Заявлено, что к 2020 году донорство должно стать безвозмездным. При этом людям, которые сдают плазму или тромбоциты, оставят выбор: платно сдавать или бесплатно. С чем связано то, что именно этим донорам все же оставят возможность получать деньги? И останется ли для них сумма такой же или ее уменьшат?

Заявлено, что к 2020 году донорство должно стать безвозмездным. При этом людям, которые сдают плазму или тромбоциты, оставят выбор: платно сдавать или бесплатно. С чем связано то, что именно этим донорам все же оставят возможность получать деньги? И останется ли для них сумма такой же или ее уменьшат?

Д.Пиневич: Закон меняет идеологию донации крови и плазмы. Это кровь на безвозмездной основе, с финансовой нейтральностью – т.е. мы не платим за кровь, мы возмещаем те расходы, которые донор понесет за донацию. Если возвращаться в историю, то донация крови всегда была безвозмездной. Сейчас и без конфликтов идет огромное количество операций по стране, кровопотерь, которые надо возмещать. Поэтому мы и переходим на концепцию, рекомендованную Всемирной организацией здравоохранения, - на безвозмездность. В которой мы возмещаем донору его финансовые потери: день его рабочий, усиленное питание на период восстановления в междонационный период.

Ф.Карпенко: Правильно было сказано, что идеология меняется. В конце цепочки стоит реципиент, и мы должны обеспечить безопасность реципиента. Все международные и всемирные организации и объединения доноров рекомендуют заготавливать кровь только от добровольных безвозмездных доноров. Человек может получить только компенсацию, но эта компенсация не для зарабатывания денег, а для восстановления. Стандарт безопасности – финансово не обоснованный выбор. Из плазмы у нас производятся лекарства, только 35 стран в мире обладают такими технологиями, там тоже работает этот стандарт, но возможна заготовка плазмы и от платных доноров. Поэтому мы оставляем право выбора, безвозмездно или платно осуществлять донацию плазмы. 

Также процедуру концентрата тромбоцитов мы оставляем на выбор – платно или безвозмездно, она очень сложная, очень технологичная, нужно переработать литров 4-5 крови, поэтому компенсацию здесь мы пока оставляем. Потребность в такой процедуре растет. То, что переливается, берется на безвозмездной основе, то, из чего потом лекарства производятся, берется на выбор донора - платно или нет.

Л.Макарина-Кибак: Правильно вспомнил Дмитрий Леонидович, что раньше сдача крови была маленьким подвигом. И мы говорили, что, сдавая кровь, ты должен помнить, что скоро ты этим спасешь чью-то жизнь. Сегодня все то же самое, только если мы говорим о цельной крови или эритроцитах, они уйдут именно на спасение жизни для онкологического пациента, для беременных женщин, рожениц, маленьких детей… Это подвиг, и мы должны об этом знать. 

А уже то, что для препаратов будет использоваться, для компонентов, и те же тромбоциты, о чем уже говорил Федор Николаевич, для восстановления человека. Мы не забываем ни о донорах в данном законопроекте, ни о тех людях, которые получат, о реципиентах. Одним надо восстановиться. Если мы будем давать деньги, то люди будут приходить и приходить, и они не задумываются, а как я себя буду чувствовать через много-много лет? И поэтому мы должны заставить людей задуматься о состоянии собственного здоровья тех, кто сдает кровь.

 
Смотреть все выпуски

Новости