В непростых условиях кризиса белорусские ученые-экономисты определили торговую сеть с самыми низкими ценами. По данным мониторинга, лидером среди всех шести работающих в Минске ретейлеров стали гипермаркеты "Евроопт". За счет чего торговой сети удается снижать цены и как это влияет на поведение на потребительском рынке - выясняла Вероника Бута.
Ученые определили белорусскую торговую сеть с самыми низкими ценами. Исследование провели сотрудники Института экономики Национальной академии наук. Лидерами стали гипермаркеты «Евроопт». Чтобы обеспечить высокую объективность данных, ученые для мониторинга взяли более 5 тысяч самых популярных у покупателей товаров, которые составляют 90% товарооборота гипермаркетов.
Петр Пекутько, ученый секретарь Института экономики НАН Беларуси: «Цены на товары сравнивались во всех шести работающих сетях гипермаркетов, т.е. в тех торговых сетях, которые управляют двумя и более гипермаркетами в городе Минске. Средняя цена товаров в гипермаркетах торговой сети «Евроопт» ниже на 16,5% - 20,8%, чем средняя цена в гипермаркетах конкурентов».
В целом в этом году цены в крупнейших торговых сетях страны увеличились. Однако их рост оказался заметно ниже уровня инфляции. Обычно именно розничная торговля быстрее всех реагировала на изменение стоимости валютной корзины. Продавцы закладывали в завышенные цены ожидаемые риски от курсовых потерь. В нынешнем году подобного не произошло. И одной из причин этого стало развитие торговых сетей в стране и возросшая между ними конкуренция.
Крупные торговые сети в определенной степени способствуют снижению инфляции в Беларуси. Между ними возрастает конкуренция, сети более полно учитывают изменение потребительского спроса. В страхе потерять покупателя продавцы снижают либо замораживают цены.
В этом году значительно снизился интерес покупателей к товарам так называемого премиального сегмента. Срабатывает принцип: «Зачем платить больше, если можно купить такой же товар, но дешевле?». Поэтому продавцы вынуждены искать поставщиков качественной, но более дешевой продукции. В противном случае они потеряют покупателя.
Петр Пекутько, ученый секретарь Института экономики НАН Беларуси: «В частности, этому способствовала ценовая политика «Евроопта», который предлагает товары со стоимостью на 16,5 – 20,8% ниже, чем у конкурентов, в то время как разброс уровня цен у других участников исследования не превысил 5%».
Таким образом, торговая сеть «Евроопт», предлагая наиболее доступные цены, отмечают исследователи, во многом выступила регулятором стоимости товаров на розничном рынке Беларуси.