Белорусское кружево из бумаги поборется за место в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Белорусское кружево из бумаги - особая форма медитации и релакса. Наш национальный вид декоративно-прикладного творчества - вытинанка - поборется за место в списке нематериального культурного наследия мирового значения.  Шансы положительного решения велики, ведь в 2022 году одно из народных ремесел уже покорило комиссию Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Соломоплетение Беларуси стало пятым достоянием нации в реестре. Традиция вытинанки относительно молодая, если сравнивать, например, с ткачеством или керамикой. Так почему же значима и привлекательна именно наша культура этого этнотворчества? Теледосье по вытинанке у Ольги Медведь. На первый взгляд, это примитивное творчество для дошколят, а также самое простое и дешевое украшение дома в канун новогодних праздников. В таком случае стать художником может каждый: нужны лишь лист бумаги, ножницы и фантазия. Однако из этих элементарных предметов белорусские мастера создают настоящие шедевры, которые и интересны миру. Древо жизни, различные птички и животные, растительные орнаменты и символические обереги… Вытинанка происходит от древнеславянског слова  "вытинати", что означает "вырезать". От этого ее часто и называют вырезанкой. Она будто всегда была вплетена в нашу народную культуру. Однако на земли современной Беларуси вытинанка пришла лишь в XVI веке. Ее малая родина - Китай. Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси: Вытинанка как вид искусства известна с II тысячелетия нашей эры, и появилась она именно в Китае, поскольку там изобрели в это время бумагу. С Востока это искусство перешло в арабские страны и в Турцию. А уже из Турции распространилось по Западной Европе. Откуда точно оно пришло в Беларусь - сказать сложно. Сперва ажурный декор появился в домах у знати, ведь бумага была дорогим, ценным и дефицитным материалом. С распространением и доступностью бумаги вытинанкой стали увлекаться и крестьяне. Елизавета Червонцева, народный мастер Беларуси, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского: Самый расцвет вытинанки - это конец XIX века. Вместо курной печи уже была печь с комином. А это чистые стены. Печь уже белили, не было нагара, как от курной печи и, следовательно, сам интерьер становился очень торжественным, чистым. Самыми доступными были ножницы, которыми стригли овец. В ножницах (они сами достаточно тяжелые, грубые) очень острые концы лезвий. Именно этими кончиками вырезали. Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси: По большим праздникам, например, перед Рождеством или на Пасху, украшалась вытинанкой каждая хата, каждый дом. Было высшим мастерством создать без подготовительного рисунка в зеркальном отображении какой-то сюжет. Аутентичных примеров от наших прадедов, конечно, не сохранилось. Вытинанка так же хрупка, как и реальная снежинка. Ее обновляли каждый сезон, а после праздника попросту сжигали в печи. В середине XX века это ремесло у нас почти вымерло, обращались к вырезным сюжетам единичные дома.  Елизавета Червонцева, народный мастер Беларуси, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского: Мама наша вспоминала, как в послевоенное детство, достаточно бедное и тяжелое, были одни ножницы. И кто-то один, самый умелый, ножницами вырезал, а остальные просто сидели и  вырывали  узоры. Конечно, фантазии белорусских гаспадынь не было предела. Вырезали порой все убранство дома: от занавесок до салфеток и скатерок, от рушников до окладов икон. Кстати, последнюю традицию возобновила мастер Молодечненского районного центра ремесел. Алла Божко, методист Молодечненского районного центра ремесел, мастер народного творчества: Буквально год назад я стала делать оклады на иконах - такие же, как делала моя бабушка. И это очень нарядно, как-то по-душевному получается. Хендмейд наших прадедов перекочевал из быта в художественное исполнение, и, кстати, именно в Молодечно ему придали профессиональную основу. Виктория Червонцева создала настоящую школу вытинанки на базе Музыкального колледжа имени Огинского. Наталья Червонцева, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского: Виктория Никитична составила первую программу по вытинанке. По существу, наше отделение единственное в Беларуси. В Европе я тоже не слыхала, чтобы было профессиональное образование. Она пыталась дать научную основу будущим композициям, потому что на простых петушках или снежинках не построишь программу. Первоначально не было носителей традиции. Виктория Никитична обратилась к древней керамике, это неолитические сосуды с росписью, и эти вот узоры привнесла в вытинанку. В таком месте и не попробовать себя в вытинанке? Конечно, мы напросились на урок к народному мастеру, чтобы попробовать сделать классический элемент - птичку. Интерес к вытинанке вернулся в 1990-е годы. Тогда ученые стали изучать ее как направление в искусстве. Сегодня же резные узоры в основе смелых дизайнерских решений. Таким методом декорируют одежду (например, форма Беларуси на II Европейских играх была с мотивами вытинанки), создают граффити, видеопроекции для украшения урбанистических пейзажей, дизайны подарочных упаковок в этностиле. Людмила Волкович-Борис, народный мастер Беларуси, председатель цикловой комиссии Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского: Интерес есть. Это можно наблюдать даже по тому, что наши выпускники, обучающиеся в Академии искусств, используют вытинанку в дизайне - при оформлении каких-то композиций, упаковок или еще чего-либо. Поскольку я мастер и по вытинанке, и по аппликации из соломки, то, занимаясь многие годы именно этими двумя направлениями, пришла идея их соединить. И вот делала панно в такой технике, которую назвала выти-соломка.  Вячеслав Дубинка, журналист и впоследствии мастер, который также возрождал вытинанку и чьи сюжетные композиции и трехметровые вырезные рушники хранятся в Национальном художественном музее, снял мультфильм. Мария Нецветаева, замначальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси: Это не про отдельную локальную традицию, это то, что охватывает всю страну, все регионы. И это особенность. Последние досье, которые мы готовим в ЮНЕСКО, ориентированы на то, чтобы представить комплексно Беларусь. Соломка, конечно, произвела огромный эффект, многие подходили и говорили: у нас дома твой журавлик, у меня в кабинете подкова из соломки. Для них это осталось  ярким впечатлением. И люди спрашивали, есть ли у нас номинация по нематериальному наследию. И это, конечно, то, чего от нас ждут, и то, что хотят видеть. И то, что наша культура интересна, очень воодушевляет. Досье "Вытинанка - традиционное искусство вырезания из бумаги в Беларуси" будет рассмотрено в 2024 году - таковы правила конвенции. Податься в репрезентативный список от страны можно раз в два года. И это не касается политической повестки в отношении нашей страны - это норма для всех участников. Кстати, у наших представителей разработан план на несколько лет вперед. Так, своей очереди на подачу в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО после вытинанки ждет неглюбское ткачество (рушниковую тайнопись здесь изучают основательно и глубоко, как нигде больше).  Другие новости культуры: Неделя до "Лістапада": фильм-открытие назовут 10 ноября, имена главных гостей пока держат в тайне Центр языка и культуры Пакистана открылся на базе МГЛУ Беларусь и Индия подписали программу сотрудничества в области культуры
12.11.2023 22:03

Белорусское кружево из бумаги - особая форма медитации и релакса. Наш национальный вид декоративно-прикладного творчества - вытинанка - поборется за место в списке нематериального культурного наследия мирового значения. 

Шансы положительного решения велики, ведь в 2022 году одно из народных ремесел уже покорило комиссию Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Соломоплетение Беларуси стало пятым достоянием нации в реестре. Традиция вытинанки относительно молодая, если сравнивать, например, с ткачеством или керамикой. Так почему же значима и привлекательна именно наша культура этого этнотворчества? Теледосье по вытинанке у Ольги Медведь.

На первый взгляд, это примитивное творчество для дошколят, а также самое простое и дешевое украшение дома в канун новогодних праздников. В таком случае стать художником может каждый: нужны лишь лист бумаги, ножницы и фантазия. Однако из этих элементарных предметов белорусские мастера создают настоящие шедевры, которые и интересны миру.

Древо жизни, различные птички и животные, растительные орнаменты и символические обереги… Вытинанка происходит от древнеславянског слова  "вытинати", что означает "вырезать". От этого ее часто и называют вырезанкой. Она будто всегда была вплетена в нашу народную культуру. Однако на земли современной Беларуси вытинанка пришла лишь в XVI веке. Ее малая родина - Китай.

Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси:

Вытинанка как вид искусства известна с II тысячелетия нашей эры, и появилась она именно в Китае, поскольку там изобрели в это время бумагу. С Востока это искусство перешло в арабские страны и в Турцию. А уже из Турции распространилось по Западной Европе. Откуда точно оно пришло в Беларусь - сказать сложно.

Белорусское кружево из бумаги поборется за место в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Сперва ажурный декор появился в домах у знати, ведь бумага была дорогим, ценным и дефицитным материалом. С распространением и доступностью бумаги вытинанкой стали увлекаться и крестьяне.

Елизавета Червонцева, народный мастер Беларуси, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского:

Самый расцвет вытинанки - это конец XIX века. Вместо курной печи уже была печь с комином. А это чистые стены. Печь уже белили, не было нагара, как от курной печи и, следовательно, сам интерьер становился очень торжественным, чистым. Самыми доступными были ножницы, которыми стригли овец. В ножницах (они сами достаточно тяжелые, грубые) очень острые концы лезвий. Именно этими кончиками вырезали.

Виктория Прокошина, научный сотрудник научно-фондового отдела Национального художественного музея Беларуси:

По большим праздникам, например, перед Рождеством или на Пасху, украшалась вытинанкой каждая хата, каждый дом. Было высшим мастерством создать без подготовительного рисунка в зеркальном отображении какой-то сюжет.

Аутентичных примеров от наших прадедов, конечно, не сохранилось. Вытинанка так же хрупка, как и реальная снежинка. Ее обновляли каждый сезон, а после праздника попросту сжигали в печи. В середине XX века это ремесло у нас почти вымерло, обращались к вырезным сюжетам единичные дома. 

Елизавета Червонцева, народный мастер Беларуси, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского:

Мама наша вспоминала, как в послевоенное детство, достаточно бедное и тяжелое, были одни ножницы. И кто-то один, самый умелый, ножницами вырезал, а остальные просто сидели и  вырывали  узоры.

Конечно, фантазии белорусских гаспадынь не было предела. Вырезали порой все убранство дома: от занавесок до салфеток и скатерок, от рушников до окладов икон. Кстати, последнюю традицию возобновила мастер Молодечненского районного центра ремесел.

Алла Божко, методист Молодечненского районного центра ремесел, мастер народного творчества:

Буквально год назад я стала делать оклады на иконах - такие же, как делала моя бабушка. И это очень нарядно, как-то по-душевному получается.

Хендмейд наших прадедов перекочевал из быта в художественное исполнение, и, кстати, именно в Молодечно ему придали профессиональную основу. Виктория Червонцева создала настоящую школу вытинанки на базе Музыкального колледжа имени Огинского.

Наталья Червонцева, преподаватель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского:

Виктория Никитична составила первую программу по вытинанке. По существу, наше отделение единственное в Беларуси. В Европе я тоже не слыхала, чтобы было профессиональное образование. Она пыталась дать научную основу будущим композициям, потому что на простых петушках или снежинках не построишь программу. Первоначально не было носителей традиции. Виктория Никитична обратилась к древней керамике, это неолитические сосуды с росписью, и эти вот узоры привнесла в вытинанку.

В таком месте и не попробовать себя в вытинанке? Конечно, мы напросились на урок к народному мастеру, чтобы попробовать сделать классический элемент - птичку.

Белорусское кружево из бумаги поборется за место в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Интерес к вытинанке вернулся в 1990-е годы. Тогда ученые стали изучать ее как направление в искусстве. Сегодня же резные узоры в основе смелых дизайнерских решений. Таким методом декорируют одежду (например, форма Беларуси на II Европейских играх была с мотивами вытинанки), создают граффити, видеопроекции для украшения урбанистических пейзажей, дизайны подарочных упаковок в этностиле.

Людмила Волкович-Борис, народный мастер Беларуси, председатель цикловой комиссии Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского:

Интерес есть. Это можно наблюдать даже по тому, что наши выпускники, обучающиеся в Академии искусств, используют вытинанку в дизайне - при оформлении каких-то композиций, упаковок или еще чего-либо. Поскольку я мастер и по вытинанке, и по аппликации из соломки, то, занимаясь многие годы именно этими двумя направлениями, пришла идея их соединить. И вот делала панно в такой технике, которую назвала выти-соломка. 

Вячеслав Дубинка, журналист и впоследствии мастер, который также возрождал вытинанку и чьи сюжетные композиции и трехметровые вырезные рушники хранятся в Национальном художественном музее, снял мультфильм.

Мария Нецветаева, замначальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси:

Это не про отдельную локальную традицию, это то, что охватывает всю страну, все регионы. И это особенность. Последние досье, которые мы готовим в ЮНЕСКО, ориентированы на то, чтобы представить комплексно Беларусь. Соломка, конечно, произвела огромный эффект, многие подходили и говорили: у нас дома твой журавлик, у меня в кабинете подкова из соломки. Для них это осталось  ярким впечатлением. И люди спрашивали, есть ли у нас номинация по нематериальному наследию. И это, конечно, то, чего от нас ждут, и то, что хотят видеть. И то, что наша культура интересна, очень воодушевляет.

Досье "Вытинанка - традиционное искусство вырезания из бумаги в Беларуси" будет рассмотрено в 2024 году - таковы правила конвенции. Податься в репрезентативный список от страны можно раз в два года. И это не касается политической повестки в отношении нашей страны - это норма для всех участников. Кстати, у наших представителей разработан план на несколько лет вперед. Так, своей очереди на подачу в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО после вытинанки ждет неглюбское ткачество (рушниковую тайнопись здесь изучают основательно и глубоко, как нигде больше). 


Другие новости культуры:




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =