Продолжаем разговор о самых важных и заметных событиях уходящей недели. Действительно, заметным стал традиционный торговый перфоманс белорусских аграриев. "Белагро-2018" отметился не только масштабом и ассортиментом, но и высочайшим статусом. Для бизнесменов, представителей компаний госсектора и профильных министров этот форум - в списке обязательных к участию.
А вот гости из трех десятков государств - это уже серьезный показатель. Значит, им интересен и важен белорусский передовой опыт. Значит, им есть чему учиться. Что уж говорить, если даже губернатор целого российского региона приехал сюда сразу после встречи с Президентом во Дворце Независимости.
Чем еще все эти дни жила выставка "Белагро", расскажет Ольга Анищенко. Самая атмосферная экспозиция страны ВИП-гостей встречала ежедневно. На неделе сюда заглянули многие тяжеловесы - от премьера до губернатора… Традиция!
Вот руководство МТЗ после плотных переговоров с главой Вологодской области. Самое время немного отойти от дел.
Партнеры объявляют: в совместном проекте поставили точку. "Союзному" трактору быть! Уже в октябре. После Федор Доматенко покажет: вот та самая модель. Базовая, для союзной машины. Эдакая рабочая лошадка, проверенная временем. Уверяет: союзный трактор хоть и соберут в Вологде, останется "Беларусом". С российской начинкой.
Такая схема работы выгодна всем. Россия загружает свои предприятия, производитель получает субсидии правительства, Беларусь закрепляется на соседнем рынке. Ведь союзных тракторов будет в два раза больше! Спрашиваем: пойдет ли машина в третьи страны?
Для МТЗ, однако, точка в большом союзном деле - не главное. Все же "Белагро" - это о новинках. Важно показать, какая техника выйдет в поле завтра. А здесь - и радиоуправление, и точное земледелие. Во всем мире затраты на ноу-хау соизмеряют с общей ценой конечного продукта. Мол, лучше больше: у технологичного товара рейтинги на рынке выше. Но успевает ли белорусская наука?
Давать рынку десятки новых машин ежегодно производителю непросто. Да и покупают новинки не сразу. Ждут отзывов. Благо, белорусского потребителя поддержат рублем. А потому экспериментов многие не боятся, говорят на одноименном заводе. Льготные кредиты на свою технику подстегивают и фермера, и крупную компанию. А значит, высока вероятность, что продукцию купят.
"Экспериментальный" на "Белагро" привез мини-заводы. Серия машин "заточена" на овощную продукцию: они и с поля примут, и помоют, сами почистят, взвесят и упакуют. Товарный вид картофеля или моркови - вовсе не блажь. А жесткое требование торговли. В России, к примеру, на прилавках такого товара уже больше 90 %. В Беларуси нет и 40 %.
"Белагро" для страны это, без преувеличения, - двигатель торговли. Это такой товар лицом: можно попробовать, оценить, присмотреться. Вся эта техника и технологии в деле обеспечат продовольствием и себя, и помогут заработать на поставках. Ни много ни мало 5 миллиардов долларов!
Чтобы представить вклад АПК в общую экспортную корзину Беларуси, достаточно сказать, что практически каждый пятый товар, который страна продает, это заслуга промышленников и аграриев.
В крытых павильонах "Белагро" только и разговоров, что о молоке. Вроде и география поставок расширяется, с десяток новых стран за год, но доля российского рынка по-прежнему неприлично высока. 90 %. Но и берут там все. Китай, к примеру, лишь сухое молоко и масло. Если производитель специализируется на сырах, продать товар куда сложнее.
Вот, кстати, и китайские партнеры. Внимательно осматривают каждый павильон, оценивают, дегустируют.
А после руководство скажет: то, что с детства знает и любит каждый белорусский сладкоежка, для китайского рынка в новинку! И рады бы двигаться в Азию, но тамошнего потребителя придется приучать. Дело, как говорится, не быстрое.
Несмотря на все "но", китайский рынок для белорусской молочки выстрелил. За прошлый год вырос в 8 раз. Дальше - больше, уверены эксперты. Тем более, Азия - регион, где можно развернуться.
Еще одно поле для битвы за нового потребителя - логистика. Одно дело - доставить сухой продукт, совсем другое - масло или сыр. По морю дольше, но дешевле. В контейнерах быстрее. Но и довесок к цене куда весомее.
Но и при нынешних условиях работы с большим Китаем только за год молочный экспорт способен прибавить на треть. В дело включились почти 5 десятков молочных компаний. С мясными сложнее. Нужны личные инспекции китайских партнеров на предприятия. Таковы условия сертификации. Одним словом, прирастать контрактами будут. С каждым годом вопрос поиска новых площадок сбыта звучит все острее. Новая территория может появиться и у выставки. Глава Минпрома заявил нашему телеканалу, что даже в пригороде столицы "Белагро" не вмещает всех желающих. Не исключено, что в будущем году аграрному форуму найдут новую прописку.