Появление лишних товаров, которые не продаются, пагубно влияет на всю белорусскую экономику в целом.
Ведь появление лишних товаров, которые не продаются, пагубно влияет не только на финансовую составляющую предприятия, но и на всю белорусскую экономику в целом.
Почему у многих предприятий объем складских запасов значительно вырос и как с этим бороться - в репортаже Андрея Лаптенка.
Этот год пока неприятных сюрпризов не принес. Полная определенность в валютной сфере. Финансовый рынок отдохнул и ожил, рубль нащупал курс и уже более года стабилен, ставка рефинансирования неуклонно снижается на фоне прогнозной инфляции. И все же лето 2013-го точно запомнится экономистам и белорусскому Минпрому. Вопрос затоваренности складов однажды уже звучал и остается в повестке правительства вопросом номер один.
Теперь у реального сектора - реальные проблемы. Объемы складских запасов у многих предприятий с начала текущего года не просто росли. 200-400% среднемесячного объема производства на некоторых предприятиях фактически означает - производили, но не продавали. По оценкам экономистов, в первом квартале текущего года в бюджет с эффектом бумеранга не дошло более 400 миллиардов рублей.
Больше всего затоварено машин и оборудования, дорогостоящей техники. Причем, целый ряд предприятий сельскохозяйственного машиностроения создавал запасы готовой продукции целенаправленно, рассчитывая продавать ее в период активной подготовки к сезонным полевым работам. Но если у производителей комбайнов такой аргумент, что мешало продавать автобусы, велосипеды, холодильники и алкоголь?
Разумеется, повлияло и вступление России в ВТО. Резкий рост складских запасов в белорусской промышленности начался после того, как в августе 2012 года Россия вступила в эту организацию. В результате белорусские предприятия, традиционно торгующие с Россией, потеряли рынок в конкуренции с производителями всего остального мира. Впрочем, эксперты, нащупав причины, рекомендуют сосредоточиться на решении теперь уже проблемы.
Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: Иногда проблема продать продукцию и продать без большого убытка сложнее, чем произвести. Почему? Потому что сегодня говорить о факторе цены, наверное, не приходится, потому что белорусская продукция как раз занимает тот сегмент ниши, где цена-качество является более приоритетным фактором. Поэтому сегодня надо говорить о неких других инструментах, которые позволят продвинуть эту продукцию потребителям.
Об этом неоднократно говорил и Глава государства. Схемы лизинга, формирование эффективной сбытовой сети на внешних направлениях и стимулирование внутреннего спроса.
В кампании под условным названием Обнулить склады руководство призывает мобилизовать все резервы. Во-первых, внешние. Посольские и консульские отделы в зарубежных странах, маркетинговые отделы предприятий должны отработать. Потенциальные потребители белорусской техники, например, находятся по всему миру - от Венесуэлы и Боливии до Индии и Китая, не говоря о союзниках по ЕЭП. И все-таки на этом этапе развернуть ситуацию может внутренний рынок. Если новенькие простаивающие трактора пойдут тем, кто в них нуждается, - в рассрочку, лизинг или в кредит - госбюджет предоставит таким и дотации.