Национальный художественный музей готовит выставку из собрания Лидии Руслановой

Картины из собрания царицы народной песни - исполнительницы знаменитых "Валенок" - это лучшие образцы русской школы живописи. Их певица передала в минский музей еще при жизни. Благодаря Руслановой в наших фондах появились Маковский, Кустодиев, Репин, Верещагин. Картины, о которых мечтают все музеи мира. Секреты коллекции души-певицы и мистическое полотно, которое спустя десятилетия обрело имя, - в репортаже Дарьи Тарасовой. Всенародное признание, высокие гонорары и головокружительный успех превратили Лидию Русланову в любительницу роскоши. Она начала коллекционировать русское искусство еще в 30-х. Картины приобретала у московских и ленинградских коллекционеров и антикварщиков. Знакомство певицы с Минском началось с продажи картин белорусскому музею. Передавая полотна, знала, ее коллекцию здесь сохранят. В общей сложности Национальному художественному принадлежат 39 полотен из собрания Руслановой. 14 из них постоянные экспонаты.  А вот остальная коллекция разделила драматическую судьбу своей хозяйки. В 48-м вместе с супругом генералом Крюковым Русланову отправили в ГУЛАГ. Так вся коллекция, а это 132 произведения русской живописи, была арестована и зачислена на баланс Государственной Третьяковской галереи. Некоторые работы Третьяковка даже записала в свои инвентари. После смерти Сталина Русланова вернулась и начала восстанавливать коллекцию. Возвращать пришлось через суд. Благодаря Руслановой в Минске появился Брюллов. Портрет графа Виельгорского на фоне Везувия - излюбленное полотно минчан. Картину, датированную 1828 годом, эксперты называют одной из самых блистательных работ мастера. Кстати, сегодня инструмент графа находится в Соединенных Штатах. На нем играет выдающийся виолончелист Йо-Йо Ма.  Это полотно никогда не покидало фонды. Автор произведения масляной живописи - выпускник берлинской Академии художеств Рудольф Френц. "Сбор на охоту" - это единственная картина мастера батальной живописи в стране. В музей попала в 50-х. Это типичная картина русского дворянского быта. Выполненная в лучших традициях батальной школы. Акцент на анималистику. Френц в точности изобразил русских гончих, ведь после переезда в России часто сопровождал царскую семью на охоте. Полвека без имени. Научным сотрудникам удалось идентифицировать неизвестную даму на портрете. Это Дарья Шипова, русская дворянка из рода Акуловых, жена действительного статского советника. Ей посвящал стихи сам Вяземский, друг Пушкина.  Сейчас в музее работают над атрибуцией портрета. Предположение экспертов: полотно с Шиповой - дело кисти немецкого живописца Карла Лаша. На выставке Руслановой полотно не покажут, картину ждет реставрация и консервация.
19.11.2018 21:06

Картины из собрания царицы народной песни - исполнительницы знаменитых "Валенок" - это лучшие образцы русской школы живописи. Их певица передала в минский музей еще при жизни. Благодаря Руслановой в наших фондах появились Маковский, Кустодиев, Репин, Верещагин. Картины, о которых мечтают все музеи мира. Секреты коллекции души-певицы и мистическое полотно, которое спустя десятилетия обрело имя, - в репортаже Дарьи Тарасовой.

Всенародное признание, высокие гонорары и головокружительный успех превратили Лидию Русланову в любительницу роскоши. Она начала коллекционировать русское искусство еще в 30-х. Картины приобретала у московских и ленинградских коллекционеров и антикварщиков. Знакомство певицы с Минском началось с продажи картин белорусскому музею. Передавая полотна, знала, ее коллекцию здесь сохранят. В общей сложности Национальному художественному принадлежат 39 полотен из собрания Руслановой. 14 из них постоянные экспонаты. 

А вот остальная коллекция разделила драматическую судьбу своей хозяйки. В 48-м вместе с супругом генералом Крюковым Русланову отправили в ГУЛАГ. Так вся коллекция, а это 132 произведения русской живописи, была арестована и зачислена на баланс Государственной Третьяковской галереи. Некоторые работы Третьяковка даже записала в свои инвентари. После смерти Сталина Русланова вернулась и начала восстанавливать коллекцию. Возвращать пришлось через суд.

Благодаря Руслановой в Минске появился Брюллов. Портрет графа Виельгорского на фоне Везувия - излюбленное полотно минчан. Картину, датированную 1828 годом, эксперты называют одной из самых блистательных работ мастера. Кстати, сегодня инструмент графа находится в Соединенных Штатах. На нем играет выдающийся виолончелист Йо-Йо Ма. 

Это полотно никогда не покидало фонды. Автор произведения масляной живописи - выпускник берлинской Академии художеств Рудольф Френц. "Сбор на охоту" - это единственная картина мастера батальной живописи в стране. В музей попала в 50-х. Это типичная картина русского дворянского быта. Выполненная в лучших традициях батальной школы. Акцент на анималистику. Френц в точности изобразил русских гончих, ведь после переезда в России часто сопровождал царскую семью на охоте.

Полвека без имени. Научным сотрудникам удалось идентифицировать неизвестную даму на портрете. Это Дарья Шипова, русская дворянка из рода Акуловых, жена действительного статского советника. Ей посвящал стихи сам Вяземский, друг Пушкина. 

Сейчас в музее работают над атрибуцией портрета. Предположение экспертов: полотно с Шиповой - дело кисти немецкого живописца Карла Лаша. На выставке Руслановой полотно не покажут, картину ждет реставрация и консервация.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =