Пропаганда атлетизма и работы над своим телом - как спорт отображали в советском искусстве

В канун праздника 7 Ноября наши авторы решили посвятить материал синтезу белорусского спорта, физкультуры и разного вида искусства. Ведь на протяжении истории советского государства хорошая физическая форма, говоря современным языком, была модной. Атлетичные изображения становились вдохновением для художников, а также украшением городской среды,  в том числе столицы Белорусской Республики.  Скульптуры со спортивными сюжетами находились во многих парках и скверах, а картины отражали дух спортивной борьбы. Проявление и пропаганда атлетизма, спорта и работы над своим телом в искусстве развивались параллельно с развитием олимпийского белорусского движения. И именно об этом сюжет нашего спортивного обозревателя Андрея Козлова. Французский художник Анри Руссо в 1908 году написал картину "Футболисты". Работа одного из основоположников футуризма в живописи Умберто Боччони называется "Динамизм футболиста" и написана в 1913 году. Не чужой нам Казимир Малевич тоже создал творение о спорте  "Супрематизм. Живописный реализм футболиста, красочные массы в 4-м измерении" в 1915-м. Один из знаковых датских художников XX века Харальд Герсинг запечатлел спорт в "Игроках в футбол" в 1917 году.  Работа представителя витебского авангарда первых постреволюционных лет Эля Лисицкого "Футболист"  создана в 1922-м. 20-е годы - время стремительных перемен, которое коснулось и отношения к культуре человеческого тела. Отсюда спортсмен возведен в ранг полубога тогдашнего общества. Футбол - предмет иллюстрации художников как явление новое. И не только он.  Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения:  Можно наблюдать определенный такой провал в эпоху Средневековья, Возрождения. Спорт - тема на самом деле незыблема, давно существует рядом друг с другом, начиная с периода античности. XX век снова дает нам такой мощный взрыв теме спорта в изобразительном искусстве, в визуальных искусствах. И, конечно, это было связано с возобновлением Олимпийских игр в конце XIX века. Спортивные организации вскоре создаются по всему советскому государству. Молодая Республика Беларусь здесь в тренде. До первого белорусского олимпийца еще 30 лет, до первой медали и того больше. Картина "Футболист", о которой сказано выше, опередила время. Ведь футбольный бум придется на 50-е и особенно 60-е. Ведь авангардисты всегда смотрели вперед. Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения:  Тот же идеал древнегреческой калокагатии, когда и тело, и душа должны быть прекрасны. Человек должен воспитывать как душу, так и быть сильным физически.  Этот же идеал реализуется и в коммунистическом обществе. Галина Левина, архитектор:  Тракторный район интересен как градостроительный объект для Минска. Мы не должны забывать, что не только архитектура давала возможность творческойпослевоенной жизни, но и малые формы скульптуры, которые здесь появлялись, тоже представляют интерес. Подобные скульптуры стали важной частью городской застройки, особенно в первые послевоенные годы. Концепция "город в городе" со всеми атрибутами жизни. Антураж здесь соответствовал.  Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения:  Классика - "Девушка с веслом"  Шадра. Ее полупрофессиональные копии наводнили очень многие города. Образ Венеры советской, комсомолки, спортсменки, мускулистой женщины, очень ярко проявился в советском искусстве.  Галина Левина, архитектор:  На фоне города, на фоне городского ландшафта они были белого цвета и привлекали внимание. Они располагались не пьедесталах.  Совершенно утраченная  лестница спуска Дома офицеров к Свислочи, где располагалась очень много таких скульптур. На мой взгляд, это было важно для людей, они, выходя из своих квартир или приезжая, или выходя с завода, понимали, что вот есть какой-то еще мир.  Сейчас эти скульптуры уже часть истории, но лишь в фото- и видеохронике. Но Беларусь и, в частности, Минск так или иначе стал городом, где многое воспитывало в горожанах особенное отношение к спорту. Были и интересные эпизоды. К примеру, знаменитая уроженка Беларуси Надежда Леже предлагала Дворцу спорта нанести на фасад здания работы ее супруга. Он мог выглядеть примерно так. Пришло время оттепели, когда минское "Динамо" было командой самых популярных белорусов. 60-е плоскость спорта перевели и в поэтическую.  К московской Олимпиаде в 1970-е спортсмены стали суперзвездами, ролевыми моделями для детей. Едешко, Корбут, Медведь, Белова, футболисты "Динамо" во главе с Александром Прокопенко, о котором киностудия "Беларусьфильм" начнет совсем скоро снимать кино. Отношение к спорту и культуре своего тела к этому времени сформировалось и уже стало чем-то неотъемлемым для нашего общества. Городская среда этому очень сильно способствовала.  Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения:  С точки зрения пластики  момент вот этой острой борьбы, момент прыжка, момент какого-то накала, понять вот эту секунду, которая решает все в спорте. Галина Левина, архитектор:  На скульптурах 20-х годов очень важно изображение, они были такие все мускулистые. Потом несколько иначе стали относиться, они становятся более человеческими. И я думаю, что это связано с тем, что в Беларуси появляются имена, появляются люди. Мы понимаем, что спорт и спортсмены - это не скульптура на пьедестале, это люди, которые с нами, самые обычные люди. Читать также: Теннисистка Арина Соболенко с победы стартовала на итоговом турнире WTA Сборная Беларуси завоевала 12 наград на Открытом кубке страны по таэквондо Белорусский форвард Егор Чезганов вышел в лидеры списка снайперов МХЛ
06.11.2022 22:00

В канун праздника 7 Ноября наши авторы решили посвятить материал синтезу белорусского спорта, физкультуры и разного вида искусства. Ведь на протяжении истории советского государства хорошая физическая форма, говоря современным языком, была модной. Атлетичные изображения становились вдохновением для художников, а также украшением городской среды,  в том числе столицы Белорусской Республики. 

Скульптуры со спортивными сюжетами находились во многих парках и скверах, а картины отражали дух спортивной борьбы. Проявление и пропаганда атлетизма, спорта и работы над своим телом в искусстве развивались параллельно с развитием олимпийского белорусского движения. И именно об этом сюжет нашего спортивного обозревателя Андрея Козлова.

Французский художник Анри Руссо в 1908 году написал картину "Футболисты". Работа одного из основоположников футуризма в живописи Умберто Боччони называется "Динамизм футболиста" и написана в 1913 году.

Не чужой нам Казимир Малевич тоже создал творение о спорте  "Супрематизм. Живописный реализм футболиста, красочные массы в 4-м измерении" в 1915-м.

Один из знаковых датских художников XX века Харальд Герсинг запечатлел спорт в "Игроках в футбол" в 1917 году. 

Работа представителя витебского авангарда первых постреволюционных лет Эля Лисицкого "Футболист"  создана в 1922-м. 20-е годы - время стремительных перемен, которое коснулось и отношения к культуре человеческого тела. Отсюда спортсмен возведен в ранг полубога тогдашнего общества. Футбол - предмет иллюстрации художников как явление новое. И не только он. 

Образ спорта в советском искусстве

Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения: 

Можно наблюдать определенный такой провал в эпоху Средневековья, Возрождения. Спорт - тема на самом деле незыблема, давно существует рядом друг с другом, начиная с периода античности. XX век снова дает нам такой мощный взрыв теме спорта в изобразительном искусстве, в визуальных искусствах. И, конечно, это было связано с возобновлением Олимпийских игр в конце XIX века.

Спортивные организации вскоре создаются по всему советскому государству. Молодая Республика Беларусь здесь в тренде. До первого белорусского олимпийца еще 30 лет, до первой медали и того больше. Картина "Футболист", о которой сказано выше, опередила время. Ведь футбольный бум придется на 50-е и особенно 60-е. Ведь авангардисты всегда смотрели вперед.

Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения: 

Тот же идеал древнегреческой калокагатии, когда и тело, и душа должны быть прекрасны. Человек должен воспитывать как душу, так и быть сильным физически.  Этот же идеал реализуется и в коммунистическом обществе.

Галина Левина, архитектор: 

Тракторный район интересен как градостроительный объект для Минска. Мы не должны забывать, что не только архитектура давала возможность творческойпослевоенной жизни, но и малые формы скульптуры, которые здесь появлялись, тоже представляют интерес.

Подобные скульптуры стали важной частью городской застройки, особенно в первые послевоенные годы. Концепция "город в городе" со всеми атрибутами жизни. Антураж здесь соответствовал. 

Образ спорта в советском искусстве

Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения: 

Классика - "Девушка с веслом"  Шадра. Ее полупрофессиональные копии наводнили очень многие города. Образ Венеры советской, комсомолки, спортсменки, мускулистой женщины, очень ярко проявился в советском искусстве. 

Галина Левина, архитектор: 

На фоне города, на фоне городского ландшафта они были белого цвета и привлекали внимание. Они располагались не пьедесталах.  Совершенно утраченная  лестница спуска Дома офицеров к Свислочи, где располагалась очень много таких скульптур. На мой взгляд, это было важно для людей, они, выходя из своих квартир или приезжая, или выходя с завода, понимали, что вот есть какой-то еще мир. 

Сейчас эти скульптуры уже часть истории, но лишь в фото- и видеохронике. Но Беларусь и, в частности, Минск так или иначе стал городом, где многое воспитывало в горожанах особенное отношение к спорту. Были и интересные эпизоды. К примеру, знаменитая уроженка Беларуси Надежда Леже предлагала Дворцу спорта нанести на фасад здания работы ее супруга. Он мог выглядеть примерно так. Пришло время оттепели, когда минское "Динамо" было командой самых популярных белорусов. 60-е плоскость спорта перевели и в поэтическую. 

К московской Олимпиаде в 1970-е спортсмены стали суперзвездами, ролевыми моделями для детей. Едешко, Корбут, Медведь, Белова, футболисты "Динамо" во главе с Александром Прокопенко, о котором киностудия "Беларусьфильм" начнет совсем скоро снимать кино. Отношение к спорту и культуре своего тела к этому времени сформировалось и уже стало чем-то неотъемлемым для нашего общества. Городская среда этому очень сильно способствовала. 

Екатерина Изофатова, искусствовед, кандидат искусствоведения: 

С точки зрения пластики  момент вот этой острой борьбы, момент прыжка, момент какого-то накала, понять вот эту секунду, которая решает все в спорте.

Галина Левина, архитектор: 

На скульптурах 20-х годов очень важно изображение, они были такие все мускулистые. Потом несколько иначе стали относиться, они становятся более человеческими. И я думаю, что это связано с тем, что в Беларуси появляются имена, появляются люди. Мы понимаем, что спорт и спортсмены - это не скульптура на пьедестале, это люди, которые с нами, самые обычные люди.


Читать также:




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =