Онлайн-конференция

Онлайн-конференция ко Всемирному дню без автомобиля

Онлайн-конференция ко Всемирному дню без автомобиля

22 сентября Беларусь отметит Всемирный день без автомобиля, поэтому людей призывают отказаться от личного транспорта в пользу велосипеда или пеших прогулок. В этот день выброс загрязняющих веществ в атмосферу снижается на 350 тонн, что благоприятно отражается на экологии. В пятницу белорусы смогут принять участие в различных мероприятиях. 

О насыщенной программе дня и состоянии экологии в столице рассказали гости онлайн-конференции.

Гости:

Сергей Масляк - председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды;

Анастасия Янчевская - директор общественного объединения "Минское велосипедное общество"


Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, в какое время и где будет проходить торжественное открытие мероприятия. Какие основные пункты программы?
Сергей (Минск):

Сергей Масляк: Торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню без автомобиля, по традиции пройдут на перекрытом участке улицы Ленина от проспекта Независимости до улицы Кирова. Автомобильное движение на этом участке будет перекрыто с 6:00 до 24:00. Начало основных мероприятий в 16:00, торжественное открытие в 18:00. А закончится праздник в 21:00 массовым велопробегом светящихся велосипедов.

В День без автомобиля ожидаются велопробеги. Во сколько и где будет организован старт? Какие маршруты запланированы в программе? Надо ли регистрироваться?  Спасибо.
Филипп (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Запланирован один главный велопробег. В 20:30 на улице Ленина пройдет конкурс светящихся велосипедов, подходите к этой толпе, построение для велопробега будет где-то возле McDonald’s на улице Ленина. Стартуем мы в 21:00. Конечная точка велопробега - Национальная библиотека.

Сергей Масляк: Даже неподготовленные люди с легкостью преодолеют этот маршрут.

Анастасия Янчевская: Особое удовольствие от этого маршрута в том, что он будет проходить на проезжей части без остановок и бордюров. Поэтому он будет доступным для людей с разным уровнем подготовки. Обязательное условие для участия: наличие фонарика и заднего света.

Сергей Масляк: Комитетом природных ресурсов был разработан план мероприятий, и в соответствии с этим планом в каждом административном районе пройдет велопробег. Время и место будет определять администрация конкретного района.

Анастасия Янчевская: Завтра утром мы будем поощрять велосипедистов, которые едут на работу на двухколесном транспорте, фруктами и вкусными батончиками. Чтобы получить сладкий приз, нужно проехать по нашим центральным проспектам: одна наша точка будет находиться у Ботанического сада на проспекте Независимости, еще одна - возле стелы на проспекте Победителей и на проспекте Пушкина в районе 85-го дома, там есть остановка, увидите. Точки у нас будут яркие, заметные, ребята будут стоять в красивых ярких жилетах. В этом году мы добавим эстетического удовольствие нашим участникам - там будут стоять красивые в осеннем духе столы с фруктами. Надеемся, что вы приедете хотя бы посмотреть на это.

Ведущая: Уточню. Велопробег начинается в 20:30, а днем куда с велосипедами можно влиться?

Анастасия Янчевская: Развлекательная программа начинается с 16:00 на улице Ленина, там будет много разных площадок для тех, кто приедет на велосипеде, и для тех, кто придет без велосипеда. Можно будет протестировать разные электрические мобильные вещи, помимо моноциклов, электросамокатов, электровелосипедов, должен быть и электромобиль. Будет их показательное выступление, и даже, возможно, пустят внутрь и разрешат покататься. Помимо этого, множество мастер-классов для деток, для взрослых. Будет выставка. Можно посмотреть, как наши медийные персоны ездят на велосипеде. У нас недавно стартовал проект по городскому стилю для велосипедистов. Будет детская программа и развлекательные выступления.

Сергей Масляк: Это становится делом чести даже для городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды - проведение Европейской недели мобильности, особенно Дня без автомобиля. И мы постарались в прошлом году сделать праздник на высоком уровне, что отметили и СМИ, и сами минчане, посетившие наши мероприятия. В этом году мы придумали еще более крутые фишки. Нам пошел навстречу и Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, при участии которого был разработан на базе белорусского автомобиля Geely SC7 электромобиль, причем он собирается полностью из белорусских деталей, за исключением батареи, которая была приобретена в Санкт-Петербурге. Этому автомобилю быть; я считаю, это серьезный шаг вперед в развитии электротранспорта.

Анастасия Янчевская: Я еще скажу о двух фишках. В этом году будет контактный зоопарк. Приходите пообщаться с милыми домашними животными: козочками, черепахами, кроликами.

Сергей Масляк: Мы впервые в этом году такое придумали. Просто на улице города дети смогут погладить козу, покормить ее - зоопарк предусмотрит специальное питание.

Анастасия Янчевская: И вторая фишка - выступление театра "ИнЖест". Эти ребята устроили в прошлом году нереальное сюрреалистичное шоу, что добавило особенного вкуса мероприятию. Помимо того, что это был развлекательный момент мероприятия: актеры на ходулях подходили к машинам на улице Ленина, взаимодействовали со зрителями. Но это еще и театральное искусство очень высокой пробы. В этом году они придумали новое шоу. 

Сергей Масляк: В этом году "ИнЖест" тоже устроит крутой перформанс. Приходите и посмотрите - будет здорово. 

Каждый год тема Недели мобильности меняется. Какова она в этом году, и что стало определяющим в выборе тематики?
Юлия (Молодечно):

Сергей Масляк: Темы Европейской недели мобильности каждый год разные. В связи с этим ежегодно существует необходимость подписания хартии присоединения городов к Европейской неделе мобильности. Мы этот шаг сделали в 2016 году в преддверии Дня без автомобиля. Председателем Мингорисполкома в торжественной обстановке была подписана хартия присоединения Минска к Европейской неделе мобильности. После чего была проведена серьезная работа. В этом году уже менее торжественно, но эта хартия также была подписана. Минск и дальше заявляет свои серьезные намерения в этом направлении. Работа будет продолжаться и дальше. В этом году девиз Европейской недели мобильности - "Объединяться ради будущего". Тут все предельно понятно. Чтобы сделать планету чище, нужно всем объединиться и идти к намеченной цели. Только совместными усилиями можно чего-то достичь.

Анастасия Янчевская: Касаясь вопроса транспорта, то эта тема очень популярна в формате байкшеринга. Например, если мы не можем отказаться от поездки на автомобиле, то эту поезду можно разделить с кем-нибудь, взять попутчиков. Есть специальное мобильное приложение по поиску попутчиков. Возможна покупка одной машины на несколько человек, семей. Автомобиль - это комфортно, удобно. Мы не призываем отказываться от него вообще. Он должен присутствовать в жизни человека, но в более экологичном варианте.

Сергей Масляк: Ведь на самом деле основной источник загрязнения окружающей среды - это мобильный источник, автомобиль. Ошибочное мнение, что основной источник загрязнения - промышленные предприятия. Если брать в разрезе Минска, то 20-25 % вредных выбросов приходятся на промышленные предприятия. 80-85 % - на автомобили.

Анастасия Янчевская: Это делаем мы сами, люди. Мы привыкли считать, что экология - это раздельно собирать мусор. Но мы всем этим дышим. 

Сергей Масляк: Я приведу такие цифры, чтобы жители города задумались. Один автомобиль в среднем в день выбрасывает 3,85 килограмма вредных веществ в окружающую среду. За год автомобиль в среднем это 1200-1400 тонн. Умножаем на количество автомобилей (в 2016 году их было зарегистрировано 800 тысяч). Получаем цифру и понимаем, куда мы идем. Но технологии не месте не стоят. Серьезное внимание со стороны государства уделяется электротранспорту. Глава государства серьезно относится к вопросу развития электротранспорта. Находится на согласовании проект программы по развитию электротранспорта на территории Республики Беларусь. К 2025 г. уже появится значительное количество электрозаправочных станций.

Анастасия Янчевская: Общественный электротранспорт - это экологичный транспорт, поэтому мы призываем пользоваться им. Он будет становиться комфортнее. Здесь мне хочется всегда сказать: оплачивайте поезки, потому что большое количество "зайцев" считают, что не нужно платить. Один раз штраф заплатил и хватит.

Сергей Масляк: Решением сессии Минского городского Совета депутатов завтра автовладельцам предоставляется право бесплатного проезда на наземном и подземном городском транспорте при предъявлении ими водительского удостоверения и технического паспорта на транспортное средство, что тоже стимул.

Ведущая: А сколько автомобилистов в прошлом году присоединилось к этой акции?

Сергей Масляк: 8500.

Ведущая: Мы рассчитываем, что в этом году цифра увеличится.

Сергей Масляк: Несомненно. 

Каждый год с приходом весны обостряется конфликт "велосипедист -  пешеход". Не раз доходило до рукоприкладства и даже судов. Анастасия, как по вашему, почему, не могут ужиться обе этих стороны? Ведь в Европе это уже пройденный этап.
Анна (Брест):

Анастасия Янчевская: В Европе это уже пройденный этап, за счет того, что создана инфраструктура, наглядно разделяющая потоки пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Они уже не пересекаются на одной территории. На данный момент и у нас уже городские власти понимают, что совместное движение по тротуарам не является оптимальным, особенно при том увеличении велоспроса, который наблюдается. И сейчас разрабатываются решения, каким образом найти место велосипедистам. Где-то за счет проезжей части, где-то за счет тротуара.

Ведущая: С какой-то оградой?

Анастасия Янчевская: Ограда - не всегда лучший вариант. Например, клумба или то, что дает вам понять, что это разные пространства. Ну а еще лучше - разные покрытия, когда дорожка делается из асфальта, а пешеходы ходят по тротуару. В Беларуси появляются такие решения. Вот недавно Брест порадовал. У них появилась велодорожка за счет проезжей части. Но так получается, что пока автомобилисты паркуются на территории, предназначенной для велосипедистов, а велосипедисты - на территории, предназначенной для пешеходов. И еще такой нюанс как отсутствие культуры. Пока не создана инфраструктура, конфликты будут. И нельзя это связывать только с нашим менталитетом. Те же иностранцы у нас тоже удивляются и не знают, как себя надо вести, как объехать, если здесь закончилась полоса. Здесь велопереезд есть, а здесь нет. Очень много на данный момент надо доделать, додумать, но работа ведется очень интенсивная. Сейчас разрабатывается Национальная велосипедная концепция, которая должна все привести к единому правильному виду. Ведется дополнительная работа по разработке строительных стандартов. Все будет двигаться, все будет улучшаться, ну а пока могу только просить: пожалуйста, помните о том, что рядом с вами - живые люди, и независимо от того, на велосипеде вы, на автомобиле или пешком, просто будьте взаимно вежливы.

Сергей Масляк: Должно быть взаимоуважение. Тот же велосипедист, если видит, что если люди идут по полосе его движения, должен их как-то предупредить, а не наезжать. Уже бывали такие случаи. Также пешеходы должны все-таки научиться ходить только по той полосе, которая выделена специально для них, и не мешать велосипедистам. 

Сергей Масляк: Вот недавно открыли участок велодорожки в Ленинском районе.

Анастасия Янчевская: Да, это очень хорошо, что там появился дополнительный участок. Конечно, у велосипедистов есть пару замечаний, и я уверена, что со временем их устранят. Но  надо понимать, что рекреационные дорожки - это место, на которое вам показали и сказали: "Идите туда и катайтесь". А велосипед я все-таки рассматриваю как транспорт, на нем надо ездить от работы домой, а не только там, где удобно всем.

Ведущая: Вы имеете в виду, что велосипед не только прогулочный транспорт и спортивный тренажер, но и способ  добраться из пункта А в пункт Б. И здесь нужны изменения именно в инфраструктуре проезжей части?

Анастасия Янчевская: Рекомендованы маршруты, возможно говорить о понижении скоростного режима на дворовых территориях и проездах, где-то о совмещении транспортного и велосипедного движения. Следующей весной, надеюсь, будет реализован пилотный проект. Но хочу отметить, что наш Минск очень интенсивно изменяется, и это радует. Я очень горжусь этими позитивными изменениями и в других странах (особенно постсоветских) всегда рассказываю, какими темпами движется Беларусь.

Ведущая: Мне лично кажется, что проблемы, когда пешеходы ходят по велодорожкам, уже нет, потому что люди понимают, что это опасно. И с увеличением интенсивности велодвижения такая проблема, возможно, сама собой отпадет.

Анастасия Янчевская: Остается только просить велосипедистов: помните, что вы на транспортном средстве и ведите себя соответственно. Выбирайте оптимальную траекторию движения, будьте предсказуемы на дороге, передвигайтесь там, где ваша велополоса. Уверена, что мы научимся себя вести себя нормально.

Насколько изменяется количество участников акции "День без авто" с каждым годом? Поделитесь цифрами, пожалуйста.
Денис (Неизвестно):

Сергей Масляк: Оно растет в геометрической прогрессии.

Анастасия Янчевская: Или даже интенсивнее. Насколько я знаю, у нас городов - участников акции стало значительно больше в этом году.

Сергей Масляк: Где-то 44.

Ведущая: Т. е. уже 44 города Беларуси присоединились к этой акции.

Сергей Масляк: В 2016 году было 19 городов, в 2015-м - 4 или 3.

Анастасия Янчевская: И не просто присоединились - подписали документ. Это значит, что в течение недели они готовы поднимать вопросы устойчивого развития, говорить про транспорт, предпринимать какие-то меры. И показательно, что  в Минске мы не просто устраиваем праздник, это всего лишь праздничное финальное приятное завершение, а происходит очень много инфраструктурных изменений. Например, перехватывающие велопарковки у метро. Это очень здорово.

Сергей Масляк: И что касается велопарковок... Мы своими мероприятиями в рамках Европейской недели мобильности также предусматриваем постановку задач перед администрациями районов города о необходимости устройства велопарковок. На сегодня порядка 100 уже есть.

Добрый день. На сайте "Минского велосипедного общества" есть статья, где активно призывают добираться до общественного транспорта на велосипеде. Но велопарковок возле того же метро - всего 3! Какие меры принимаются городскими властями, для того, чтобы возможность добраться на работу на общественном транспорте стала реальной? Ведь человек не бросит где-попало свой велосипед, да  и пассажиропоток тогда увеличится в разы.
Сергей (Минск):

Анастасия Янчевская: Перехватывающие велопарковки - это очень важная тема, которую мы не раз поднимали, и как раз благодаря комитету природных ресурсов в прошлом и в этом году эти мероприятия были включены в план и реализованы. Да, парковок мало, но они не всегда заполнены. Люди не предполагают, что можно оставить велосипед у метро. Говоря про международный опыт, велопарковки у метро более безопасны, оборудованы, и на них есть видеонаблюдение. Пока люди боятся оставлять велосипеды. Мой личный опыт говорит, что при наличии хорошего замка (это не тросик, это u-lock, он металлический, его просто так нельзя перекусить) ваш велосипед будет в безопасности. Я знаю, что город будет продолжать работать над этой проблемой. Сейчас появились очень интересные решения, они пока что пилотные, это платные велостоянки, по такому же принципу, что и автомобильные, и это очень удобно. Там за копейки вы сможете оставить свой велосипед.

Сергей Масляк: Пока они появились только в Заводском районе столицы. На территории автомобильной стоянки выделяется сектор, и организовывается крытая велопарковка, где можно оставить свой велосипед и на зимний период. То, о чем говорит Анастасия, - это устройство крытых парковок возле станции метро. Мы пока не знаем, насколько они будут востребованы.

Анастасия Янчевская: Когда создадут надлежащие условия, то люди потянутся. Потому что сейчас оставляешь велосипед во дворах, где посчитаешь, что это безопасно. Неприятно привязывать их к поручню у метро. И на целый день там точно не оставишь. Мне очень не хватает парковок возле метро в центре города. Мой маршрут достаточно простой, в пределах 10 километров, и от площади Я.Коласа я часто езжу в разные концы города. Мы не пытаемся пересадить всех только на велосипеды или только на общественный транспорт. Весь транспорт должен взаимодействовать и дополнять друг друга. Европейский опыт - это, когда из пригорода приезжают на машине до города, а дальше пересаживаются на общественный транспорт.

Сергей Масляк: В продолжение темы. Наверное, в следующем году ко Дню без автомобиля мы проведем конкурс на лучшую велопарковку, дадим возможность самим велосипедистам  проголосовать за самые лучшие и интересные. А потом реализовывать эти проекты на улицах города.

Анастасия Янчевская: Очень часто предложения бывают красивые, но неудобные. Процентов семьдесят устанавливаемых велопарковок в городе неудобны. Это вот эти маленькие дуги, либо срезанные углы. Часто магазины ставят треугольные парковки. Если они заботятся о клиентах, то надо ставить правильные парковки. Велосипед уже стал неотъемлемой частью жизни людей. Значит их будут привязывать к поручням у баров, у магазинов. Это мешает всем остальным людям. Поэтому любое учреждение должно беспокоиться о своих клиентах. У них должны быть свободные поручни, доступная среда с пандусом и велопарковкой.

Ведущая: Это идеальные условия.

Анастасия Янчевская: Нет, нормально. Идеально - это предложить велосипедисту воду, а для работодателей - предложить ему душ.

Здравствуйте, Анастасия. Чем конкретно занимается ваша организация и каких результатов удалось достичь на сегодня? Спасибо.
Наталья (Минск):

Анастасия Янчевская: Наша организация существует уже 6 лет, хотя и начиналась она как волонтерский проект. Мы стали надежными партнерами для нашего города в вопросах экспертной поддержки в развитии велосипедной инфраструктуры. Занимаемся продвижением велосипеда как вида транспорта и средства для туризма, помогаем создавать инфраструктуру, продвигаем законопроект, который защищает велосипедистов, пешеходов и автомобилистов, налаживая между ними коммуникацию. У нас проходит очень много мероприятий совместно с городом, с общественными организациями. Сейчас мы начинаем поддерживать регионы и налаживаем сеть взаимодействия между велосипедными инициативами по всей Беларуси. У нас очень богатый экспертный опыт. 

Помимо этого, все знают наши прекрасные велосипедные мероприятия, среди которых и День без автомобиля, и велопарад. Реализовано много социальных проектов. Тот же бесплатный велопрокат "Добры ровар", который работает уже два года. Также у нас есть бесплатный велогараж, расположенный на Площади Победы, по проспекту Независимости, 44. Там вечером дежурят волонтеры, всегда можно заехать и воспользоваться помощью в починке или получить совет. У нашей организации большое волонтерское движение, замечательная и дружная компания, человек 100-150. Заходите на наш сайт и присоединяйтесь к нам в социальных сетях.

Будет ли в День без автомобиля в Минске проводится интересные выставки, или может быть конкурсы?
Виктория (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Мы уже о разных активностях, которые будут, рассказали. Но есть проект, который мы только-только запустили в рамках Европейской недели мобильности, - это "Минск байк стайл". Мы хотим привлечь внимание к тому, что на велосипеде не обязательно ездить в спортивном костюме, ведь многие не берутся ездить на велосипеде, потому что считают, что это спорт, это неудобно, нужны какие-то специальные условия. Не хочется опять говорить о Европе, но там это так: выходишь в своей повседневной одежде, садишься на велосипед, едешь, оставляешь его и идешь дальше. Ты можешь забыть о велосипеде на несколько дней, можешь ехать на нем в костюме, наряженный - это абсолютно естественно, на это не обращают внимания. И у нас это тоже возможно. 

За последние три года у нас наблюдается большое количество велосипедистов, особенно прекрасных девушек, которые ездят в платьях на городских велосипедах. По дороге на работу я часто встречаю пару джентльменов, которые едут в костюмах, и в навесных корзинах у них лежат портфели. Это очень красиво. Конечно, что человек в такой одежде не совершает больших перемещений по городу, не потеет, не устает, только заряжается хорошей энергией и настроением. И чтобы это поддержать, мы запустили хештег #minskbikestyle. Нас решили поддержать теле- и радиоведущие, вот Сергей Михайлович (Масляк - прим.) стал участником. 22 сентября на нашем празднике можно будет посмотреть на фотоработы с нашими медийными персонами, почитать их мысли по этому поводу, возможно, увидеть их самих.

Здравствуйте. Скажите, может, в течение данной недели будут организованы точки продажи велосипедов со скидкой? Это было бы замечательно! Думаю, число велосипедистов значительно выросло) Я бы точно пополнил ряды любителей данного вида транспорта)
Дмитрий (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Это замечательное предложение, и вы можете реализовать егосамими. Просто напишите в магазин, проявите инициативу. Вообще, скидок очень много сейчас. У некоторых наших партнеров скидки до 50%, а 22 сентября одна мастерская проводит техосмотр бесплатно. Приезжайте, присоединяйтесь. Наш постоянный партнер который предоставляет подарки и велосипеды на велопарад, будет предлагать бесплатно починить ваш байк и присмотреть за велосипедом во время праздника.

Здравствуйте. Может это прозвучит странно, но мне 25, а я до сих пор так и не научилась ездить на велосипеде. Слышала от своих друзей, что в Миске есть велошкола, где бесплатно учат кататься на велосипеде. Расскажите, пожалуйста, подробно, куда нужно для этого обратиться, какие документы нужны, сколько занятий можно посетить?
Вероника (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Велошкола очень интенсивно работает в этом году. Если раньше это был один-два дня в неделю, когда мы помогали научиться взрослым ездить на велосипеде, то в этом году уже три дня, и она до сих пор работает. На нашем сайте есть вся необходимая информация, и есть отдельная группа “Велошкола Минск”, можно туда зайти, заполнить форму, с вами свяжется наш администратор-волонтер и договорится о занятии. Традиционно они проходили четверг-пятница в 18:00 в парке Янки Купалы возле фонтана. Людей там очень мало людей, мы никому не мешаем, учимся ездить. Обычно за 4-5 занятий все начинают уверенно ездить, даже с поворотами. По прямой, я думаю, 2-3 занятий хватает. Эта вещь очень индивидуальная. Среди наших учеников, которых в этом году уже около сотни, много взрослых. Мы выпустили ученицу, которой было уже за 70. Она сказала, что у нее жизнь изменилась, когда она узнала, что есть велошкола и можно научиться ездить на велосипеде. А потом она привела и внука. Так что звоните, приходите. Сейчас, несмотря на непогоду, мы проводим занятия в погожие дни. Записывайтесь. При внимательном родителе и доверии ребенка к родителю обучение езде на велосипеде проходит успешно. Нам приходится порой работать с комплексами у взрослых, которые остались с детства. Когда был не очень приятный травмирующий опыт - поехал, упал, врезался во что-то. Порой нам приводят и детей. Мы не прочь их обучать. Иногда посторонний человек делает это лучше, менее эмоционально, чем родитель. Только нужен велосипед, который подходит вашему ребенку по росту и возрасту.

Живу возле Чижовского водохранилища. Территория хорошо облагорожена, прилегающая территория продуманная, аккуратная. Однако в этом году заметила, что часть водоема вблизи остановки общественного транспорта "Чижовское водохранилище" сильно затянуло тиной. Никто чистку водохранилища так и не произвел. Скажите, кто должен проводить мониторинг водоемов, и куда можно обращаться по таким вопросам?
Екатерина (Неизвестно):

Сергей Масляк: Мониторинг водных объектов, расположенных на территории города в рамках национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, мы проводим. Контроль качества поверхностных вод в городе Минске осуществляется на реке Свислочь, Лошица, водохранилищах Лошица, Дрозды, Комсомольское озеро. Что касается Чижовского водохранилища, ситуация по наведению порядка на прилегающей территории значительно улучшилась, в том числе и после введения в эксплуатацию обновленного парка 900-летия Минска. Сделали прекрасную набережную. Комитетом природных ресурсов были разработаны и сейчас находятся в стадии осуществления мероприятия по наведению порядка на прилегающей территории и благоустройства, а также приведение в надлежащее санитарное состояние. На начальном этапе мы внесли предложение в Комитет строительства и инвестиций по включению такого мероприятия, как очистка водной глади водохранилища в инвестиционную программу города. Оно находится на стадии рассмотрения, но это не значит, что там можно будет купаться. Мы видим там прекрасную рекреационную зону для отдыха жителей района. Что касается очистки воды, есть специализированная организация. Но думаю, что лучше обращаться в администрацию Заводского района. 

В нашей стране все большую популярность получает экологически чистый транспорт. Так недавно презентовали 1-й белорусский электромобиль. Слышал, что и велосипед "Аист" будет с приставкой "электро". Скажите, как скоро появятся в продаже отечественные электровелосипеды? Лично для вас электро - это больше плюс или минус? Спасибо.
Антон (Минск):

Сергей Масляк: Для меня плюс. Я планирую, наверное, такой велосипед приобрести в ближайшем будущем. Учитывая, что мое место жительство находится недалеко от работы, и в основном я хожу пешком, что занимает где-то 25-20 мин, мне будет удобно проехать на электровелосипеде. Не всегда хочется крутить педальки, просто хочется сесть и с ветерком проехаться. Я считаю, что для меня это оптимальный выбор. Электровелосипед - разработка белорусов, которая должна появиться на рынке весной 2018 года. А что касается его стоимости, то она будет формироваться, исходя из его популярности и востребованности.

Анастасия Янчевская: Я знаю, что очень много ребят сейчас самостоятельно создают велосипеды. Очень много интересных разработок было представлено на выставке "Мото-Вело-Экспо". Знаю, что наша мастерская Park Road (в которой делают очень красивые, качественные велосипеды) является победителем разных международных конкурсов и тоже разрабатывает свой проект. Появляются всевозможные предложения, но у нас электровелосипед в ПДД никаким образом не урегулирован. Где ездить на транспорте, который способен развить скорость 30-40 км в час? Уже точно не рядом с пешеходами, так как это опасно. Но и дорогу его не выпустишь, потому что наши автомобилисты не привыкли там видеть кого-либо кроме себя. И сейчас, когда идут разговоры о внесении поправок в ПДД, мы точно также подняли вопрос об электровелосипеде, потому что за ним будущее. Я знаю, что на сегодняшний момент даже Европейская велосипедная федерация в Евросоюзе проводит глобальные дебаты о том, что считать электровелосипедом, какие должны быть мощности, какие технологии, поэтому данный вопрос будет решаться. 

А весь остальной электротранспорт - троллейбусы, трамваи - очень давно уже есть в Минске, и мы, к сожалению, забываем, что это один из самых экологичных видов транспорта. Электробусы - прекрасное изобретение. Но когда они начинают заменять троллейбусы, то это не совсем логично и уместно. Автобусы заменять надо. Надо сокращать количество вредных выхлопов в атмосферу. Хочется, чтобы трамваи и троллейбусы остались в структуре нашего городского транспорта, а трамвай расширял свою сеть. Во всем мире говорят о том, насколько трамвай способен, при грамотном своем строении, стать мягким и комфортным видом передвижения по городу.

Ведущая: Я хотела спросить о кастомном велосипеде. Они сейчас очень популярны во всем мире.

Анастасия Янчевская: Существует много различных идей велосипедов. Велосипед может быть транспортным средством, а может быть средством самовыражения, и это прекрасно. Делаются велосипеды с высокими рулями, с низкими, есть велосипеды, как байки.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, что это такое и неужели это удобно?

Анастасия Янчевская: Fatbike появился, прежде всего, как средство для перемещения по снегу. Он дает дополнительную поверхность, и это очень удобно. Ну а дальше все пошло видоизменяться. Кому-то они очень нравятся, а для кого-то тяжеловаты. Как бы ни было, всегда можно найти тот велосипед, который будет отвечать вашим потребностям, который будет доставлять вам удовольствие. Либо не нужно относиться к этому так сложно. Например, для меня в велосипеде главное - чтобы легко было крутить педали и чтобы он ехал и не ломался. А заодно чтобы он был дешевым, чтобы я его спокойно оставила и не боялась, что его кто-нибудь заберет. 

Недавно свою реализацию получил проект "Зеленая карта Беларуси". Очень полезный проект, и весьма информативный сайт у него. Однако возможностями интернет-пространства умеют пользоваться не все. То есть информация о важных экологических объектах доступна не каждому. Подскажите, получить аналогичную информацию о пунктах сбора опасного мусора, организациях, занимающихся охраной окружающей среды, можно например, в ЖКХ?
Елена (Неизвестно):

Сергей Масляк: Информация есть в свободном доступе в Интернете. Занимает он 56 листов.

Ведущая: То есть его можно скачать?

Сергей Масляк: И распечатать.

Анастасия Янчевская: Я знаю, что много социальных рекламных кампаний направлено на то, чтобы информировать население. Я встречала информацию в магазинах, на билбордах, плакатах, в газетах. Но хотелось бы с другого ракурса посмотреть на вопрос. Если есть люди, которые не могут пользоваться Интернетом, то надо повышать их уровень грамотности. И неважно, что это, например, старшее поколение. Есть прекрасные программы, помогающие адаптировано подходить к обучению, и пользоваться сейчас Интернетом должен каждый человек, потому что нельзя исключать людей из того информационного пространства, в котором все мы живем.

Сергей Масляк: Но если уже совсем никак, пусть приходят к нам в комитет, мы поможем.

Сегодня белорусы активно покупают горные велосипеды, которые стоят недешево. Анастасия, с чем вы это связываете? Какой смысл покупать горник и ездить только по асфальту на той же велодорожке? Какой велик у вас?)
Илья (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: К сожалению, смысл большой. Горный велосипед обусловлен нашей инфраструктурой, потому что у него мягкая амортизация, и для движения по нашим бордюрам - это, что что надо.   Перемещение велосипедиста на данный момент выглядит так: подъехал, спыгнул, поехал, спрыгнул, поехал, что невозможно на городском велосипеде. Да, за последние несколько лет многие тротуары адаптировали, понизили спуски, но этого все равно недостаточно. В Европе просто не возникает необходимости съехать с тротуара, там нет бордюров в принципе. Ты едешь и не обращаешь внимания, когда ты съехал с проезжей части на тротуар. Поэтому у нас горные велосипеды не прихоть - "стильно, дорого, красиво", тем более что гор у нас не так уж и много, их выбор обусловлен необходимостью езды по бордюрам. Сейчас, с понижением бордюрного камня, все больше становится городских велосипедов.

Сергей Масляк: Если в 2016 году ко Дню без автомобиля мы ставили задачу сделать понижение в 22-х местах (22 сентября - 22 понижения), то в этом году уже порядка 60-ти понижений выполнены, в том числе в местах, которые были рекомендованы Минским велосипедным обществом, где была такая необходимость. Есть пожелание это понижение продолжить не только на улицах города, но и в парках, скверах, потому что там тоже эта проблема есть. В следующем году будем стараться реализовать намеченное.

Анастасия Янчевская: Главное - чтобы прекратили так строить. На данный момент буквально несколько районов города продуманно и активно включают велосипедную инфраструктуру при проектировании своей застройки. Мы всегда с удовольствием возим на экскурсию на улицу Леонардо да Винчи, потому что там прекрасные дорожки, есть съезды-заезды, велогаражи. Таким город должен быть для всех.

Сергей Масляк: Но невозможно перекроить старый город.

Анастасия Янчевская: Понемножку старый город будет меняться, важно, чтобы новый строился уже в соответствии с новыми стандартами.

Сергей Масляк: Приятно еще осознавать то, что очень много делается городом для создания именно пешеходных зон. В том же Старом городе. Принято решение на улице Зыбицкой в субботу и воскресенье запрещать доступ транспорта за исключением того, который обслуживает объекты торговли и общепита. "Мінскай спадчынай" ведутся работы по реконструкции улицы Интернациональной, в перспективе она тоже будет пешеходной.

Анастасия, проводит ли ваша организация какие-либо велопробеги? Чтобы четко по маршруту, централизованно, продуманно? Если да, как присоединиться к ним?
Карина (Неизвестно):

Анастасия Янчевская: Велопробеги - не наша тема. Мы больше привлекаем внимание веловипедистов к городским мероприятиям, контролируем езду именно в городе. Мы всегда экспертно можем поддержать любую вашу инициативу, подсказать, как лучше.

Сергей Масляк: В 2015 году совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома ребята придумали акцию "Эковел". Сейчас разрабатываются новые маршруты, которые проходят через объекты экологической направленности. Вы едете по красивым местам, где можно даже встретить краснокнижников, птиц. Информацию по таким маршрутам можно увидеть как на нашем сайте, так и на сайте комитета по образованию. Можно выбрать маршрут, оптимальный вашим физическим возможностям.   

Есть ли какие-то данные о том, насколько снижается экологическая нагрузка на атмосферу, когда мы хотя бы на один день отказываемся от использования автомобилей?
Ольга (Брест):

Сергей Масляк: По данным прошлогодних мероприятий, приуроченных ко Дню без автомобиля, есть информация, что именно в этот день удалось снизить выбросы в окружающую среду вредных веществ на 170 тонн, в 2015 году - на 100 тонн. И это данные только по Минску. В этом году мы планируем выйти на цифру в 250-300 тонн снижения выброса вредных веществ в атмосферу. 

Ведущая: Пусть эти планы реализуются, призываем всех присоединиться завтра ко Дню без автомобиля и сделать воздух в наших городах хотя бы на один день немного чище.

Анастасия Янчевская: Попробуйте хотя бы один раз в год расширить зону своего комфорта. Покажите своим друзьям, что вы здоровый, энергичный, продвинутый, современный человек и вы пользуетесь велосипедом. Если вам скучно это делать просто так, то поезжайте по нашим энергетическим точкам, угоститесь фруктами, подзарядите себя, запостите фотографии с #наработунавелосипеде, #minskbike и примите участи в розыгрыше вот такой прекрасной баечки, как у меня. У нас есть различные активности онлайн. А вечером всех ждем с фонарями на мероприятии, будет очень здорово. Если вы это пропустите, то будете потом жалеть. Я это знаю точно по велопараду, который мы проводили, открывая сезон 2017. 15 тысяч участников того мероприятия уже представляют себе, насколько здорово проехать по проспекту Независимости. Я всех призываю попробовать.

Сергей Масляк: Я был очень впечатлен велопробегом прошлого года, в котором сам принимал участие. Это дает позитив, эмоции, энергию. Ждешь следующего года, чтобы опять окунуться в эту атмосферу, почувствовать себя частью чего-то общего, полезного, правильного. Скажу кратко: "Оставьте свой автомобиль дома! Не тормозите! Приходите! Будет весело! Будет круто! Будет очень здорово!". Только совместными усилиями, объединившись ради будущего, мы сможем чего-то достичь и сделать нашу планету чище, в том числе и воздух на ней.