"Культура белорусской дуды" претендует на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО

Белорусское нематериальное культурное наследие без всяких но признают во всем мире. Сейчас под грифом "одобрено ЮНЕСКО" - 5 белорусских традиций. Ожидают включения во всемирный список вытинанка, неглюбский текстиль. Готовим и еще один уникальный инструмент - белорусская дуда (не путать с шотландской волынкой, которой, кстати, войну начинали,  белорусский инструмент исключительно сакральный и мирный). Нашу дуду, известную с конца 13-го века, без причин забыли в довоенных документах. Время возрождать целую культуру, овеянную легендами и мифами. Сегодня из тысяч духовых сохранилось лишь 2 раритета. Но почему их не увидеть в музеях? И выйдет ли белорусская дуда на фабричное производство?  Знает наш культурный обозреватель Лидия Заблоцкая. "Культура белорусской дуды Витебщины" включена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Это уже 22-й элемент нематериального историко-культурного наследия, бытующий на территории северного региона страны. Старейший из сохранившихся музыкальных инструментов в Беларуси - дуда 1877 года - хранится в Лепельском краеведческом музее. Дуда - белорусский традиционный архаичный духовой музыкальный инструмент. Был распространен на территории Беларуси с древнейших времен. Имел большое сакральное значение как сделанный из жертвенного животного. Дуда использовалась в ритуалах, связанных с главными моментами жизни человека: на крестинах, свадьбах, похоронах. До конца XIX - начала XX веков она была одним из основных народных музыкальных инструментов. В глуши истории однажды мы утратили, потеряли белорусскую волынку, но, к нашей радости, нашлись неравнодушные люди, которые протоптали дорожку к ее возрождению. Дударь, исследователь, этнограф, мастер музыкальных инструментов Алесь Лось рассказал, что в деревнях играли дудари. Было много зарисовок и фотографий дуды, но непонятно было, как делать, какой диаметр сверлить, и ему пришлось самому исследовать. Мастеру хотелось раскрыть глаза тем, кто о дуде ничего не знал. Художник по образованию Александр Лось первым сделал послевоенную дуду. В 86-м параллельно с первыми концертами изучал рисунки Питера Брейгеля, работы Никифоровского. Ездил в экспедиции, собирал сведения о дударях. В результате - видео на 24 часа. Сельские жители поведали, что до войны дударей забирали в Москву, а для чего, они не знают. Это потом в архивах дзержинских сдуют пыль с научной сенсации. Единственная довоенная видеофиксация. Киножурнал "Советское искусство". 1939 год. Белорусские песни и пляски отбирали для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Лента начинается с дударей. На тот момент именно дуда - главный инструмент белорусов. Так решил в 20-е годы Народный комиссариат просвещения, который возглавлял Луначарский.  Александр Лось, дударь, исследователь, этнограф, мастер музыкальных инструментов: Десятки записей аутентичных дударей остались в архивах Дома Пушкина. Студия грамзаписи. Ставка и политическая. Были плакаты "Красный дударь! Настоящий воин". Но началась война. Витебщина - край дударей и сожженных деревень. Мифические инструменты горели вместе с мастерами. Не осталось ни технологии, ни людей - только фото и воспоминания. Цимбалы заняли статус главного инструмента страны, их продюсер - Иосиф Жинович. Отголоски древней дуды слышны и сегодня, но из зарубежья. Несколько десятков белорусских инструментов как ценность музеев Вильнюса, Санкт-Петербурга и Москвы. В Беларуси только две дуды 19-го века. За старшую из известных - 1872 года - отвечает Краеведческий музей Лепеля. Год как сокровищница города более чем в 30 тыс. экспонатов переехала  в новое здание. Это бывший виноочистительный склад. И он младше главной ценности музея - дуды. Но вместо примы в главной экспозиции звучит пока только дрель. Ведется ремонт. А сам раритет прячется под пятью замками - в фондохранилище. Ждет выхода на сцену. Ольга Бубнова, главный хранитель фондов Лепельского районного краеведческого музея: Эта дуда датируется 1872 годом. К нам в музей она поступила в 1966 году. Учитывая то, что она самая старинная в Беларуси, конечно, это главный экспонат у нас в музее. Лепельская княжна из ясеня и кожи тельца еще ни разу не была на реставрационном столе, как и вторая старинная ценность, которая видит сны в фондохранилище Нового замка в Гродно. Елена Рапинчук, заместитель директора Гродненского государственного историко-археологического музея: Долгое время в экспозиции этнографии в Гродненском Старом замке дуда эта экспонировалась. А  в то время, когда с 2019 года Старый замок был закрыт на реставрацию, она находится в фондохранилище нашего музея. В планах - дальнейшее экспонирование дуды, потому что в Беларуси их единицы. Белорусская дуда и шотландская волынка - вещи разные. Есть различия в конструкции, декоре. И цели! Шотландцы разработали свой инструмент в 19-м веке для военных дел. А белорусская дуда - исключительно сакральная и куда старше. За 40 лет возрождения белорусской дуды созданы десятки новых инструментов. Методом проб и ошибок. Народный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, лауреат спецпремии Президента Марьян Скрамблевич рассказал - после того, как развалился Союз, пришел новый директор, и его хор развалился, а он пошел токарем на завод, потом по книгам и в интернете начал искать, как делать инструменты. За 30 лет Марьян Скрамблевич стал народным мастером страны. Его маленькая мастерская выпустила в мир более 200 "живых" инструментов. Здесь и дуды! Работу отмечал Президент в 2021-м. Александр Лукашенко вообще никогда не относился безразлично к народным мелодиям. В сентябре 2018-го глава государства оценивает звучание новых образцов исключительно белорусских цимбал, скрипок. Одну из таких создал Александр Сурба. Но он не только скрипичных дел мастер - начинал с дуды. Александр Сурба, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного университета культуры и искусств, мастер музыкальных инструментов: Изготовление этих инструментов сопровождается творческим процессом. В этом ракурсе мы не можем допустить, чтобы инструмент начал изготавливаться массово, был упрощен максимально. В Университете культуры и искусств  существует лаборатория-мастерская, где мы занимаемся исследованием этого инструмента, его изготовлением и реставрацией. Вокруг консервативного инструмента, чья биография на белорусской земле длится с конца 13-го столетия, целая культура. Только с дудой проводили обряды захоронения. Археологи находили мех с отверстиями для трубок во время раскопок в Витебске. А самый ранний образ дуды 16-го века увидели в Могилевской области. Дуда сопровождала жизнь белоруса. Это и отображают в семиминутной ленте, которая сейчас готовится для ЮНЕСКО. Артур Ильиных, доцент кафедры кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств, режиссер-постановщик: Материал, который здесь существует, позволяет создать образ наших дедов по фотографиям, как они жили без телевизора, без музыки. Оказывается, они веселились еще лучше, чем в наше время. Вот это меня зацепило. Отклик этих бабушек, дедушек, прабабушек поднимает волну самосознания и сопричастности с огромной родиной, с нашим государством. Фильм - это главный аргумент в пакете документов для ЮНЕСКО. Эксперты Министерства культуры сейчас на финишной прямой в сборе досье. Но, к сожалению, мировую премьеру нашего культурного кода мы увидим нескоро. Геннадий Ходор, консультант Министерства культуры Беларуси: У нас в этом году запланировано рассмотрение в ЮНЕСКО элемента "Белорусская вытинанка". Через 2 года в 2026 году запланировано рассмотрение элемента, который мы уже подали "Неглюбская текстильная традиция в Гомельской области". И, наконец, в 2028 году будет рассмотрено  досье "Культура белорусской дуды" в соответствии с регламентом, который установлен ЮНЕСКО. Ближайшие 4 года могут быть только на руку: да, есть время, чтобы создать новый фестиваль дуды, и место ему - в Минской области. Именно здесь живет большее количество носителей этой музыкальной культуры. Есть время, чтобы кто-нибудь из Брестского региона стал первым, кто возродит дударскую культуру в этом крае. Из предложений - открытие музея дуды и дударские встречи в школах. "Очень значимо, когда символ народной культуры, фольклора становится символом национальной политики. Тогда он является символом нации", - считает Александр Сурба. Читайте также: Белорусское кружево из бумаги поборется за место в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Церковь-крепость в Мурованке хотят включить в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО - как идет реставрация Соломоплетение Беларуси включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
11.02.2024 23:10

Белорусское нематериальное культурное наследие без всяких но признают во всем мире. Сейчас под грифом "одобрено ЮНЕСКО" - 5 белорусских традиций. Ожидают включения во всемирный список вытинанка, неглюбский текстиль. Готовим и еще один уникальный инструмент - белорусская дуда (не путать с шотландской волынкой, которой, кстати, войну начинали,  белорусский инструмент исключительно сакральный и мирный).

Нашу дуду, известную с конца 13-го века, без причин забыли в довоенных документах. Время возрождать целую культуру, овеянную легендами и мифами. Сегодня из тысяч духовых сохранилось лишь 2 раритета. Но почему их не увидеть в музеях? И выйдет ли белорусская дуда на фабричное производство?  Знает наш культурный обозреватель Лидия Заблоцкая.

"Культура белорусской дуды Витебщины" включена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Это уже 22-й элемент нематериального историко-культурного наследия, бытующий на территории северного региона страны. Старейший из сохранившихся музыкальных инструментов в Беларуси - дуда 1877 года - хранится в Лепельском краеведческом музее.

Дуда - белорусский традиционный архаичный духовой музыкальный инструмент. Был распространен на территории Беларуси с древнейших времен. Имел большое сакральное значение как сделанный из жертвенного животного. Дуда использовалась в ритуалах, связанных с главными моментами жизни человека: на крестинах, свадьбах, похоронах. До конца XIX - начала XX веков она была одним из основных народных музыкальных инструментов.

В глуши истории однажды мы утратили, потеряли белорусскую волынку, но, к нашей радости, нашлись неравнодушные люди, которые протоптали дорожку к ее возрождению.

Дударь, исследователь, этнограф, мастер музыкальных инструментов Алесь Лось рассказал, что в деревнях играли дудари. Было много зарисовок и фотографий дуды, но непонятно было, как делать, какой диаметр сверлить, и ему пришлось самому исследовать. Мастеру хотелось раскрыть глаза тем, кто о дуде ничего не знал.

"Культура белорусской дуды" претендует на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО

Художник по образованию Александр Лось первым сделал послевоенную дуду.

В 86-м параллельно с первыми концертами изучал рисунки Питера Брейгеля, работы Никифоровского. Ездил в экспедиции, собирал сведения о дударях. В результате - видео на 24 часа.

Сельские жители поведали, что до войны дударей забирали в Москву, а для чего, они не знают.

Это потом в архивах дзержинских сдуют пыль с научной сенсации. Единственная довоенная видеофиксация. Киножурнал "Советское искусство". 1939 год. Белорусские песни и пляски отбирали для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Лента начинается с дударей. На тот момент именно дуда - главный инструмент белорусов. Так решил в 20-е годы Народный комиссариат просвещения, который возглавлял Луначарский. 

Александр Лось, дударь, исследователь, этнограф, мастер музыкальных инструментов:

Десятки записей аутентичных дударей остались в архивах Дома Пушкина. Студия грамзаписи. Ставка и политическая. Были плакаты "Красный дударь! Настоящий воин". Но началась война.

Витебщина - край дударей и сожженных деревень. Мифические инструменты горели вместе с мастерами. Не осталось ни технологии, ни людей - только фото и воспоминания. Цимбалы заняли статус главного инструмента страны, их продюсер - Иосиф Жинович.

Отголоски древней дуды слышны и сегодня, но из зарубежья. Несколько десятков белорусских инструментов как ценность музеев Вильнюса, Санкт-Петербурга и Москвы. В Беларуси только две дуды 19-го века. За старшую из известных - 1872 года - отвечает Краеведческий музей Лепеля.

Год как сокровищница города более чем в 30 тыс. экспонатов переехала  в новое здание. Это бывший виноочистительный склад. И он младше главной ценности музея - дуды. Но вместо примы в главной экспозиции звучит пока только дрель. Ведется ремонт. А сам раритет прячется под пятью замками - в фондохранилище. Ждет выхода на сцену.

Ольга Бубнова, главный хранитель фондов Лепельского районного краеведческого музея:

Эта дуда датируется 1872 годом. К нам в музей она поступила в 1966 году. Учитывая то, что она самая старинная в Беларуси, конечно, это главный экспонат у нас в музее.

Лепельская княжна из ясеня и кожи тельца еще ни разу не была на реставрационном столе, как и вторая старинная ценность, которая видит сны в фондохранилище Нового замка в Гродно.

Елена Рапинчук, заместитель директора Гродненского государственного историко-археологического музея:

Долгое время в экспозиции этнографии в Гродненском Старом замке дуда эта экспонировалась. А  в то время, когда с 2019 года Старый замок был закрыт на реставрацию, она находится в фондохранилище нашего музея. В планах - дальнейшее экспонирование дуды, потому что в Беларуси их единицы.

Белорусская дуда и шотландская волынка - вещи разные. Есть различия в конструкции, декоре. И цели! Шотландцы разработали свой инструмент в 19-м веке для военных дел. А белорусская дуда - исключительно сакральная и куда старше.

За 40 лет возрождения белорусской дуды созданы десятки новых инструментов. Методом проб и ошибок.

Народный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, лауреат спецпремии Президента Марьян Скрамблевич рассказал - после того, как развалился Союз, пришел новый директор, и его хор развалился, а он пошел токарем на завод, потом по книгам и в интернете начал искать, как делать инструменты.

За 30 лет Марьян Скрамблевич стал народным мастером страны. Его маленькая мастерская выпустила в мир более 200 "живых" инструментов. Здесь и дуды!

Работу отмечал Президент в 2021-м. Александр Лукашенко вообще никогда не относился безразлично к народным мелодиям.

В сентябре 2018-го глава государства оценивает звучание новых образцов исключительно белорусских цимбал, скрипок. Одну из таких создал Александр Сурба. Но он не только скрипичных дел мастер - начинал с дуды.

Александр Сурба, ведущий научный сотрудник Белорусского государственного университета культуры и искусств, мастер музыкальных инструментов:

Изготовление этих инструментов сопровождается творческим процессом. В этом ракурсе мы не можем допустить, чтобы инструмент начал изготавливаться массово, был упрощен максимально. В Университете культуры и искусств  существует лаборатория-мастерская, где мы занимаемся исследованием этого инструмента, его изготовлением и реставрацией.

Вокруг консервативного инструмента, чья биография на белорусской земле длится с конца 13-го столетия, целая культура. Только с дудой проводили обряды захоронения. Археологи находили мех с отверстиями для трубок во время раскопок в Витебске. А самый ранний образ дуды 16-го века увидели в Могилевской области. Дуда сопровождала жизнь белоруса.

"Культура белорусской дуды" претендует на статус Всемирного наследия ЮНЕСКО

Это и отображают в семиминутной ленте, которая сейчас готовится для ЮНЕСКО.

Артур Ильиных, доцент кафедры кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств, режиссер-постановщик:

Материал, который здесь существует, позволяет создать образ наших дедов по фотографиям, как они жили без телевизора, без музыки. Оказывается, они веселились еще лучше, чем в наше время. Вот это меня зацепило. Отклик этих бабушек, дедушек, прабабушек поднимает волну самосознания и сопричастности с огромной родиной, с нашим государством.

Фильм - это главный аргумент в пакете документов для ЮНЕСКО. Эксперты Министерства культуры сейчас на финишной прямой в сборе досье. Но, к сожалению, мировую премьеру нашего культурного кода мы увидим нескоро.

Геннадий Ходор, консультант Министерства культуры Беларуси:

У нас в этом году запланировано рассмотрение в ЮНЕСКО элемента "Белорусская вытинанка". Через 2 года в 2026 году запланировано рассмотрение элемента, который мы уже подали "Неглюбская текстильная традиция в Гомельской области". И, наконец, в 2028 году будет рассмотрено  досье "Культура белорусской дуды" в соответствии с регламентом, который установлен ЮНЕСКО.

Ближайшие 4 года могут быть только на руку: да, есть время, чтобы создать новый фестиваль дуды, и место ему - в Минской области. Именно здесь живет большее количество носителей этой музыкальной культуры. Есть время, чтобы кто-нибудь из Брестского региона стал первым, кто возродит дударскую культуру в этом крае. Из предложений - открытие музея дуды и дударские встречи в школах.

"Очень значимо, когда символ народной культуры, фольклора становится символом национальной политики. Тогда он является символом нации", - считает Александр Сурба.


Читайте также:




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =