На неделе Президент посещал Минский автомобильный

Мировой авторынок перенасыщен, давно поделен, как заявить о себе новичку? Ну что здесь скажешь? Во-первых, рынок гораздо более динамичный, чем может показаться. Там нет лидеров раз и навсегда. Не то, чтобы новичков там ждали, но место для них всегда найдется. Во-вторых, никто не говорит, что будет просто. И вот - он символ суровых законов рынка. Детройт. Это 20 век. Цветущая во всех смыслах мировая автомобильная столица. Большая тройка: "Форд", "Крайслер", "Дженерал Моторс". А вот Детройт сегодня - город-призрак. А все потому, что упустил момент. Не успел перестроиться. С другой стороны. Еще пример. Нет, это не первый трактор "Беларус", это "Ламборгини". Да-да, до того, как покорить категорию элитных спорткаров, "Ламборгини" выпускал тракторы. Кстати, выпускает и сейчас. И это пример того, как можно и нужно встраиваться в тот самый мировой рынок. Разумеется, мы не хотели бы пойти путем Детройта, а хотели бы путем "Ламборгини". Не только сохранить классические бренды, но и прирасти новинками, которые нужны. Да так, чтобы не только произвести, но и выгодно это продавать. По сути, это была главная мысль, которая звучала в четверг, когда Президент посещал Минский автомобильный завод. В прошлом году МАЗ буквально спасали от разорения. Помогли кредитами, госзакупками, субсидиями и новыми рынками. Например, Пакистан и Индонезию для страны и завода Александр Лукашенко открывал лично. Впрочем, хронические проблемы отрасли остались. В этом и убедился Президент на месте. За 4,5 часа в четверг на заводе по винтику разобрали все машиностроение - от минского мотора и мазовской колесной базы до бобруйской шины, гомельского комбайна и жодинских самосвалов. Причем, это был не смотр. Выставки - для иностранцев. А нам важно понять, что мы можем, а также что не получается и почему? Репортаж Андрея Кривошеева. Реальные проблемы нашего реального сектора на колесах больнее всего ударили именно по МАЗу. Рынки "схлопнулись" втрое. На большинстве ввели заборы из пошлин. Клиенты массово объявили о банкротстве, повесив дебиторские долги на плечи производителя. По цифрам, на пике они почти достигли 400 миллионов долларов. Примерно столько стоят пять новых заводов - новых кабин, кузнечный, литейный, автобусный и рессорный. Их планирует МАЗ для будущего развития. С господдержкой и на дисциплине поставок завод удержался. Складские запасы сократились в 3 раза, до большой, но не критической цифры - 98 миллионов долларов. Долги по Беларуси снизились на четверть. Удалось вернуть 156 миллионов долларов долгов внешних. Тяжелая "дебиторка" сейчас в основном в Украине и России. Жалуются даже Президенту. Но Глава государства, прежде чем спрашивать с союзника, интересуется: что сделано уж 25 лет как независимым производителем и правительством. Первые не гарантируют качество хотя бы на 5 лет, как конкуренты. Вторые - волокитят внутренние поставки из-за двух процентов стоимости кредитов. Пример, как надо работать в России - у тракторного. Здесь МТЗ перешел на предоплату, разгрузил склад дилера в три раза и вернул две трети долгов. Парадоксально, помогли кризис и российские барьеры. Утильсбор выгнал с рынка европейцев и американцев. "минчане" с "кировцами" прибрали рынок к рукам. Технологии копируем не только мы, но и нас. Стоило МАЗу разработать и поставить в Украину успешные 40-тонные зерновозы, как точный аналог воспроизвела "Скания". Теперь конкурируем. В целом, в Украине растет белорусское присутствие. 2 сборочных кластера по тракторам и автомобилям в Черкассах, Нежине и Броварах, плюс городская техника и троллейбусы. Но главное к цене, как и требует Президент, - гарантия качества и сервис. Рентабельность МАЗа сегодня отрицательная. Но уже не катастрофические минус 30. Заводу удалось перекредитоваться - ослабить долговую петлю. Помогла и дальняя дуга мазовского экспорта. В арабском регионе и Юго-Восточной Азии удвоение поставок. В Европе после открытия сборки в Польше и Сербии экспорт вырос в 3 раза. В Латинской Америке новое торгпредство в Эквадоре - рост на 40%, Африка, куда пришли через Зимбабве, поставки увеличились рекордно в 6,5 раза. Но это экспорт десятками и сотнями штук в год. Закрепление на новых рынках. Хорошо для стратегии, но не спасает весь объем. А он по-прежнему в России и СНГ. Где даже после кризисного спада прирост всего на четверть. О том, чего не хватает нашему автопрому, спрашиваем на самом требовательном североамериканском рынке. Канада и Штаты - 250 тысяч тракторов в год, твердая валюта. МТЗ пробился сюда 2 года назад. Поставили чуть больше сотни машин. Начинали с базовой 80-ки, сейчас готовимся поставлять мощные 350-е. Арье Прилик, вице-президент MTZ Equipment LTD. (Канада): "Мы видим что и завод, и конструкторы прислушиваются. С каждой поставкой качество улучшается". Технологии будущего Президент на МАЗе разбирает подробно. Первая - переход с солярки на газ. Оборудование пока закупаем в ЕС, но автомобильный и моторный уже готовят свои аналоги. Эксплуатация на газовом топливе в 2-3 раза дешевле. Это рынок и стабильный спрос. Поручение лидера - не затягивать. Будущей весной на посевной в 3 хозяйствах опробуют новацию. Если окупится, станет моделью для всего АПК. Еще одна технология - электромобили. И не привычные седаны, а городской транспорт. Вместо троллейбусов и автобусов - электробусы. 10 таких МАЗов уже колесят по Минску, в Россию продали еще около 100 единиц. Открыт для зеленого транспорта и рынок ЕС. Президент бум на электромобили поддерживает. Главное, чтобы свои. Например, "джили". Слабые места МАЗа - литье, трансмиссия, двигатели и кабина. Нужна модернизация, но вся программа стоит почти полмиллиарда долларов на 6 лет. Президент не против, но с главным условием - сначала гарантированные рынки сбыта и лишь потом разговоры о новых кредитах. На выставочной площадке все новое семейство техники. Привлекают внимание модульные грузовики. Заказчик сам собирает модель, как из конструктора. Важная ниша - кооперация с Китаем. Новый городской пылесос - без пыли. И автокраны повышенной мощности. Требование - осваивать рынок Поднебесной и максимально производить в Беларуси. Дальше на площадке БелАЗ. Его самочувствие замеряют по уровню Минского автомобильного. Жодинцы - на голову выше. В кризис двукратно увеличили долю на мировом рынке. Ключевая новация - двукратный ресурс до первого ремонта за те же деньги. Из новинок подземные машины, погрузчики и аэродромные тягачи. Изюминка - МОАЗ альтернатива "вольво". Следующая точка маршрута - сборка. Президент открыто общается с рабочими. Информация от них самая достоверная. Здесь не спрятаться за цифрами. Основные проблемы - качество литья и дорогих деталей, например, трансмиссии. На этом теряем рынки. Президент поручает максимально выжать из действующих мощностей. На новые пока нет ресурсов, а цепляться за рынки нужно, если придется, то и зубами. Национальное импортозамещение. Вопрос выживания автопрома и экономии валюты. Финальная точка президентского маршрута здесь, на выставке Минпрома. Собрали только новации. Новые оси для тяжелых грузовиков, новые универсальные кабины для башенных кранов. Гидравлика, более 800 позиций. А еще двигатели и белорусские шины. Вся линейка, кроме суперкрупногабаритной "резины". Ее начнут производить с будущего года. На новом заводе. Автокомпоненты - отечественные зеркала, оптика, гидроусилители. В холдинге - знаменитый автомобильный и футбольный БАТЭ. Его глава просит у Президента поддержать свою высокоточную электронику и оптику. Однако лидер, хоть и любитель футбола, и ценитель именно борисовской команды, непреклонен - основания общие. Сначала гарантия сбыта и лишь потом кредиты. В целом сердце белорусского автопрома и смежников бьется хоть и не ровно, но отчетливо. Как хороший двигатель на местами плохом топливе. В кризис - "кашлял", "подрагивал", но вхолостую не крутил. Президентский техосмотр на МАЗе не закончится. Впереди - масштабное совещание по машиностроению. Еще раз осмотрят все узлы и агрегаты. Выслушают все стороны: от директора и мастера до дилера и клиента на другом конце света. И только после этого хирургически точно проведут капитальный ремонт нашего автопрома.      
10.04.2016 21:06

Мировой авторынок перенасыщен, давно поделен, как заявить о себе новичку? Ну что здесь скажешь? Во-первых, рынок гораздо более динамичный, чем может показаться. Там нет лидеров раз и навсегда. Не то, чтобы новичков там ждали, но место для них всегда найдется. Во-вторых, никто не говорит, что будет просто. И вот - он символ суровых законов рынка. Детройт. Это 20 век. Цветущая во всех смыслах мировая автомобильная столица. Большая тройка: "Форд", "Крайслер", "Дженерал Моторс". А вот Детройт сегодня - город-призрак. А все потому, что упустил момент. Не успел перестроиться.

С другой стороны. Еще пример. Нет, это не первый трактор "Беларус", это "Ламборгини". Да-да, до того, как покорить категорию элитных спорткаров, "Ламборгини" выпускал тракторы. Кстати, выпускает и сейчас. И это пример того, как можно и нужно встраиваться в тот самый мировой рынок.

Разумеется, мы не хотели бы пойти путем Детройта, а хотели бы путем "Ламборгини". Не только сохранить классические бренды, но и прирасти новинками, которые нужны. Да так, чтобы не только произвести, но и выгодно это продавать.

По сути, это была главная мысль, которая звучала в четверг, когда Президент посещал Минский автомобильный завод. В прошлом году МАЗ буквально спасали от разорения. Помогли кредитами, госзакупками, субсидиями и новыми рынками. Например, Пакистан и Индонезию для страны и завода Александр Лукашенко открывал лично. Впрочем, хронические проблемы отрасли остались. В этом и убедился Президент на месте.

За 4,5 часа в четверг на заводе по винтику разобрали все машиностроение - от минского мотора и мазовской колесной базы до бобруйской шины, гомельского комбайна и жодинских самосвалов. Причем, это был не смотр. Выставки - для иностранцев. А нам важно понять, что мы можем, а также что не получается и почему? Репортаж Андрея Кривошеева.

Реальные проблемы нашего реального сектора на колесах больнее всего ударили именно по МАЗу. Рынки "схлопнулись" втрое. На большинстве ввели заборы из пошлин. Клиенты массово объявили о банкротстве, повесив дебиторские долги на плечи производителя. По цифрам, на пике они почти достигли 400 миллионов долларов. Примерно столько стоят пять новых заводов - новых кабин, кузнечный, литейный, автобусный и рессорный. Их планирует МАЗ для будущего развития.

С господдержкой и на дисциплине поставок завод удержался. Складские запасы сократились в 3 раза, до большой, но не критической цифры - 98 миллионов долларов. Долги по Беларуси снизились на четверть. Удалось вернуть 156 миллионов долларов долгов внешних. Тяжелая "дебиторка" сейчас в основном в Украине и России. Жалуются даже Президенту.

Но Глава государства, прежде чем спрашивать с союзника, интересуется: что сделано уж 25 лет как независимым производителем и правительством. Первые не гарантируют качество хотя бы на 5 лет, как конкуренты. Вторые - волокитят внутренние поставки из-за двух процентов стоимости кредитов.

Пример, как надо работать в России - у тракторного. Здесь МТЗ перешел на предоплату, разгрузил склад дилера в три раза и вернул две трети долгов. Парадоксально, помогли кризис и российские барьеры. Утильсбор выгнал с рынка европейцев и американцев. "минчане" с "кировцами" прибрали рынок к рукам.

Технологии копируем не только мы, но и нас. Стоило МАЗу разработать и поставить в Украину успешные 40-тонные зерновозы, как точный аналог воспроизвела "Скания". Теперь конкурируем. В целом, в Украине растет белорусское присутствие. 2 сборочных кластера по тракторам и автомобилям в Черкассах, Нежине и Броварах, плюс городская техника и троллейбусы. Но главное к цене, как и требует Президент, - гарантия качества и сервис.

Рентабельность МАЗа сегодня отрицательная. Но уже не катастрофические минус 30. Заводу удалось перекредитоваться - ослабить долговую петлю.

Помогла и дальняя дуга мазовского экспорта. В арабском регионе и Юго-Восточной Азии удвоение поставок. В Европе после открытия сборки в Польше и Сербии экспорт вырос в 3 раза. В Латинской Америке новое торгпредство в Эквадоре - рост на 40%, Африка, куда пришли через Зимбабве, поставки увеличились рекордно в 6,5 раза. Но это экспорт десятками и сотнями штук в год. Закрепление на новых рынках. Хорошо для стратегии, но не спасает весь объем. А он по-прежнему в России и СНГ. Где даже после кризисного спада прирост всего на четверть.

О том, чего не хватает нашему автопрому, спрашиваем на самом требовательном североамериканском рынке. Канада и Штаты - 250 тысяч тракторов в год, твердая валюта. МТЗ пробился сюда 2 года назад. Поставили чуть больше сотни машин. Начинали с базовой 80-ки, сейчас готовимся поставлять мощные 350-е.

Арье Прилик, вице-президент MTZ Equipment LTD. (Канада): "Мы видим что и завод, и конструкторы прислушиваются. С каждой поставкой качество улучшается".

Технологии будущего Президент на МАЗе разбирает подробно. Первая - переход с солярки на газ. Оборудование пока закупаем в ЕС, но автомобильный и моторный уже готовят свои аналоги. Эксплуатация на газовом топливе в 2-3 раза дешевле. Это рынок и стабильный спрос. Поручение лидера - не затягивать. Будущей весной на посевной в 3 хозяйствах опробуют новацию. Если окупится, станет моделью для всего АПК.

Еще одна технология - электромобили. И не привычные седаны, а городской транспорт. Вместо троллейбусов и автобусов - электробусы. 10 таких МАЗов уже колесят по Минску, в Россию продали еще около 100 единиц. Открыт для зеленого транспорта и рынок ЕС. Президент бум на электромобили поддерживает. Главное, чтобы свои. Например, "джили".

Слабые места МАЗа - литье, трансмиссия, двигатели и кабина. Нужна модернизация, но вся программа стоит почти полмиллиарда долларов на 6 лет. Президент не против, но с главным условием - сначала гарантированные рынки сбыта и лишь потом разговоры о новых кредитах.

На выставочной площадке все новое семейство техники. Привлекают внимание модульные грузовики. Заказчик сам собирает модель, как из конструктора. Важная ниша - кооперация с Китаем. Новый городской пылесос - без пыли. И автокраны повышенной мощности. Требование - осваивать рынок Поднебесной и максимально производить в Беларуси.

Дальше на площадке БелАЗ. Его самочувствие замеряют по уровню Минского автомобильного. Жодинцы - на голову выше. В кризис двукратно увеличили долю на мировом рынке. Ключевая новация - двукратный ресурс до первого ремонта за те же деньги. Из новинок подземные машины, погрузчики и аэродромные тягачи. Изюминка - МОАЗ альтернатива "вольво".

Следующая точка маршрута - сборка. Президент открыто общается с рабочими. Информация от них самая достоверная. Здесь не спрятаться за цифрами.

Основные проблемы - качество литья и дорогих деталей, например, трансмиссии. На этом теряем рынки. Президент поручает максимально выжать из действующих мощностей. На новые пока нет ресурсов, а цепляться за рынки нужно, если придется, то и зубами.

Национальное импортозамещение. Вопрос выживания автопрома и экономии валюты. Финальная точка президентского маршрута здесь, на выставке Минпрома. Собрали только новации. Новые оси для тяжелых грузовиков, новые универсальные кабины для башенных кранов. Гидравлика, более 800 позиций. А еще двигатели и белорусские шины. Вся линейка, кроме суперкрупногабаритной "резины". Ее начнут производить с будущего года. На новом заводе.

Автокомпоненты - отечественные зеркала, оптика, гидроусилители. В холдинге - знаменитый автомобильный и футбольный БАТЭ. Его глава просит у Президента поддержать свою высокоточную электронику и оптику. Однако лидер, хоть и любитель футбола, и ценитель именно борисовской команды, непреклонен - основания общие. Сначала гарантия сбыта и лишь потом кредиты.

В целом сердце белорусского автопрома и смежников бьется хоть и не ровно, но отчетливо. Как хороший двигатель на местами плохом топливе. В кризис - "кашлял", "подрагивал", но вхолостую не крутил. Президентский техосмотр на МАЗе не закончится. Впереди - масштабное совещание по машиностроению. Еще раз осмотрят все узлы и агрегаты. Выслушают все стороны: от директора и мастера до дилера и клиента на другом конце света. И только после этого хирургически точно проведут капитальный ремонт нашего автопрома.      



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =