Онлайн-конференция на тему: "Советская пропаганда в годы Великой Отечественной"

Онлайн-конференция на тему: Советская пропаганда в годы Великой Отечественной

Онлайн-конференция на тему: "Советская пропаганда в годы Великой Отечественной"

Как трансформировался образ немецких "братьев" по рабочему классу в образ врага? Присутствовала ли политика двойных стандартов в советской пропаганде? Какие способы агитации и призыва народа к боевым действиям были у обеих сторон?

Об этом в преддверии Дня Победы поговорили с Сергеем Александровичем - кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории южных и западных славян БГУ, председателем Минского городского общественного объединения "Защитники памяти и правды о Великой Отечественной войне".
Что означала пропаганда в Советском Союзе? В чем ее основные функции и значение именно в военные времена?
Алексей (Минск):

«Пропаганда» – слово латинского происхождения, оно означает «донесение информации». Это способ донесения информации до широких масс. Это важно, чтобы информация доносилась до масс, а для чего пропаганда существует? Для того чтобы эта информация сформировала устойчивое общественное мнение. Получается, что наивысшей ступенью информации является агитация, это уже донесение информации для сформирования устойчивого общественного мнения, под влиянием которого массы людей должны совершить определенное массовое деяние. 

Если перенестись в современность, пропаганда – это билборд с надписью и фотографиями замечательной белорусской семьи, у них в руках белорусские товары, и надпись: «Поддержим отечественного производителя». А агитация – это та же семья с билетами и подпись внизу: «Летайте самолетами Белавиа».

Политологи бы со мной поспорили, для них агитация имеет более утилитарный характер. Что до прошлого, то эти вещи неразрывны. Функций у пропаганды несколько: идеологическая – сформировать определенную идеологию, патриотическая – сформировать патриота, политическая – осветить политический строй, привить к нему некое отношение; воспитательная – воспитать массы, именно массы, не одного человека; информационная - если взять плакаты из прошлого, то какой-нибудь крестьянин из глухой сибирской деревни только на этих плакатах танк и видел. 

В военное время пропаганда имела большое значение по той простой причине, что сплачивала народ, поднимала его на борьбу. Проблеме пропаганды уже давно уделяют внимание, еще Наполеон говорил, что четыре газеты, нужно подающие информацию, могут принести врагу больше ущерба, чем армия. 

Поэтому пропаганда во время Великой Отечественной имела три направления: на свое население, на население противника и на армию противника.

Какие основные средства пропаганды тогда были? Что характерно для периода Великой Отечественной войны?
Иван (Неизвестно):

Средства пропаганды как тогда, так и сейчас, те же, только не было телевидения. Средства массовой информации – в то время прежде всего газеты, печать. 

Пропаганду можно разделить на словесную и изобразительную. Слово может быть живое по радио, может быть печатное, и изобразительная пропаганда - плакаты, газеты, призывы, листовки, карикатуры, шаржи… В то время отдельно уже выделялась и кинопропаганда. Через кино пропаганда велась очень-очень серьезно. 

В годы Великой Отечественной войны было создано немало с одной стороны очень высокохудожественных произведений, а с другой - весьма пропагандистских. Допустим, знаменитое кино «Два бойца», где советские воины предстают этакими былинными богатырями, Саша с Уралмаша в исполнении легендарного актера Бориса Андреева, который даже по физическим параметрам в том фильме раза в два выше и больше любого немца, который там показан. 

Может быть, для периода Великой Отечественной войны характерно массовое применение листовок миллионными тиражами по принципу «прочитал и дай прочитать другому», газет самых разнообразных, тогда это было основное средство массовой информации.

Уверена, что не только у нас была пропаганда. Какие способы агитации и призыва народа к боевым действиям были у немцев? В чем особенности и отличия именносоветской пропаганды?
Юлия (Минск):

Они, наверное, даже первые начали проблему пропаганды поднимать, потому что в 1924 году, находясь в заключении после неудавшегося пивного путча, Гитлер писал свою книгу «Майн Кампф», где одна из глав посвящена пропаганде. Он очень детально раскрывает пропаганду кайзеровской Германии во времена Первой мировой войны и говорит о том, что она никуда не годна и она один из факторов проигрыша Германии в этой войне, и поэтому в новом государстве, которое он уже предвидел, нужно пропаганду поставить на неимоверную высоту. И так и получилось. 

Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, было учреждено имперское рейхсминистерство во главе с Йозефом Геббельсом - министерство просвещения и пропаганды в одном лице. Это достаточно редкий случай. Геббельс является одним из сильнейших пропагандистов своего времени. Были задействованы все средства массовой информации, все направления искусства, в том числе – особенность фашистской Германии – пропаганда своего образа жизни, будущего третьего рейха через изобразительное искусство, через кино. И вообще по сравнению с Советским Союзом, пропаганда в фашистской Германии носила - повторяю, на мой взгляд, со мной могут поспорить - более навязчивый, более объемлющий характер во всех сферах общественного действа, которые только были. Потому что в Советском Союзе общественные события освещались, но они не носили культового характера. 

Допустим, съезды Коммунистической партии большевиков. Там решали внутренние проблемы и внешние. Если брать съезды Национал-социалистической рабочей партии Германии, то они были своеобразным шоу. А чего стоят факельные шествия, а сжигание книг, а знаменитая в Германии (во времена фашистской диктатуры была выработана) концепция «Крови и земли», так называемой почвенной концепции, когда через любовь к своему прошлому и через любовь к своей земле прививалась вот эта национал-социалистическая идеология, фашистская идеология. 

Их пропаганда была более навязчивая, апеллировала к древним истокам гораздо раньше, чем это сделали мы, потому что, скажем так, апелляция к истокам, вглядывание в прошлое, в историю у нас началось только с 1943 года, когда были введены офицерские звания, были введены погоны. До этого понятие «офицеры» не существовало, красные командиры были. Началась череда орденов имени русских полководцев. Наверное, немцы в этом плане нас и переиграли. Их идеология и пропаганда были весьма навязчивы. 

К примеру, пропаганда во многом сформировала фольксштурм. Это народное ополчение против Советской армии, которая наступала уже на территории Германии в 1945 году. Гитлерюгент тот же самый, массовые убийства немцев при вступлении наших войск в Германию. Думаю, что в плане навязчивости они были сильнее. Может быть потому, что их общество численно несколько поменьше, территория страны поменьше. Было проще охватить, и территория их страны была более, скажем так, однородна по своему уровню экономического и политического развития. У нас все-таки страна была весьма многонациональной, и, соответственно, проблемы здесь были свои. 

Какие этапы развития советская пропаганда прошла за годы Великой Отечественной войны?
Кристина (Неизвестно):

 1943 год – один из таких поворотных этапов, потому что в этот же год было восстановлено и патриаршество, произошло хотя бы формальное обращение к церкви. Идеологически, пропагандистски война уже полностью приняла понятие всенародной Великой Отечественной войны, хотя термин прозвучал гораздо раньше. 

А что касаемо этапов пропаганды в годы Великой Отечественной войны, то пропаганда неотъемлемо была связана с успехами и неудачами нашей армии. Поэтому первый этап – это, конечно, времена оборонительных боев и отступление Красной армии до Москвы и до Волги. 

Потом это время коренного перелома - 1942-1943 год. Это Сталинградская битва, завершение, это Курская дуга и освобождение советской земли, а также освобождение стран Центральной и Восточной Европы от фашистов. Соответственно, менялась и пропаганда. Изображение врага и изображение на плакатах, листовках советского солдата (что ему нужно было делать, как он должен был выглядеть в глазах советских людей, в глазах немецкого населения или в глазах освобожденных народов Европы) - все это, конечно, было по-разному.

В начале войны людям сложно было представить, что немцы на самом деле пришли к нам с войной. Как трансформировался образ немецких солдат в образ врага? Как он менялся в ходе войны, какими представляли себе немецких солдат?
Екатерина (Минск):

Уважаемая Екатерина, позвольте с Вами не согласиться, что в начале войны людям было сложно представить, что немцы пришли к нам с войной. Идея войны все-таки витала в воздухе очень серьезная. Предполагалось в высших кругах нашего общества то, что война рано или поздно начнется, и вопрос войны был очевиден. Другое дело - когда она начнется и где она будет вестись. В то время преобладал такой взгляд войны с фашистами на их территории, их быстрый разгром. 

По поводу образа немецких солдат в нашей пропаганде. В годы Великой Отечественной войны он двоякий. Либо это достаточно комичные персонажи. Если это фильм, то маленькие, тщедушные немцы. Обычно таких немцев легко убить нашему солдату, взять в плен, что на самом деле было, естественно, не так. Либо это вурдалак-людоед, который пьет советскую кровь, убийца, бандит, грабитель, насильник. Все самые негативные черты ему приписывались. По большому счету это клише образа врага не менялось у нас на протяжении всей войны. Единственное, что, конечно, более тщедушный образ немца доминировал под конец войны, когда было видно, что война завершится нашей победой.

В военные годы значимый вклад вносили подполья. Они изготавливали листовки, издавали газеты… в общем, вдохновляли. Нельзя недооценивать роль и минскогоподполья. В чем заключалась их миссия? Расскажите, пожалуйста, как они повлияли на советских людей.
Мария (Минский район):

Мария, очень хороший вопрос. Вы часом, Мария, не из Самохвалович? Потому что школа в Самохваловичах носит имя героя Советского Союза редактора газеты "Звезда" Владимира Омельянюка, одного из лидеров минского подполья в годы ВОВ. Кстати, единственный редактор на всем постсоветском пространстве, который был награжден звание "Героя Советского Союза". Ваш коллега журналист. Журналист от Бога! При чем в то время, когда не было таких массмедиа, которые есть сейчас - это интернет и телевидение. Он работал через газету. В Минском подполье издавалась газета "Звезда". Были другие издания, но это было ключевым. Первый номер вышел 1 мая 1942 года. Немцы эту ситуацию отслеживали. Немцы придавали огромное значение не только борьбе с подпольем, но и с его печатными органами. Поэтому Омельянюк был убит немецким диверсантом 26 мая 1942 года, успев выпустить буквально несколько номеров. Всего в 1942 году 4 номера. Потом типография, которая базировалась… здесь две версии, первая, что она печаталась на базе немецкой типографии, вторая, что подпольщики собрали шрифт сами. Потом типография будет перевезена в партизанскую бригаду под Минском и еще около 90 номеров будет издано там. 

По сути это серьезный подвиг, потому что за это неминуемо была смерть и люди заранее знали, что они пожертвуют своей жизнью. Они шли на это сознательно. Они достойны, чтобы их называли героями. Хотя многое в минском подполье, особенно первый этап 1941-1942 годы мы не знаем и, наверное, уже не узнаем никогда. Данных с каждым годом все меньше. И круг, на мой взгляд, замкнулся, потому что подполье минское 1941-42 годов, это времена Казинца, времена Омельянюка, времена Кабушкина, это несколько иное подполье, чем, скажем, 43-44 годов. И качество совершенно иное. И руководящие органы подполья, горком партии будет в городе в годы первого подполья, именно в Минске. А потом после разгрома будет уже на базе партизанских бригад и отрядов под Минском. 

Добрый день! В школе нам рассказывали, что во времена ВОВ были огромные трудности с бумагой для печали листовок, газет. По сути газеты, к примеру, «Звязда», выглядели не лучше листовок. Объясните, пожалуйста, зачем тогда было издавать эти газеты, листовки? Откуда брали бумагу на выпуски газет? Где они искали типографии?
Евгений (Гродно):

Издавать газеты… еще раз повторюсь, это печатное слово, это главный источник событий, сведений о том, что происходит. И в зависимости от того, как это будет подано, так люди об этом и узнают. По поводу трудностей с бумагой. Трудности с бумагой были не только в военное время но и в мирное. Во времена изданий партизанских газет бумагу могли доставить с большой земли партизанскому отряду или бригаде, которые имели связь с большой землей, с Москвой, с той территорией СССР, которая была не оккупирована. Не все ж издавали, это тоже определенный труд, доводилось пользоваться бумагой, какая есть. Допустим, обои. В музее Великой Отечественной войны есть образцы листовок, изданных на бересте, на березовой коре. Краска для шрифта - это сажа, черника. Кто на что горазд. Из всяких подручных средств собирались типографии, и профессиональный печатник был для партизанской бригады большой ценностью. 

Как были изображены союзники в советской пропаганде во времена Великой Отечественной войны?
Карина (Полоцк):

С союзниками очень интересно. Наверное, то, что я говорил про недосказанность, здесь имеет место быть. Почему? Потому что союзники изображались очень дружелюбно и очень положительно. Разница в том, что у нас разный строй, отличия в идеологии, в том, что у нас социалистическое государство, а там буржуазное – все это в пропаганде не указывалось, было забыто. 

Показывалась сильная британская армия, сильная американская армия. Знаменитая листовка по поводу встречи советского и британского летчика над Берлином, когда два самолета рядом и летчики пожимают друг другу руки. Также там изображены бомбы с советским и британским флагами, которые летят прямо в Берлин. Изображение американских или британских семей мало чем отличалось от изображения советских семей. В том время очень активно пропагандировалась помощь наших союзников. Знаменитая песня про капитана Кеннеди, который плывет на помощь Советскому Союзу и везет нужные грузы была весьма популярной.

Сейчас большие компании следят едва ли не за каждым шагом соперника. Следили ли противоборствующие стороны в ВОВ за агитационными акциями противника? Какие контршаги они предпринимали?
Людмила (Неизвестно):

Конечно, следили. Приведу такой пример. 13 апреля 1943 года Геббельс выступил со своим знаменитым обращением по поводу Катынской трагедии. Фашисты первые провели там эксгумацию и пытались доказать всему миру, что именно здесь перед войной в Смоленских лесах были расстреляны солдаты-офицеры польской армии, которые попали в плен в результате похода Красной армии в Польшу в 1939 году. И сразу же вслед за этим началась кампания по опровержению этих данных. В этой кампании участвовали не только работники органов пропаганды, но и были привлечены светила медицины. Например, генерал-полковник медицинских войск Бурденко, который является основоположником полевой хирургии, один из выдающихся хирургов в годы Великой Отечественной войны. Он тоже был привлечен к экспертизе по этому вопросу.

Пришлось очень серьезно поработать над тем, чтобы пропаганду Геббельса замять. Самое интересное, что именно 13 апреля 1990 года, ТАСС, если не ошибаюсь, выступило с сообщением, что злодеяния по поводу убийства польских солдат и офицеров было, оно полностью на совести НКВД и его руководителя Берии. Как раз шел процесс создания Войска Польского, тогда только начиналась дивизия Тадеуша Костюшко, которая примет свой первый бой под Ленино (Горецкий район Могилевской области). И никоим образом нельзя было этой пропагандой разбить эту идею создания Вооруженных сил славянского народа, братского народа. Нужно было, чтобы пропаганда работала здесь на все 100. 

Присутствовала ли политика двойных стандартов в советской пропаганде?
Влад (Неизвестно):

Если брать вообще советскую пропаганду, то образ фашистской Германии менялся. До 1939 года это один образ – образ врага, который эксплуатирует пролетарское население, упор на то, что немцы (рабочие и крестьяне) есть и в случае войны они помогут Красной армии. Был такой тезис. После 1939 года (после пакта Риббентропа-Молотова) у нас уже таких выпадов в агитации не было. Было относительно затишье, а потом перед самой войной началась пропаганда фашистской Германии как цельного противника независимо от классовой сущности. Это подкрепилось в 1941 году и далее. Понятно, что пропаганда меняла свои пристрастия в зависимости от той политики, которую проводило государство. Пропаганда сама по себе не может объективно существовать. Она завязана на той политике, которую проводит государство. 

Как считаете, какие серьёзные промахи были у советской пропаганды на разных этапах войны?
Антон (Неизвестно):

На начальном этапе войны, конечно, был промах в том плане, что нужно было вести пропаганду более деятельно, действенно. Но было не до этого. Красная армия была разбита в приграничных сражениях, отступала. В 1942 году разгром под Харьковом открыл путь вермахту к Сталинграду и Кавказу. Поэтому приходилось в самых сложных условиях вести пропаганду и агитацию. Во многом она должна подкрепляться реальным делом. А она не подкреплялась, потому что доблесть Красной армии оказалась не такой, какой представлялась в СМИ. 

Часто ветераны в своих воспоминаниях говорят, что когда они отступали, то вслед неслись крики: «Вы куда? Мы вас кормили, поили, одевали, отдавали все лучшее. Наша армия непобедима, доблестная. Она должна разгромить врага. Куда вы уходите?» Помните стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Там есть строка: «Покуда идите, мы вас подождем». Это значит, что надежды уже никакой не было. Идите, а когда вы придете – неизвестно. 

С каким чувством солдаты и командиры отступали – одному Богу известно. Уже было, конечно, не до пропаганды. Но и в таких сложных условиях она, конечно же, велась. Нужно было как-то приободрить солдат, народ. Поэтому подвиг Гастелло в это время был так разрекламирован очень сильно на начальных этапах Великой отечественной войны, буквально впервые месяцы войны, хотя до сих пор неизвестно, он ли это, либо это Маслов. Поэтому поводу великое множество разночтений, что можно сказать? И тот и другой были героями, они погибли, сражаясь с фашистами. Не их вина, что один из них не оказался на пере, на устах у пропагандистов, а второй – да. 

В чем видят цель участники объединения «Защитники памяти и правды о Великой Отечественной войне»?
Денис (Неизвестно):

Популяризация знаний - раз, мемориализация памяти - два, поиск правды (с правдой у нас совсем плохо) - три. К нам можно обращаться, организация действующая, мы проводим различные мероприятия. Пик нашей деятельности пришелся на юбилей Победы в 2015 году. Сейчас мы заняты не столько организацией памятных мероприятий и работой черновой, сколько созданием республиканской организации. Мы бы хотели, чтобы у нас существовала республиканская организация, которая имела бы такое же исходное название и занималась теми же исходными вопросами. Пока у нас есть минская городская организация «Защитники памяти и правды о Великой Отечественной войне». У нас есть гомельская достаточно действенная организация областная, сориентированная в поисковую деятельность, и у нас есть минская областная организация, недавно созданная и набирающая обороты.

Как часто вы сталкиваетесь с замалчиванием и фальсификацией истории? Как вы добиваетесь правды?
Алена (Брест):

Я сталкиваюсь с этим достаточно часто. Я возглавляю минское и гомельское объединения "Защитников памяти и правды о Великой Отечественной войне" и хочу сказать, что проблема фальсификации истории характерна историкам и политикам на бывшем постсоветском пространстве. Если брать отношение к ВОВ в странах наших союзников или противников, то там больше замалчивания, там более аккуратно с этим работают. Знаменитый пример - пропагандистские фильмы «Ад на Тихом океане» и «Братья по оружию». Они сняты в США и показывают войну американцев в Европе после открытия второго фронта и с японцами в Тихом океане. Человек, который вообще не знает историю ВОВ, то может сформироваться мнение, что войну выиграли именно американцы. Но это не так! Но из фильма это никак не вытекает. Их в этом обвинить нельзя, потому что они преследуют свои цели и интересы. Это тоже пропаганда, только у них. Здесь новый фактор пропаганды - деньги. Они могут снять замечательную картину, смотришь, как документальный фильм. Получается, что пропаганда работает лучше.

У нас с развалом Советского Союза начался такой драйв: ВОВ – советское прошлое, все советское – плохо. Плохо с какой точки зрения? Ничего хорошего там не было, мы победили, но как мы победили? Завалили Германию трупами. Вот это уничижение своего прошлого абсолютно не достойно для любого народа. Меня всегда удивляет, что у нас, на территории бывшего Советского Союза, во всяком случае, беру славянские республики, почему-то оно имеет место. Я считаю, это абсолютно недостойно ни нашего народа, ни наших традиций. И нельзя отрицать то, что это у нас было - как хорошее, так и плохое. Надо уметь жить и с тем, и с тем. Это, по сути, как плевать в свое прошлое и отказываться от своей крови. Но так как я - русский, так как я - славянин, так как у моего народа есть великое прошлое, считаю своим долгом популяризировать знания об этом прошлом. К тому же, я еще и профессиональный историк. Пусть, с моей точки зрения, это будет своеобразная пропаганда.

Кстати, в нашем общественном движении по этому вопросу идут большие споры, какую работу проводить. К примеру, у нас есть специалисты по мемориализации. Они нацелены именно на эту область: памятники, мемориальные доски и т. д. Есть члены нашей организации, которые считают, что главное - это поисковая работа, что нужно раскрывать неизвестные страницы войны через поиск погибших солдат, офицеров, восстановление их памяти, может быть, доброго имени. Но мое личное мнение, что в первую очередь должна быть популяризация знаний. К сожалению, молодежь не знает, что у нас было. Война предстает очень схематично. Во многом, кстати, этому способствует, на мой взгляд, не совсем правильная подача информации о Великой Отечественной войне и в учебниках.   

В школе нам рассказывали, какие партизаны молодцы, как они спасали страну наравне с армией. А вот в моей деревне в могилевской области партизан не любили. Их боялись больше, чем немцев. Партизаны приходили и забирали у народа все — мыло, еду… чем кормить детей их не волновало. Такие факты были. Почему же мы не говорим про них, а до сих пор в школах изучаем подвиги партизан, опуская их отношение к своим же мирным жителям?
Ксения (Неизвестно):

Партизаны спасали страну наравне с армией. Да, они боролись против фашистов. Для Вас, Ксения, я приведу такой пример. В истории мы не встретим партизанских концентрационных лагерей, в отличие от лагерей фашистских. Отношение к партизанам у немцев было еще хуже, чем к пленным Красной армии. Пленный ты по призыву. А партизан добровольно поднял оружие против фашистов. Чего тебе дома не сиделось и не работалось на великую Германию? Хотя были партизанские отряды и бригады, которые проводили мобилизацию . В частности, в моем Городокском районе так оно и было. Там где были партизанские зоны, территории, которые контролировались партизанами. Это было возможно. Все зависело от степени установления советской власти в том или ином регионе, естественно с помощью партизан. Поэтому говорить о том, что партизаны ничего не делали, конечно же, нельзя.

Следует различать партизанское движение в разных районах нашей страны. Есть партизанское движение в Западной Беларуси, там, где Советская власть продержалась только 2 года, с 1939 года, и по сути серьезной идеологической базы для создания партизанских отрядов и бригад не было. Там если и были партизанские отряды, то, либо из бывших военно-пленных с опорой на местный актив, либо партизанские отряды, которые присылались на оккупированную территорию через ведомства НКВД. Либо партизанские отряды формировали вооруженные силы, такие тоже были. Затем партизанское движение в центральной Беларуси, то есть той Беларуси, которая входила в Гауйляртество. Это партизанское движение характеризуется наличием партизанских зон, партизанских территорий, которые они контролировали.

На мой взгляд, историки и может даже ветераны со мной могут поспорить, партизанские зоны и края, в основном были там, где немцы «позволяли» ( в кавычках) это сделать. Это те территории, которые стратегически для немцев не представляли большого интереса. Это большие лесные массивы, большие территории, которые не были экономически необходимы, треугольники или многоугольники в периметрах железных дорог, потому что железные дороги немцы хорошо контролировали. И Восточная Белоруссия, где партизанское движение было сопряжено и с созданием партизанских зон, и с партизанскими рейдами. Для меня показателем качества партизанского движения, партизанской борьбы является наличие у того или иного партизанского движения именно рейдов. Потому что в таком случае мы имеем дело с партизанским отрядом, бригадой за которым немцы охотились, потому что он действительно был очень значим в плане боевой подготовки, в плане того урона, который он наносил и немцам на одном месте сидеть не давал.

К примеру, такие знаменитые партизанские соединения, которые затронули Беларусь, как Ковпак, который шел по югу Беларуси. Также партизанское соединение «13», которое пришло к нам со Смоленщины и действия шли в Могилевской области. Понятно, что были такие партизаны, которые не имели связи с большой землей, были плохо вооружены, во многом боялись преследования немцев за свое советское прошлое. Может быть, они избирали тактику пересидеть в лесу, этого отрицать нельзя. Им нужно было что-то есть, поэтому у партизан обычно была налажена связь с местным населением, потому что без связи с местным населением прокормиться было невозможно. Это была война, это была борьба за выживание, поэтому это большая проблема.

Фотогалерея

Архив online