Начнем с одного из самых амбициозных проектов суверенной Беларуси. В стране появится свой по-настоящему народный автомобиль. Новая отрасль машиностроения пока делает первые, но достаточно уверенные шаги.
Под Минском, к примеру, собирают американские и французские машины. Работа идет семь дней в неделю и в две смены. Каждый месяц предприятие выпускает по 800-900 автомобилей. По контракту, вот такие американские внедорожники (любимая модель заокеанских знаменитостей и политиков) отправляются исключительно на экспорт, в Россию. А вот французские автомобили белорусской сборки находят своих покупателей в отечественных автосалонах.
Наиболее масштабные планы по развитию легкового автопрома в нашей стране – у белорусско-китайского предприятия «БелДжи». Его крупнейшими учредителями стали БелАЗ (50 % акций) и корпорация «Джили», доля которой составляет 32,5%. На первом этапе на базе завода «Автогидроусилитель» была организована так называемая крупноузловая сборка седанов, хэтчбеков и кроссоверов.
Следующий шаг – строительство и запуск ультрасовременного предприятия с полным технологическим циклом выпуска машин. Белорусско-китайский проект находится под особым контролем у Президента. Весной минувшего года Глава государства лично протестировал модели автомобилей, собранных в Борисове.
На этой неделе Президент провел совещание, посвященное развитию новой для нашего автопрома отрасли. Глава государства поставил цель ускорить ввод в эксплуатацию белорусско-китайского завода, оптимизировать при этом затраты и максимально использовать отечественные ноу-хау в производстве «БелДжи». "Джили", которые сошли с наших конвейеров, протестировали не только белорусы, но и «Главный эфир».
Рассказывает Ксения Рабчинская.
Своих “лошадей” под капотом Валерий Грушевский подсчитывает уже неделю – в понедельник взял новую “джили” из салона. Говорит, решение было обдумано – за те же деньги мог бы купить и подержанную, но хорошую иномарку.
К легковушке с маркировкой «Сделано в Беларуси» в нашей стране шли 2 десятка лет. Белорусскую прописку получили "Форд", "Саманд", "Ситроен", но по-настоящему народными автомобилями - по разным причинам - они так и не стали. И главный минус — низкая локализация производства.
Недалеко от Минска строят ультрасовременное предприятие с полным технологическим циклом выпуска машин – от сварки до покраски. Задача-максимум - производить 120 000 автомобилей в год с использованием отечественных ноу-хау в производстве «БелДжи».
Заработать завод должен уже в конце следующего года. При запуске почти каждая третья деталь автомобилей будет белорусского производства. В правительстве планируют, что к лету 2018-го уровень локализации и вовсе составит 50%. Таким образом, должна снизиться итоговая стоимость машин, а это даст еще один толчок для увеличения экспорта.
И такой рост закономерен: автоконцерн "Джили" постоянно развивается - бренду около 35 лет, но он уже входят в число полсотни сильнейших компаний мира. Холдинг ведет успешный автобизнес в общей сложности с 50 странами мира, среди которых США, Россия, Украина, государства Евросоюза и Юго-Восточной Азии. "Джили" смогла приобрести шведскую компанию "Вольво", а также производителя знаменитых лондонских кэбов. Теперь дизайном в автоконцерне занимается художник, который до этого работал на "Астон Мартин", "Форд", "Лэнд Ровер" и "Ягуар". На строящемся заводе под Борисовом будет производиться новое поколение белорусско-китайских автомобилей.
Подтверждают огромный потенциал проекта и эксперты: по разным данным, через несколько лет каждый десятый автомобиль в мире будет китайским. Пока, признают, доля продаж у отечественного «Джили» даже на внутреннем рынке небольшая, но с введением бонусов для автовладельцев, например, возможности лизинга или замены старого авто на новое – так называемого трейд ин – ситуация может кардинально измениться.
То, что легковушки с маркой «Сделано в Беларуси», не просто практичные для автолюбителей, но и удобные для автопрофессионалов – подтверждают те, кто за рулем проводит минимум 8 часов в сутки – таксисты. Одна из столичных служб закупила около 130 "Джили" для своего парка.
Свой выбор сделала и главная автомобильная телепередача Белтелерадиокомпании – и тоже в пользу "джили". «Коробка передач» катается на белорусско-китайском авто почти год. И за это время машина ни разу не подвела.
"Джили" с маркой «Сделано в Беларуси», признаются, не перестает удивлять – и только в хорошем смысле.