцлеру. Ансамбль уже исследовали и разработали проектно-сметную документацию. О полном восстановлении руин речь не идет.  Владимир Казаков, научный руководитель историко-культурной ценности "Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег": Мы что предлагаем - продлить реставрацию этого восточного корпуса на аркады. И 2/3 аркады сделать чистую реставрацию. А тут же было очень интересно. Были вазы, были элементы, была лепнина. Это вкусные такие элементы, которые нужно показать, как же это было, а все дальше пойдет чистая консервация. Ликвидировать аварийность, чтобы не падали кирпичи, чтобы не отваливалась штукатурка, чтобы туристы могли пройти и на голову им ничего не упало. Руслан Супринович, зампредседателя Пружанского райисполкома: Написали мы проект на фонд Президента по поддержке культуры и данный проект выиграл. Сейчас он находится на стадии подписания у Президента. Я надеюсь, что в этом году выделятся средства, мы сделаем первый этап - это восточная аркада. По аркаде на фонд Президента - это 992 тысячи. Это согласно проектно-сметной документации сумма необходима, чтобы ее восстановить и спасти от разрушения. Также в планах расчистить завалы дворцового комплекса. Ведь подвалы до сих пор никто не исследовал. Только после этого будет понятно, в каком состоянии находятся своды. Главная задача - обезопасить конструкции и законсервировать то, что осталось. Накрыть крышей - небезопасно. Это нарушение конструкции и внедрение в аутентику здания. Лишняя нагрузка на стены. Чтобы туристы смогли увидеть произведения архитекторов нескольких столетий, есть идея создать стеклянные перекрытия, чтобы стал виден срез исторических эпох. Читать также: "Бог войны" - белорусско-российский проект презентовали в Музее истории Великой Отечественной Как проходит подготовка ко Дню белорусской письменности в Добруше К масштабному обновлению мемориального комплекса "Хатынь" присоединилась молодежь из России
31.07.2022 22:26

Восстановление архитектурного наследия Беларуси. Более четверти века назад, с обретением независимости, в стране замков (как некогда называли Беларусь) началась эпоха ренессанса. При государственной поддержке дворцовые и замковые комплексы возрождались. Несвиж, Мир, Гольшаны, Крево, Коссово. Исторические памятники не только возглавляют топ туристических маршрутов, они еще являются одним из перспективных направлений экономического сектора страны.

Восстановление касается не только аутентичных стен, но и инфраструктуры вокруг замкового комплекса. Создаются гостиницы, объекты торговли и питания. А это, как правило, новые рабочие места. В Ружанах работы идут более десяти лет. В двух корпусах уже действует музей, в остальных зданиях ансамбля властвуют реставраторы и рабочие. Елена Бормотова о Ружанах сегодня и завтра. 

9.1.jpg

Симбиоз классики и барокко на фундаменте средневековья. Главная резиденция Сапег в Ружанах. Ее заложил канцлер Лев Сапега - один из создателей 3-го статута ВКЛ. Государственный муж семейное представительство возводил как оборонительный замок. Последующие поколения рода перестраивали комплекс под архитектурную моду своего времени. Дворцовым ансамбль сделал еще один канцлер из рода Сапег - Александр Михаил. Он пригласил архитектора Яна Самуэля Беккера, который и создал на наших землях аналог резиденции французских королей в Версале. Ружаны и сегодня называют белорусским Версалем. 

Центральный дворцовый корпус имел три этажа и столько же подземных ярусов. Именно здесь проходили дипломатические приемы и решались важные политические вопросы. Гостей удивляли богатой коллекцией картин и внушительным библиотечным собранием. Одно время в подвалах дворцового корпуса хранилась даже казна Великого княжества Литовского.

В конце XIX века резиденция канцлеров переходит во владение еврейского рода Пинасов. В дворцовых залах открывают суконную мануфактуру. К помпезным барочным стенам пристраивают деревянные помещения. В них в 1914 и начался пожар, который превратил дворец в руины. 

Инна Нечай, главный хранитель фондов Ружанского дворцового комплекса рода Сапег:

Эти здания, как и остальные корпуса нашего комплекса, разбирались местными жителями на строительный материал. До 2008 года от наших флигелей и от брамы (брама еще в более нормальном состоянии была), у флигеля западного было только 2 основные стены. Никаких ни межэтажных перекрытий, ни крыши, ничего не было. А в восточном флигеле была только одна стена со стороны двора, оригинальная осталась.

Несколько лет понадобились архитекторам, проектировщикам и строителям, чтобы из фрагмента воссоздать два флигеля и въездную браму. Ее венчает фигура святой Анны, которую Сапеги считали своей покровительницей. Во флигелях действует музей. Экспонатов, принадлежавших Сапегам, всего два: печать и зеркало с гербом "Лис" - знак рода. Мебель, фарфор и предметы интерьера - оригиналы, которые воссоздают эпоху. Портреты в копиях. Музей принимает посетителей уже 10 лет. И столько же идет работа по возрождению восточного корпуса. Он на фоне кирпичных руин выделяется цветом яркой зелени. 

Степан Приходько, замдиректора филиала "Брестреставрация" ОАО "Белреставрация":

Это исторический цвет. Он подтвержден лабораторными испытаниями. Кое-где еще сохранились те цвета. Сдавали на химический анализ, все было подтверждено, поэтому этот цвет был заложен.

Реставрация началась с археологии. Все, что было найдено в музейной экспозиции. Затем усилили фундаменты, восстановили стены. Они находились в аварийном состоянии, на грани разрушения. Совсем недавно корпус накрыли крышей. Керамическая черепица. От бетонного аналога отказались в пользу аутентичных материалов. Описание сохранилось у автора проекта - Яна Самуэля Беккера. На его описи опирались при реконструкции. Из чертежей архитектора и элементы декора на фасаде. При Сапегах этот корпус называли театральным. 

9.2.jpg

Театр у Сапег появился во второй половине XVIII века. Для того времени это был довольно прогрессивный проект. Здесь давали как балетные, так и оперные спектакли. Оформление за время показов могло меняться трижды. Зал по форме напоминал подкову и был очень похож на театр в итальянской Парме. На премьеры в Ружаны приезжали даже венценосные особы.

В современных реалиях здесь будет мультифункциональный зал, где смогут давать спектакли и проводить конференции. Вторая часть корпуса - бывший ипподром - будет приспособлена под небольшую гостиницу, где смогут остановиться человек 20. Восстановление идет из средств районного и государственного бюджетов.

Руслан Супринович, зампредседателя Пружанского райисполкома:

В этом году из районного бюджета выделено 450 тысяч (это на восточный корпус) и 359 тысяч - это республиканский бюджет. Эти объемы финансирования, которые на данный момент имеются. На эти объемы финансирования мы восстанавливаем восточный корпус.

Следующий этап - аркады и центральный корпус. На руинах под штукатуркой мы и сегодня можем видеть наслоения эпох и стилей. От сдержанной классики до вычурного барокко от канцлера к канцлеру. Ансамбль уже исследовали и разработали проектно-сметную документацию. О полном восстановлении руин речь не идет. 

Владимир Казаков, научный руководитель историко-культурной ценности "Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег":

Мы что предлагаем - продлить реставрацию этого восточного корпуса на аркады. И 2/3 аркады сделать чистую реставрацию. А тут же было очень интересно. Были вазы, были элементы, была лепнина. Это вкусные такие элементы, которые нужно показать, как же это было, а все дальше пойдет чистая консервация. Ликвидировать аварийность, чтобы не падали кирпичи, чтобы не отваливалась штукатурка, чтобы туристы могли пройти и на голову им ничего не упало.

Руслан Супринович, зампредседателя Пружанского райисполкома:

Написали мы проект на фонд Президента по поддержке культуры и данный проект выиграл. Сейчас он находится на стадии подписания у Президента. Я надеюсь, что в этом году выделятся средства, мы сделаем первый этап - это восточная аркада. По аркаде на фонд Президента - это 992 тысячи. Это согласно проектно-сметной документации сумма необходима, чтобы ее восстановить и спасти от разрушения.

Также в планах расчистить завалы дворцового комплекса. Ведь подвалы до сих пор никто не исследовал. Только после этого будет понятно, в каком состоянии находятся своды. Главная задача - обезопасить конструкции и законсервировать то, что осталось. Накрыть крышей - небезопасно. Это нарушение конструкции и внедрение в аутентику здания. Лишняя нагрузка на стены. Чтобы туристы смогли увидеть произведения архитекторов нескольких столетий, есть идея создать стеклянные перекрытия, чтобы стал виден срез исторических эпох.


Читать также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =