Выставка к 150-летию Витольда Бялыницкого-Бирули открылась в Москве

Художник с глазами поэта, умеющий слышать тишину. В Москве открылась выставка выдающегося пейзажиста XX века Витольда Бялыницкого-Бирули. Уроженец Могилевской области много работал в дореволюционной и советской России, а после войны вернулся в родную Беларусь. Поэтому его имя сегодня объединяет культурное пространство двух стран. Самая большая в мире коллекция работ хранится в Национальном художественном музее Беларуси. Часть из них представлена в Москве к 150-летию со дня рождения художника. Как мемориальные пейзажи спасали в послереволюционное время и почему мастер не использовал яркие цвета - о секретах живописи Бялыницкого-Бирули рассказывает Дарья Белоусова-Петровская. Эту выставку ждали несколько лет. Подготовка шла два года, из 600 работ Бялыницкого-Бирули, которые хранятся в Национальном музее Беларуси, было выбрано 60. Сегодня дух выдающегося пейзажиста XX столетия словно вернулся в залы Российской академии художеств, где он часто бывал. Еще в студенчестве Бялыницкий-Бируля познакомился с Исааком Левитаном. Для молодого художника он был непревзойденным авторитетом, поэтому он часто с ним советовался по поводу своих работ. Именно Левитан посоветовал ему уходить от яркого цвета. Поэтому практически все работы Бялыницкого-Бирули словно окутаны серой дымкой, зыбкие и призрачные. Одна из наиболее известных работ - "Час тишины". Ты словно переносишься в Тверскую область на озеро Удомля, вдыхая немного колючий утренний воздух. Сам автор о своем умении так тонко чувствовать окружающий мир писал: "Нужно замереть так, чтобы услышать природу, пока не услышишь звук собственного сердца". Владимир Прокопцов, гендиректор Национального художественного музея Беларуси: Он очень тонко чувствовал природу, он сам был охотник. Он очень тонко все подмечал, и его произведения, особенно с натуры, отличаются такой великой чувственностью, тонким лиризмом, даже Репин восторгался, говоря "на ваших работах я отдыхаю". В работе "Зимний сон" художник разговаривает со зрителем на языке символов. Триада - небо, земля, храм - тонко показывает переход от земного к вечному. Андрей Золотов, вице-президент Российской академии художеств: Это особый случай такого таланта, который может из большого масштаба выбрать некое камерное пространство и снова это камерное пространство сделать очень большим. Выставка замечательная. Получается такая спокойная, лирическая летопись его души. После Октябрьской революции для художника наступает непростое время. В искусстве требуются не лирические, а жесткие индустриальные пейзажи, где главные герои - рабочие и крестьяне. Чтобы выжить и сохранить свой дом-мастерскую "Чайка" в Тверской губернии, Бялыницкий-Бируля находит выход. Он начинает писать мемориальные пейзажи. Юлия Лисай, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси, куратор выставки: Это такой очень грамотный, очень мягкий, очень правильный ход человека, который не хочет иммигрировать. В 24-м году, после смерти Ленина, он едет в Ленинские горки, где возникает удивительная серия тонких пейзажей. И изменив у пейзажей просто название, например, вместо мягкого поэтического названия мы имеем "Горки Ленинские. Верхний пруд". И правильное название вводит его в правильный контекст, но позволяя остаться собой. Большинство работ Бялыницког-Бирули написано в дореволюционной и советской России. Но в конце 1940-х художник возвращается в родную Беларусь, где создает серию пейзажей, среди которых картина "Вновь зацвела весна". Этой работой Витольд Каэтанович словно ставит не точку, а многоточие своей творческой жизни. В одном из писем он напишет: "Я ходил по родной белорусской земле и был счастлив..." Читайте также: Арт-интервенция Ирины Ромбальской в доме Якуба Коласа В Речице стартовал второй сезон культурно-спортивного фестиваля "Вытокi" Около 200 работ молодых художников представлены в проекте "На крыльях творческой души"
23.05.2022 07:24

Художник с глазами поэта, умеющий слышать тишину. В Москве открылась выставка выдающегося пейзажиста XX века Витольда Бялыницкого-Бирули. Уроженец Могилевской области много работал в дореволюционной и советской России, а после войны вернулся в родную Беларусь. Поэтому его имя сегодня объединяет культурное пространство двух стран. Самая большая в мире коллекция работ хранится в Национальном художественном музее Беларуси. Часть из них представлена в Москве к 150-летию со дня рождения художника.

Как мемориальные пейзажи спасали в послереволюционное время и почему мастер не использовал яркие цвета - о секретах живописи Бялыницкого-Бирули рассказывает Дарья Белоусова-Петровская.

Эту выставку ждали несколько лет. Подготовка шла два года, из 600 работ Бялыницкого-Бирули, которые хранятся в Национальном музее Беларуси, было выбрано 60. Сегодня дух выдающегося пейзажиста XX столетия словно вернулся в залы Российской академии художеств, где он часто бывал.

Еще в студенчестве Бялыницкий-Бируля познакомился с Исааком Левитаном. Для молодого художника он был непревзойденным авторитетом, поэтому он часто с ним советовался по поводу своих работ. Именно Левитан посоветовал ему уходить от яркого цвета. Поэтому практически все работы Бялыницкого-Бирули словно окутаны серой дымкой, зыбкие и призрачные.

Одна из наиболее известных работ - "Час тишины". Ты словно переносишься в Тверскую область на озеро Удомля, вдыхая немного колючий утренний воздух. Сам автор о своем умении так тонко чувствовать окружающий мир писал: "Нужно замереть так, чтобы услышать природу, пока не услышишь звук собственного сердца".

Владимир Прокопцов, гендиректор Национального художественного музея Беларуси:

Он очень тонко чувствовал природу, он сам был охотник. Он очень тонко все подмечал, и его произведения, особенно с натуры, отличаются такой великой чувственностью, тонким лиризмом, даже Репин восторгался, говоря "на ваших работах я отдыхаю".

В работе "Зимний сон" художник разговаривает со зрителем на языке символов. Триада - небо, земля, храм - тонко показывает переход от земного к вечному.

Андрей Золотов, вице-президент Российской академии художеств

Андрей Золотов, вице-президент Российской академии художеств:

Это особый случай такого таланта, который может из большого масштаба выбрать некое камерное пространство и снова это камерное пространство сделать очень большим. Выставка замечательная. Получается такая спокойная, лирическая летопись его души.

После Октябрьской революции для художника наступает непростое время. В искусстве требуются не лирические, а жесткие индустриальные пейзажи, где главные герои - рабочие и крестьяне. Чтобы выжить и сохранить свой дом-мастерскую "Чайка" в Тверской губернии, Бялыницкий-Бируля находит выход. Он начинает писать мемориальные пейзажи.

Юлия Лисай, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси, куратор выставки:

Это такой очень грамотный, очень мягкий, очень правильный ход человека, который не хочет иммигрировать. В 24-м году, после смерти Ленина, он едет в Ленинские горки, где возникает удивительная серия тонких пейзажей. И изменив у пейзажей просто название, например, вместо мягкого поэтического названия мы имеем "Горки Ленинские. Верхний пруд". И правильное название вводит его в правильный контекст, но позволяя остаться собой.

Большинство работ Бялыницког-Бирули написано в дореволюционной и советской России. Но в конце 1940-х художник возвращается в родную Беларусь, где создает серию пейзажей, среди которых картина "Вновь зацвела весна". Этой работой Витольд Каэтанович словно ставит не точку, а многоточие своей творческой жизни. В одном из писем он напишет: "Я ходил по родной белорусской земле и был счастлив..."


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =