Что означала пропаганда в Советском Союзе? В чем ее основные функции и значение именно в военные времена?

«Пропаганда» – слово латинского происхождения, оно означает «донесение информации». Это способ донесения информации до широких масс. Это важно, чтобы информация доносилась до масс, а для чего пропаганда существует? Для того чтобы эта информация сформировала устойчивое общественное мнение. Получается, что наивысшей ступенью информации является агитация, это уже донесение информации для сформирования устойчивого общественного мнения, под влиянием которого массы людей должны совершить определенное массовое деяние. 

Если перенестись в современность, пропаганда – это билборд с надписью и фотографиями замечательной белорусской семьи, у них в руках белорусские товары, и надпись: «Поддержим отечественного производителя». А агитация – это та же семья с билетами и подпись внизу: «Летайте самолетами Белавиа».

Политологи бы со мной поспорили, для них агитация имеет более утилитарный характер. Что до прошлого, то эти вещи неразрывны. Функций у пропаганды несколько: идеологическая – сформировать определенную идеологию, патриотическая – сформировать патриота, политическая – осветить политический строй, привить к нему некое отношение; воспитательная – воспитать массы, именно массы, не одного человека; информационная - если взять плакаты из прошлого, то какой-нибудь крестьянин из глухой сибирской деревни только на этих плакатах танк и видел. 

В военное время пропаганда имела большое значение по той простой причине, что сплачивала народ, поднимала его на борьбу. Проблеме пропаганды уже давно уделяют внимание, еще Наполеон говорил, что четыре газеты, нужно подающие информацию, могут принести врагу больше ущерба, чем армия. 

Поэтому пропаганда во время Великой Отечественной имела три направления: на свое население, на население противника и на армию противника.

 
Смотреть все выпуски

Новости