Большой открытый разговор о будущем и настоящем нашего образования

Итак, Республиканский педсовет сегодня продолжил свою работу уже в масштабах всей страны. На пленарном заседании с участием Главы государства вместе обсуждали задачи не только на предстоящий учебный год, но и концептуальные подходы на перспективу. До 1 сентября остается буквально неделя. И большой открытый разговор о том, что действительно волнует, как говорится, кстати. Без закрытых тем - предложения, аргументы, споры и, конечно, коллегиальные решения. В таком формате - откровенно более 3 часов - около тысячи специалистов говорили о будущем и настоящем нашего образования. Ведь здесь важно услышать каждого. Одна из самых чувствительных к переменам и в то же время стратегическая сфера образования определяет жизнь не только каждого из нас, но и в целом благосостояние государства. Отсюда и ключевой посыл - не ломать, а совершенствовать. Идти вперед с учетом наработанных принципов, которые годами приносили отдачу - это и господдержка, и социальная справедливость, равный доступ к образованию и его достойный уровень. Идей немало, причем на всех уровнях. Главные сегодня обозначил Президент. Так, новые учебники должны быть подготовлены к сентябрю 2019, меньше бумаготворчества в работе учителей, акцент на развитие способностей ученика. Пересмотреть количество специальностей, которые не являются профильными для вуза, дифференцировать оплату труда преподавателей. Понятно, что все предложения реализовать одномоментно невозможно - это процесс поступательный. Впрочем, все возможности для реализации есть. Но главное люди - педагоги, воспитатели, специалисты, все те, кто и определяет, какой будет наша страна завтра. Все подробности большого разговора - в репортаже Натальи Бреус. Педсовет – это всегда звучит строго. Кому, будучи школьником, не хотелось узнать, что там за закрытыми дверями обсуждают учителя. Большой республиканский педагогический совет проходит открыто - на всю страну. Так открыто готовы обсуждать все вопросы образовательного марафона. Ведь касается каждого, а от подходов в этой сфере зависит завтрашний день нынешних школьников, студентов, интеллект нации в конце концов, а значит и будущее страны. Подобные встречи в преддверии ‪1 сентября проходят во всех учебных заведениях. Но вот так масштабно не собирались уже давно. Время пришло обсудить, как нужно трансформировать образовательный процесс, какие корректировки назрели? Накануне нового учебного сезона педагогическая общественность бурлит. Так эмоционально говорит народный учитель Валерий Барашков о трендах времени. Образование должно поспевать. Его воспитанники показывают отличные результаты по физике. Учебники было за что ругать. Вот этот обновленный для семиклассников педагог с опытом хвалит. Услышать каждого и найти золотую середину во всех вопросах образования: от учебников, системы оценок знаний до ЦТ и подготовки педкадров. Такую цель преследует Глава государства, встречаясь с педагогическим сообществом. Вопрос с порога как раз о новых книгах к соавтору пособия по алгебре Ирине Арефьевой. Конечно, Президент постоянно держит в центре внимания образование – и как руководитель страны, и как отец школьника. Ведь понятно: инвестиции в образование, будь то идеи, подходы или средства - лучшее вложение. Было немало попыток в истории Беларуси коренных реформ в этой сфере. Но Александр Лукашенко и сейчас, и тогда призывает действовать без резких движений. Обращаясь к педагогам, Президент неожиданно начинает с глобального видения. Ведь по большому счету дело не в том, что будет в дневнике – 4 и 5 или 9 и 10. В 21 веке уровень развития страны определяет не нефть и газ, а все чаще технологии, экономика знаний. Именно она, а также профессионалы, ее создающие, – залог конкурентоспособности страны. Как в такой реальности найти свое место под солнцем и выстоять в непрерывном информационном потоке? Роль учителя и педагога меняется кардинально. Беларусь среди государств с высоким индексом человеческого развития. Это подтверждается ежегодным докладом ООН. Среди 188 стран мира у нас 52 позиция. На место во всемирном рейтинге влияет и уровень образования. Чтобы оно было качественным и доступным, сделано немало. Неслучайно Беларусь по этому показателю лидер в СНГ от вузов до детсадов. А ведь еще совсем недавно остро стоял вопрос банальной нехватки мест в дошкольных учреждениях. Особенно там, где инфраструктура не успевала за строительством жилья. Власть услышала. В прошлом году ввели в строй 12 детских садиков, в этом – еще 16. С нового учебного года к занятиям приступят около миллиона школьников. Всего учащейся братии в два раза больше. Среди них - 110 тысяч ребят, которые первый раз сядут за школьную парту. В этом году первоклашек заметно прибавилось. Для них, да и для тех, кто постарше, учитель – центр вселенной. На простом педагоге держится вся система образования. Много лишней пустой бумажной работы – жаловались раньше учителя. Тут иногда было не до детей, не до воспитания. А ведь еще хватает ее и сегодня. Президент поручал избавить от ненужного бумаготворчества педагогов. Напоминает об этом и сегодня – все ли услышали? Александр Лукашенко поднимает вопрос достойной оплаты труда педагога. Много внимания к средней школе. Мощное образовательное ядро. Например, тесты. Внимательный взгляд экспертов сделает их полностью соответствующими школьной программе. Частично задания были пересмотрены уже в этом году. Готовиться к выпускным и вступительным испытания – нелегкая задача. Но было бы желание и хорошие учебники. К их обновлению были привлечены педагоги-новаторы. Т. е. - кто болеет за дело и видит, как улучшить пособие. Глава государства считает справедливым поощрять авторов и хорошо им платить. В 2017 всего будет издано 50 учебников. 41 из них – новые. Конечно, любые изменения вызывают вопросы педагогов, родителей и детей. Но что делать - приходится идти на корректировки образовательного процесса. Время не стоит на месте. Нынешняя вступительная кампания натолкнула экспертов на мысли по совершенствованию системы. Главное требование Президента все родители и абитуриенты должны знать заблаговременно, а новые правила приема не должны сваливаться на них, как снег на голову прямо летом. Полсотни вузов в стране – возможность получить высшее образование в стране. Но мода на «корочки» университетов – не перекос ли? Всем ли по плечу высокие стандарты университетов? Да и кадры в итоге есть – рабочих рук не хватает. Так что, вырисовывается тактика и в отношении набора - вузы будут его сокращать, а лицеи и колледжи, наоборот, увеличивать. Госзаказ должен звучать от Минэкономики и Минтруда. Что очевидно - подходы к аккредитации и лицензированию вузов и колледжей станут жестче. «Заочка» и вовсе может стать в основном платной. Причем более четкий акцент будет на профиль учебного заведения. Есть намерение идти по пути поэтапного повышения «порогового» значения балла ЦТ. Нужно учитывать и то, что у нас, как и во всем мире, растет спрос на представителей рабочих профессий. Накануне учителя, например, обсуждали, как избежать дублирования подготовки по одним и тем же специальностям? Говорили о создании центра независимой оценки качества образования, а также об информационных технологиях в школах. Это только верхушка айсберга всех тем. Если глобально, то готовы перейти к всеобщему среднему образованию. Звучала мысль выпускные экзамены в школах заменить на всеобщий комплексный тест. Еще вопрос - нужно ли учитывать средний балл аттестата при поступлении. Обсуждается целесообразность вступительных экзаменов в пятый класс. Формат для встречи с педагогами был выбран не совсем привычный. Открытый микрофон – это максимум возможностей для обмена мнениями. 5 или 10? Дискуссия на эту тему развернулась и в обществе, и в профессиональной среде. Мнения разные. Аргументы за и против есть у каждой стороны. Но все сходятся в одном - оценка знаний должна быть максимально объективной. Волнует разное: от возможности использовать современное оборудование в обучении будущих специалистов до вовлеченности детей во Всемирную паутину. Взять лучшее, но идти вперед. Во время дискуссии выяснили, что несправедливо забыта трудовая практика. Такого воспитания трудом сегодня в школах зачастую недостает. Порция критики досталась молодежным и общественным организациям. Мол, увлеклись флешмобами, забывая о воспитании молодого поколения. Кстати, со своими детьми Глава государства придерживается только одного важного принципа воспитания - все на своем примере. Все предложения, которые звучали, обсудят еще в регионах. Министерство образования аккумулирует все толковые идеи и новации и объединит их в едином документе. Антонина Максимова, директор Костюковичской районной государственной гимназии: «Хотелось бы, чтобы мы работали комфортно, чтобы новые программы, которые будут в этом году, были только на пользу нашим детям. Чтобы им было комфортно находиться в учреждении образования. Чтобы наши педагоги находили в этом новые идеи и творческий подход. И хотелось, чтобы этот учебный год, где будет много изменений, был более продуктивным». Конечно, обсуждать образование можно бесконечно. Один вопрос - как обучать всех одинаково, но по-разному - чего стоит. Во главу угла отношений внутри этого сложного треугольника "семья - школа - государство" нужно ставить простой принцип: о каких бы решениях не шла речь, каждый ребенок одарен, общая цель - раскрыть любой таланты. Это, а также идеи и неравнодушные педагоги, слагаемые успеха белорусской школы. 
24.08.2017 21:03

Итак, Республиканский педсовет сегодня продолжил свою работу уже в масштабах всей страны. На пленарном заседании с участием Главы государства вместе обсуждали задачи не только на предстоящий учебный год, но и концептуальные подходы на перспективу. До 1 сентября остается буквально неделя. И большой открытый разговор о том, что действительно волнует, как говорится, кстати. Без закрытых тем - предложения, аргументы, споры и, конечно, коллегиальные решения. В таком формате - откровенно более 3 часов - около тысячи специалистов говорили о будущем и настоящем нашего образования. Ведь здесь важно услышать каждого. Одна из самых чувствительных к переменам и в то же время стратегическая сфера образования определяет жизнь не только каждого из нас, но и в целом благосостояние государства. Отсюда и ключевой посыл - не ломать, а совершенствовать. Идти вперед с учетом наработанных принципов, которые годами приносили отдачу - это и господдержка, и социальная справедливость, равный доступ к образованию и его достойный уровень. Идей немало, причем на всех уровнях. Главные сегодня обозначил Президент. Так, новые учебники должны быть подготовлены к сентябрю 2019, меньше бумаготворчества в работе учителей, акцент на развитие способностей ученика. Пересмотреть количество специальностей, которые не являются профильными для вуза, дифференцировать оплату труда преподавателей. Понятно, что все предложения реализовать одномоментно невозможно - это процесс поступательный. Впрочем, все возможности для реализации есть. Но главное люди - педагоги, воспитатели, специалисты, все те, кто и определяет, какой будет наша страна завтра.

Все подробности большого разговора - в репортаже Натальи Бреус.

Педсовет – это всегда звучит строго. Кому, будучи школьником, не хотелось узнать, что там за закрытыми дверями обсуждают учителя. Большой республиканский педагогический совет проходит открыто - на всю страну. Так открыто готовы обсуждать все вопросы образовательного марафона. Ведь касается каждого, а от подходов в этой сфере зависит завтрашний день нынешних школьников, студентов, интеллект нации в конце концов, а значит и будущее страны.

Подобные встречи в преддверии ‪1 сентября проходят во всех учебных заведениях. Но вот так масштабно не собирались уже давно. Время пришло обсудить, как нужно трансформировать образовательный процесс, какие корректировки назрели? Накануне нового учебного сезона педагогическая общественность бурлит.

Так эмоционально говорит народный учитель Валерий Барашков о трендах времени. Образование должно поспевать. Его воспитанники показывают отличные результаты по физике. Учебники было за что ругать. Вот этот обновленный для семиклассников педагог с опытом хвалит.

Услышать каждого и найти золотую середину во всех вопросах образования: от учебников, системы оценок знаний до ЦТ и подготовки педкадров. Такую цель преследует Глава государства, встречаясь с педагогическим сообществом. Вопрос с порога как раз о новых книгах к соавтору пособия по алгебре Ирине Арефьевой.

Конечно, Президент постоянно держит в центре внимания образование – и как руководитель страны, и как отец школьника. Ведь понятно: инвестиции в образование, будь то идеи, подходы или средства - лучшее вложение. Было немало попыток в истории Беларуси коренных реформ в этой сфере. Но Александр Лукашенко и сейчас, и тогда призывает действовать без резких движений.

Обращаясь к педагогам, Президент неожиданно начинает с глобального видения. Ведь по большому счету дело не в том, что будет в дневнике – 4 и 5 или 9 и 10. В 21 веке уровень развития страны определяет не нефть и газ, а все чаще технологии, экономика знаний. Именно она, а также профессионалы, ее создающие, – залог конкурентоспособности страны.

Как в такой реальности найти свое место под солнцем и выстоять в непрерывном информационном потоке? Роль учителя и педагога меняется кардинально.

Беларусь среди государств с высоким индексом человеческого развития. Это подтверждается ежегодным докладом ООН. Среди 188 стран мира у нас 52 позиция. На место во всемирном рейтинге влияет и уровень образования. Чтобы оно было качественным и доступным, сделано немало. Неслучайно Беларусь по этому показателю лидер в СНГ от вузов до детсадов. А ведь еще совсем недавно остро стоял вопрос банальной нехватки мест в дошкольных учреждениях. Особенно там, где инфраструктура не успевала за строительством жилья. Власть услышала. В прошлом году ввели в строй 12 детских садиков, в этом – еще 16.

С нового учебного года к занятиям приступят около миллиона школьников. Всего учащейся братии в два раза больше. Среди них - 110 тысяч ребят, которые первый раз сядут за школьную парту. В этом году первоклашек заметно прибавилось. Для них, да и для тех, кто постарше, учитель – центр вселенной. На простом педагоге держится вся система образования. Много лишней пустой бумажной работы – жаловались раньше учителя. Тут иногда было не до детей, не до воспитания. А ведь еще хватает ее и сегодня. Президент поручал избавить от ненужного бумаготворчества педагогов. Напоминает об этом и сегодня – все ли услышали? Александр Лукашенко поднимает вопрос достойной оплаты труда педагога.

Много внимания к средней школе. Мощное образовательное ядро. Например, тесты. Внимательный взгляд экспертов сделает их полностью соответствующими школьной программе. Частично задания были пересмотрены уже в этом году. Готовиться к выпускным и вступительным испытания – нелегкая задача. Но было бы желание и хорошие учебники. К их обновлению были привлечены педагоги-новаторы. Т. е. - кто болеет за дело и видит, как улучшить пособие. Глава государства считает справедливым поощрять авторов и хорошо им платить. В 2017 всего будет издано 50 учебников. 41 из них – новые.

Конечно, любые изменения вызывают вопросы педагогов, родителей и детей. Но что делать - приходится идти на корректировки образовательного процесса. Время не стоит на месте. Нынешняя вступительная кампания натолкнула экспертов на мысли по совершенствованию системы. Главное требование Президента все родители и абитуриенты должны знать заблаговременно, а новые правила приема не должны сваливаться на них, как снег на голову прямо летом. Полсотни вузов в стране – возможность получить высшее образование в стране. Но мода на «корочки» университетов – не перекос ли? Всем ли по плечу высокие стандарты университетов? Да и кадры в итоге есть – рабочих рук не хватает. Так что, вырисовывается тактика и в отношении набора - вузы будут его сокращать, а лицеи и колледжи, наоборот, увеличивать. Госзаказ должен звучать от Минэкономики и Минтруда.

Что очевидно - подходы к аккредитации и лицензированию вузов и колледжей станут жестче. «Заочка» и вовсе может стать в основном платной. Причем более четкий акцент будет на профиль учебного заведения. Есть намерение идти по пути поэтапного повышения «порогового» значения балла ЦТ. Нужно учитывать и то, что у нас, как и во всем мире, растет спрос на представителей рабочих профессий.

Накануне учителя, например, обсуждали, как избежать дублирования подготовки по одним и тем же специальностям? Говорили о создании центра независимой оценки качества образования, а также об информационных технологиях в школах. Это только верхушка айсберга всех тем. Если глобально, то готовы перейти к всеобщему среднему образованию. Звучала мысль выпускные экзамены в школах заменить на всеобщий комплексный тест. Еще вопрос - нужно ли учитывать средний балл аттестата при поступлении. Обсуждается целесообразность вступительных экзаменов в пятый класс.

Формат для встречи с педагогами был выбран не совсем привычный. Открытый микрофон – это максимум возможностей для обмена мнениями. 5 или 10? Дискуссия на эту тему развернулась и в обществе, и в профессиональной среде. Мнения разные. Аргументы за и против есть у каждой стороны. Но все сходятся в одном - оценка знаний должна быть максимально объективной.

Волнует разное: от возможности использовать современное оборудование в обучении будущих специалистов до вовлеченности детей во Всемирную паутину.

Взять лучшее, но идти вперед. Во время дискуссии выяснили, что несправедливо забыта трудовая практика. Такого воспитания трудом сегодня в школах зачастую недостает. Порция критики досталась молодежным и общественным организациям. Мол, увлеклись флешмобами, забывая о воспитании молодого поколения. Кстати, со своими детьми Глава государства придерживается только одного важного принципа воспитания - все на своем примере.

Все предложения, которые звучали, обсудят еще в регионах. Министерство образования аккумулирует все толковые идеи и новации и объединит их в едином документе.

Антонина Максимова, директор Костюковичской районной государственной гимназии:

«Хотелось бы, чтобы мы работали комфортно, чтобы новые программы, которые будут в этом году, были только на пользу нашим детям. Чтобы им было комфортно находиться в учреждении образования. Чтобы наши педагоги находили в этом новые идеи и творческий подход. И хотелось, чтобы этот учебный год, где будет много изменений, был более продуктивным».

Конечно, обсуждать образование можно бесконечно. Один вопрос - как обучать всех одинаково, но по-разному - чего стоит. Во главу угла отношений внутри этого сложного треугольника "семья - школа - государство" нужно ставить простой принцип: о каких бы решениях не шла речь, каждый ребенок одарен, общая цель - раскрыть любой таланты. Это, а также идеи и неравнодушные педагоги, слагаемые успеха белорусской школы. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =