Александр Лукашенко сменил руководство правительства

Вчера - развязка большой кадровой интриги в масштабах государства. Кардинальное обновление состава правительства. Некоторые СМИ, конечно, начали смотреть по верхам - мол, как это, сменить все руководство правительства именно из-за Орши - дескать, решение на эмоциях и едва ли к чему-то хорошему приведет. Но Президент почти сразу же успокоит и кадровые решения объяснит максимально подробно. Дело не только в Орше – претензий к работе блока накопилось немало и причины более глубинные. Разночтения в развитии экономики, волокита, безответственность, коррупция в отдельных сферах, наконец, неисполнение поручений, одним из которых является тот самый треугольник Орша - Барань - Балбасово. Казалось бы, у тебя есть и полномочия, и средства, но то ли желания нет, то ли дисциплины, то ли понимания, как решить поставленную задачу. И, несмотря на президентские поручения и постоянное внимание к данной теме, в качестве результата только крылатое "Воз и ныне там". Не сделано практически ничего, а важнейший эксперимент в масштабах страны провален. Ну как после такого могут не возникнуть вопросы к правительству. Тем более, на высшем уровне несколько лет постоянно подчеркивалось: "Орша будет одним из основных показателей работы правительственной команды - той самой лакмусовой бумажкой". И то, что в итоге мы все увидели, вызывает как минимум недоумение. Национальный проект, которому посвятили два года, полторы сотни решений и внушительный пакет преференций на поверку Президента оказался памятником бесхозяйственности - нашей, увы, "потемкинской деревней" с текущими кровлями, плесенью, брошенными станками и трудовыми коллективами в чудовищных условиях. Ситуацию, конечно, скорее всего, исправят. Но ведь потерян самый главный ресурс - это время. Его-то не и не оценишь, и не вернешь. А ведь и в Орше, и в небольших городах и деревнях района люди ждут, что у них на родине заработают те самые крупные предприятия, станет больше новых рабочих мест, вырастет зарплата, перестанет уезжать молодежь. Этого же хочет и государство, но вместо этого людям приходится объяснять, почему на оршанском мольберте пока больше серых тонов. Вот и выходит, что та самая последняя капля оказалась для руководства правительства холодным душем - портфели пришлось оставить. Более того, "оршанский синдром" - это ведь очевидно еще и системный сбой в работе правительства. А это, согласитесь, уже куда серьезнее конкретного проекта в конкретной области. Это регулярная неисполнительность, попытки девальвировать приоритеты, включая средние зарплаты, тарифы ЖКХ, модернизацию и подходы к приватизации. А еще провальные отчеты за год и полугодия, волокита по важнейшим национальным проектам, включая развитие регионов, регулярная тяга переложить ответственность на ту самую «невидимую руку рынка», которую сегодня не видят некогда даже самые либеральные системы, вроде американской, японской или евросоюзовской. Как результат - отставка и назначение более дисциплинированной команды управленцев. Кадровое совещание в пятницу и субботние назначения подвели черту под этой затянувшейся пьесой. О том, как это было - наш политический обозреватель Андрей Кривошеев. Раскадровка правительства занимает у Президента шесть дней. В понедельник по горячим следам от увиденного в Орше - окончательное решение: не те люди ведут экономику и национальные проекты. Во вторник на совещании -  детальный разбор полетов по каждой персоне. Уже действует поручение - поднять кадровый резерв и провести консультации с гражданским обществом. В пятницу - финишное обсуждение новых лиц. В субботу - решение по премьер-министру - финансист Сергей Румас, четырем вице-премьерам: Александр Турчин первый, Игорь Ляшенко - по промышленности и модернизации; Владимир Кухарев - по вопросам строительства, ЖКХ и транспорта; Игорь Петришенко - за всю социальную сферу. Эксперты подмечают в назначениях четкое следование стратегии развития, без шараханий, но и акценты исходя из биографий и репутаций управленцев. Также назначен квартет ключевых министров и новый глава госвоенпрома. Дмитрий Микуленок - Минстройархитектуры, Минпром за Павлом Утюпиным. Минсвязи и информатизации - Константин Шульган, Минэкономики - Дмитрий Крутой. Роман Головченко - на крайне ответственную позицию в сфере ВПК. Глава государства подчеркивает - все кандидаты одобрены фундаментом белорусского гражданского общества. Включая профсоюзы, женские, ветеранские, молодежные и крупнейшие общественные организации. Демократичная процедура - уже политическая традиция Беларуси и страховка от случайных людей во власти. Очевидно, что решение глубокое, продуманное и не на эмоциях. Такие серьезные назначения в таких политически зрелых государстве и обществе, как Беларусь и белорусы, не принимаются сгоряча. Почему так важны консультации до назначения и командная работа. Это ведь не просто кадры, отвечающие за экономический базис. Это вертикаль, что реализует курс, выбранный и даже выстраданный белорусами за последние два десятилетия независимости. А значит, от компетенции правительства зависит и реальный суверенитет, и социальное развитие на годы вперед. Плачевный опыт соседей демонстрирует, как дорого миллионам людей порой обходятся не те люди во власти, дефицит порядка или игнорирование жизненно важных народных и национальных интересов. От эталонной модернизации сложного региона до последней капли в судьбе правительства прошло полтора года! Именно за этот срок треугольник "Орша -  Барань - Болбасово" стал "бермудским", утопив руководство Кабмина, местную вертикаль и ответственных. Именно 16 месяцев прошло с Обращения Президента к народу и парламенту в 2017 году. Когда впервые прозвучало: "Нужно восстановить территорию из руин и пепла". Исполнителей предупредили - с района не спустят глаз, а спрос за достижения, как и за провалы, будет особым. Уже в мае о том, что заниматься следует не только фасадами, сколько производством, прозвучало на встрече с управделами. Орша - как промышленный и логистический узел - должна зарабатывать и окупать вложения. Курировать кластер направили Виктора Шеймана. Требование возродить и настроить экономику региона прозвучало от Президента и год назад при назначении главы Оршанского района Александра Позняка. Напрямую было отмечено - вопрос принципиальный, район - эталонный и на особом контроле. Поднимем его как самый сложный, отработаем модель для еще четырех-пяти подобных уголков Беларуси. Буквально накануне инспекции в Оршу для правительства прозвучал очередной четкий месседж: за развитие региона придется держать ответ. Все серьезно! Мы напомнили лишь малую толику поручений Президента и его обращений к оршанскому проекту. На деле их было на порядок больше. Казалось бы, с таким вниманием Главы государства к его визиту здесь все должно было дышать реновацией. На деле дыхнуло грязью, плесенью, свалками станков и мусора и нечеловеческими условиями труда. А всего-то Президент пошел не по проложенному чиновниками маршруту. Оршанский инструментальный - как кривое зеркало исполнительской дисциплины и рачительных инвестиций. Модернизацию затянули на год. 4 станка и одна подправленная кровля - капля в море. Чуть лучше - еще три оршанских производителя, которые без предупреждения посещает Президент, чтобы сложить полную картину о регионе. Агропроммаш, мясокомбинат и Техника связи. Везде опоздали с модернизацией. Вместо развития своего производства скинули цеха на частника-арендатора, кувыркаются кто без рынков, кто без стратегии, кто без качества. Логичная кульминация увиденного - жесткий разговор на следующий день. Неутешительный для правительства и региона вывод: модернизация провалена. Без срочных мер повторим страшный опыт России, где Москва, как пылесос, вытягивает все силы из провинции, а малые города и целые районы живут вне цивилизации и без шансов на развитие. Вопрос ребром: сколькими городами и районами готовы заплатить за волокиту и бесхозяйственность? По итогу жесткого разговора оршанский край переводится на особый режим управления. В тот же день специальная рабочая группа показательно, без правительства, заново формирует задачи, сроки и ответственных по каждому объекту, параллельно формируя истребованные Президентом предложения по новому составу правительства. Люди в Орше и не только, понимая, что речь не столько о станках и персоналиях, сколько об их будущем и будущем их малой родины, живо обсуждают решения Президента. Прогремевшая в народе "оршанская инспекция" - лишь последнее звено в цепочке провалов уже прошлого состава правительства. Гораздо более весомые причины отставок и в систематическом игнорировании решений Президента, и в попытках девальвировать ключевые экономические и социальные проекты. И даже в несогласованной позиции вовне, когда Беларусь звучала нестройным хором "либеральных" шаблонов. В ущерб людям и здравому смыслу. На словах - президентский курс, на деле - крен в утопии шоковой терапии и приватизации. Резать по живому - это о зарплатах и тарифах. Среднюю по стране "тысячу" и обоснованные жировки Президент проводил сквозь колоссальное сопротивление чиновников и тихий саботаж уже принятых решений. Vox pópuli или глас народа. Оценки и решения Президента ожидаемо вызвали резонанс в обществе. Лидер поручил мнения собрать и систематизировать. Даже если исходил этот "глас" не из нашего общества и был явно провокативным. Кстати, 90% что наших, что импортных комментаторов решения поддержали. Даже заядлые либералы вынуждены были признать: без государственной воли микрорегионы превращаются в руины. От Прибалтики до Камчатки. Почему рынок не работает для провинции - азбучные истины от американского Кейнса до современного Китая Президент объяснять не стал. Прошелся и обстоятельно по самым негативным оценкам. Например, "Разнос чиновников выгоден имиджу Президента", - писали люди, явно далекие от наших реалий. Ведь у нас  любое правительство - президентское де-юре по конституции и де-факто по опыту. Каждый провал министра или чиновника рангом ниже бьет по репутации власти в целом. Ряд "просвященных" комментаторов договорился до того, что спасение Орши - это предвыборная манипуляция. О том, что выборы у нас через два с лишним года, и мы не настолько "продвинуты", чтобы насаждать демократию пиаром и пиарщиками, как-то не подумали. Часть источников пошли дальше и, хайпанув на "несколько преувеличенных" слухах о здоровье Президента, решили похоронить саму белорусскую систему. Четверть века ждут, а она никак. Александр Лукашенко в очередной раз разочаровал: "Не дождетесь!". Нашлись и советчики, как назначать новых управленцев. Предложили кастинг как в модельном бизнесе. Вот только чем заканчиваются подобные смотрины у соседей и партнеров, авторы деликатно умолчали. Явно под свои реалии писали российские аналитики о назначении исключительно близких людей в новое правительство. Забывая, что у нас близость к Президенту не индульгенция на воровство, а отягчающее обстоятельство. И вчерашние близкие идут в места не столь отдаленные при малейшем доказанном преступлении. Или вот еще мнение: "Отставки - это слишком радикально". И Андрей Кобяков, и Владимир Семашко, и Василий Жарко, и другие - опытные управленцы, государственные люди, прошли с Президентом огонь и воду. От торговых войн до национальной модернизации. "Да, - подчеркивает лидер, - такие решения самые сложные. Но законы управления одни - что для министров, что для любого коллектива. Тем более у нас критерии публичные". Совсем уж абсурдно в ворохе комментариев прозвучали намеки на российский след в отставках. Может, кому-то и хотелось бы, чтобы суверенная Беларусь подгоняла кадры под внешнее, пусть и союзное, управление. "Но мы не вассалы и независимостью не размениваемся", - подчеркивает Президент. Самая банальная претензия - марафет к приезду Президента. Лидер парирует: "Если вы гостей в грязи принимаете, дело ваше, бесхозяйское". В Беларуси традиция и культура иная. Главное, без показухи и аврала - именно они, а не порядок, людей и возмущает. Кстати, за эту неделю мы не раз спрашивали у оршанцев в частности и белорусов в целом, что главное в принятых решениях. Рефреном звучали порядок, достаток, развитие и готовность самим вложить силы и время в общее большое дело. Именно отсюда требования к обновленному правительству и народные критерии оценки его эффективности. Кадры, безусловно, решают если не все, то многое. И отснятые нами в Оршанском крае кадры это наглядно показали. Работы на месте уже ведутся с утроенным темпом. И это понятно, ведь с обновленного правительства за сделанное спросят даже раньше, чем управленцы успеют привыкнуть к новым портфелям, кабинетам и полномочиям, которые в Беларуси синонимы ответственности.
19.08.2018 21:55

Вчера - развязка большой кадровой интриги в масштабах государства. Кардинальное обновление состава правительства. Некоторые СМИ, конечно, начали смотреть по верхам - мол, как это, сменить все руководство правительства именно из-за Орши - дескать, решение на эмоциях и едва ли к чему-то хорошему приведет. Но Президент почти сразу же успокоит и кадровые решения объяснит максимально подробно. Дело не только в Орше – претензий к работе блока накопилось немало и причины более глубинные.

Разночтения в развитии экономики, волокита, безответственность, коррупция в отдельных сферах, наконец, неисполнение поручений, одним из которых является тот самый треугольник Орша - Барань - Балбасово. Казалось бы, у тебя есть и полномочия, и средства, но то ли желания нет, то ли дисциплины, то ли понимания, как решить поставленную задачу. И, несмотря на президентские поручения и постоянное внимание к данной теме, в качестве результата только крылатое "Воз и ныне там".

Не сделано практически ничего, а важнейший эксперимент в масштабах страны провален. Ну как после такого могут не возникнуть вопросы к правительству. Тем более, на высшем уровне несколько лет постоянно подчеркивалось: "Орша будет одним из основных показателей работы правительственной команды - той самой лакмусовой бумажкой". И то, что в итоге мы все увидели, вызывает как минимум недоумение.

Национальный проект, которому посвятили два года, полторы сотни решений и внушительный пакет преференций на поверку Президента оказался памятником бесхозяйственности - нашей, увы, "потемкинской деревней" с текущими кровлями, плесенью, брошенными станками и трудовыми коллективами в чудовищных условиях.

Ситуацию, конечно, скорее всего, исправят. Но ведь потерян самый главный ресурс - это время. Его-то не и не оценишь, и не вернешь. А ведь и в Орше, и в небольших городах и деревнях района люди ждут, что у них на родине заработают те самые крупные предприятия, станет больше новых рабочих мест, вырастет зарплата, перестанет уезжать молодежь. Этого же хочет и государство, но вместо этого людям приходится объяснять, почему на оршанском мольберте пока больше серых тонов. Вот и выходит, что та самая последняя капля оказалась для руководства правительства холодным душем - портфели пришлось оставить.

Более того, "оршанский синдром" - это ведь очевидно еще и системный сбой в работе правительства. А это, согласитесь, уже куда серьезнее конкретного проекта в конкретной области. Это регулярная неисполнительность, попытки девальвировать приоритеты, включая средние зарплаты, тарифы ЖКХ, модернизацию и подходы к приватизации. А еще провальные отчеты за год и полугодия, волокита по важнейшим национальным проектам, включая развитие регионов, регулярная тяга переложить ответственность на ту самую «невидимую руку рынка», которую сегодня не видят некогда даже самые либеральные системы, вроде американской, японской или евросоюзовской.

Как результат - отставка и назначение более дисциплинированной команды управленцев. Кадровое совещание в пятницу и субботние назначения подвели черту под этой затянувшейся пьесой.

О том, как это было - наш политический обозреватель Андрей Кривошеев. Раскадровка правительства занимает у Президента шесть дней. В понедельник по горячим следам от увиденного в Орше - окончательное решение: не те люди ведут экономику и национальные проекты. Во вторник на совещании -  детальный разбор полетов по каждой персоне. Уже действует поручение - поднять кадровый резерв и провести консультации с гражданским обществом. В пятницу - финишное обсуждение новых лиц. В субботу - решение по премьер-министру - финансист Сергей Румас, четырем вице-премьерам: Александр Турчин первый, Игорь Ляшенко - по промышленности и модернизации; Владимир Кухарев - по вопросам строительства, ЖКХ и транспорта; Игорь Петришенко - за всю социальную сферу.

Эксперты подмечают в назначениях четкое следование стратегии развития, без шараханий, но и акценты исходя из биографий и репутаций управленцев.

Также назначен квартет ключевых министров и новый глава госвоенпрома. Дмитрий Микуленок - Минстройархитектуры, Минпром за Павлом Утюпиным. Минсвязи и информатизации - Константин Шульган, Минэкономики - Дмитрий Крутой. Роман Головченко - на крайне ответственную позицию в сфере ВПК.

Глава государства подчеркивает - все кандидаты одобрены фундаментом белорусского гражданского общества. Включая профсоюзы, женские, ветеранские, молодежные и крупнейшие общественные организации. Демократичная процедура - уже политическая традиция Беларуси и страховка от случайных людей во власти.

Очевидно, что решение глубокое, продуманное и не на эмоциях. Такие серьезные назначения в таких политически зрелых государстве и обществе, как Беларусь и белорусы, не принимаются сгоряча.

Почему так важны консультации до назначения и командная работа. Это ведь не просто кадры, отвечающие за экономический базис. Это вертикаль, что реализует курс, выбранный и даже выстраданный белорусами за последние два десятилетия независимости. А значит, от компетенции правительства зависит и реальный суверенитет, и социальное развитие на годы вперед. Плачевный опыт соседей демонстрирует, как дорого миллионам людей порой обходятся не те люди во власти, дефицит порядка или игнорирование жизненно важных народных и национальных интересов.

От эталонной модернизации сложного региона до последней капли в судьбе правительства прошло полтора года! Именно за этот срок треугольник "Орша -  Барань - Болбасово" стал "бермудским", утопив руководство Кабмина, местную вертикаль и ответственных.

Именно 16 месяцев прошло с Обращения Президента к народу и парламенту в 2017 году. Когда впервые прозвучало: "Нужно восстановить территорию из руин и пепла". Исполнителей предупредили - с района не спустят глаз, а спрос за достижения, как и за провалы, будет особым.

Уже в мае о том, что заниматься следует не только фасадами, сколько производством, прозвучало на встрече с управделами. Орша - как промышленный и логистический узел - должна зарабатывать и окупать вложения. Курировать кластер направили Виктора Шеймана.

Требование возродить и настроить экономику региона прозвучало от Президента и год назад при назначении главы Оршанского района Александра Позняка. Напрямую было отмечено - вопрос принципиальный, район - эталонный и на особом контроле. Поднимем его как самый сложный, отработаем модель для еще четырех-пяти подобных уголков Беларуси.

Буквально накануне инспекции в Оршу для правительства прозвучал очередной четкий месседж: за развитие региона придется держать ответ. Все серьезно!

Мы напомнили лишь малую толику поручений Президента и его обращений к оршанскому проекту. На деле их было на порядок больше. Казалось бы, с таким вниманием Главы государства к его визиту здесь все должно было дышать реновацией. На деле дыхнуло грязью, плесенью, свалками станков и мусора и нечеловеческими условиями труда. А всего-то Президент пошел не по проложенному чиновниками маршруту.

Оршанский инструментальный - как кривое зеркало исполнительской дисциплины и рачительных инвестиций. Модернизацию затянули на год. 4 станка и одна подправленная кровля - капля в море.

Чуть лучше - еще три оршанских производителя, которые без предупреждения посещает Президент, чтобы сложить полную картину о регионе. Агропроммаш, мясокомбинат и Техника связи. Везде опоздали с модернизацией. Вместо развития своего производства скинули цеха на частника-арендатора, кувыркаются кто без рынков, кто без стратегии, кто без качества.

Логичная кульминация увиденного - жесткий разговор на следующий день. Неутешительный для правительства и региона вывод: модернизация провалена. Без срочных мер повторим страшный опыт России, где Москва, как пылесос, вытягивает все силы из провинции, а малые города и целые районы живут вне цивилизации и без шансов на развитие. Вопрос ребром: сколькими городами и районами готовы заплатить за волокиту и бесхозяйственность?

По итогу жесткого разговора оршанский край переводится на особый режим управления. В тот же день специальная рабочая группа показательно, без правительства, заново формирует задачи, сроки и ответственных по каждому объекту, параллельно формируя истребованные Президентом предложения по новому составу правительства. Люди в Орше и не только, понимая, что речь не столько о станках и персоналиях, сколько об их будущем и будущем их малой родины, живо обсуждают решения Президента.

Прогремевшая в народе "оршанская инспекция" - лишь последнее звено в цепочке провалов уже прошлого состава правительства. Гораздо более весомые причины отставок и в систематическом игнорировании решений Президента, и в попытках девальвировать ключевые экономические и социальные проекты. И даже в несогласованной позиции вовне, когда Беларусь звучала нестройным хором "либеральных" шаблонов. В ущерб людям и здравому смыслу. На словах - президентский курс, на деле - крен в утопии шоковой терапии и приватизации.

Резать по живому - это о зарплатах и тарифах. Среднюю по стране "тысячу" и обоснованные жировки Президент проводил сквозь колоссальное сопротивление чиновников и тихий саботаж уже принятых решений.

Vox pópuli или глас народа. Оценки и решения Президента ожидаемо вызвали резонанс в обществе. Лидер поручил мнения собрать и систематизировать. Даже если исходил этот "глас" не из нашего общества и был явно провокативным. Кстати, 90% что наших, что импортных комментаторов решения поддержали. Даже заядлые либералы вынуждены были признать: без государственной воли микрорегионы превращаются в руины. От Прибалтики до Камчатки. Почему рынок не работает для провинции - азбучные истины от американского Кейнса до современного Китая Президент объяснять не стал. Прошелся и обстоятельно по самым негативным оценкам.

Например, "Разнос чиновников выгоден имиджу Президента", - писали люди, явно далекие от наших реалий. Ведь у нас  любое правительство - президентское де-юре по конституции и де-факто по опыту. Каждый провал министра или чиновника рангом ниже бьет по репутации власти в целом.

Ряд "просвященных" комментаторов договорился до того, что спасение Орши - это предвыборная манипуляция. О том, что выборы у нас через два с лишним года, и мы не настолько "продвинуты", чтобы насаждать демократию пиаром и пиарщиками, как-то не подумали.

Часть источников пошли дальше и, хайпанув на "несколько преувеличенных" слухах о здоровье Президента, решили похоронить саму белорусскую систему. Четверть века ждут, а она никак. Александр Лукашенко в очередной раз разочаровал: "Не дождетесь!".

Нашлись и советчики, как назначать новых управленцев. Предложили кастинг как в модельном бизнесе. Вот только чем заканчиваются подобные смотрины у соседей и партнеров, авторы деликатно умолчали.

Явно под свои реалии писали российские аналитики о назначении исключительно близких людей в новое правительство. Забывая, что у нас близость к Президенту не индульгенция на воровство, а отягчающее обстоятельство. И вчерашние близкие идут в места не столь отдаленные при малейшем доказанном преступлении.

Или вот еще мнение: "Отставки - это слишком радикально". И Андрей Кобяков, и Владимир Семашко, и Василий Жарко, и другие - опытные управленцы, государственные люди, прошли с Президентом огонь и воду. От торговых войн до национальной модернизации. "Да, - подчеркивает лидер, - такие решения самые сложные. Но законы управления одни - что для министров, что для любого коллектива. Тем более у нас критерии публичные".

Совсем уж абсурдно в ворохе комментариев прозвучали намеки на российский след в отставках. Может, кому-то и хотелось бы, чтобы суверенная Беларусь подгоняла кадры под внешнее, пусть и союзное, управление. "Но мы не вассалы и независимостью не размениваемся", - подчеркивает Президент.

Самая банальная претензия - марафет к приезду Президента. Лидер парирует: "Если вы гостей в грязи принимаете, дело ваше, бесхозяйское". В Беларуси традиция и культура иная. Главное, без показухи и аврала - именно они, а не порядок, людей и возмущает.

Кстати, за эту неделю мы не раз спрашивали у оршанцев в частности и белорусов в целом, что главное в принятых решениях. Рефреном звучали порядок, достаток, развитие и готовность самим вложить силы и время в общее большое дело.

Именно отсюда требования к обновленному правительству и народные критерии оценки его эффективности.

Кадры, безусловно, решают если не все, то многое. И отснятые нами в Оршанском крае кадры это наглядно показали. Работы на месте уже ведутся с утроенным темпом. И это понятно, ведь с обновленного правительства за сделанное спросят даже раньше, чем управленцы успеют привыкнуть к новым портфелям, кабинетам и полномочиям, которые в Беларуси синонимы ответственности.




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =