Взаимовыгодный курс страны подтвердили весной на саммите Исламской организации сотрудничества. Тогда Александр Лукашенко предложил главе исполнительной власти Афганистана определить будущие фундаментальные проекты, а также отметил, что Беларусь будет принимать активное участие в восстановлении экономики этой исламской республики. Речь и о создании совместных производств, о прямых поставках техники. Как раз с посещения наших промышленных предприятий начался сегодняшний визит главы исполнительной власти Афганистана Абдуллы Абдуллы в Беларусь.
Рассказывает Алексей Мартиненок.
Экономика Афганистана переживает не самые легкие времена. Население страны в три раза больше, чем в Беларуси, при этом валовой внутренний продукт почти в три раза ниже. Так что к месту будут и опыт, и технологии, и техника.
Несколько минут на тонкости встречи по правилам дипломатического протокола и сразу, можно сказать, с трапа самолета на деловой маршрут.
Тест-драйв номер один - на Минском тракторном заводе. Один из крупнейших в мире производителей сельхозтехники, конечно, может предложить многое и Афганистану.
В полях этого центральноазиатского государства уже давно трудятся машины, собранные на МТЗ. Предпочтение технике средней мощности - до 100 лошадиных сил. За последние 60 лет из Беларуси в Афганистан поставили 20 тысяч тракторов.
Все они простые и неприхотливые, рабочие лошадки. Хотя МТЗ, конечно, может предложить намного больше. Было бы желание и возможность. К примеру, вот таких новейших гигантов в Афганистане просто не смогут толком обслужить и обеспечить работой. Тем не менее Абдулла Абдулла не упустил возможность протестировать белорусскую энергонасыщенную новинку.
Формат работы Минского тракторного с Афганистаном неизменный - исключительно прямые поставки через компании-дилеры. За этот год МТЗ планирует отгрузить больше полутысячи единиц техники. А нынешний визит здесь расценивают, как возможность расширить ассортимент поставок.
78 % работающих в Афганистане трудятся в сельском хозяйстве. Но отдача невелика - только треть ВВП. Повысить эффективность можно только через модернизацию отрасли в целом. И здесь одними новыми тракторами проблему не решить.
Минский автомобильный завод готов закрыть еще ряд проблемных позиций. Высокого гостя и здесь ознакомили с последними разработками. Особый интерес вызвал экоавтобус.
Следующая точка маршрута - завод "Амкодор". Коммунальная и дорожная техника - также предмет повышенного интереса. Абдулла Абдулла с энтузиазмом изучил особенности двух десятков машин, несмотря на свой плотный рабочий график. Пока прямых поставок таких машин между Минском и Кабулом нет, однако специалисты уже готовы предложить взаимовыгодную кооперацию через соседние страны. В роли посредников могли бы выступить Узбекистан и Таджикистан, где у «Амкодора» есть и совместное производство, и дилерская сеть.
Леонид Пинчук, начальник управления ОАО "Амкодор" - управляющая компания холдинга":
"Мы открыли сборочное производство в городе Ташкент - это Узбекистан, который непосредственно граничит с Афганистаном. У них достаточно хорошие отношения. Пока мы собираем 5 моделей, но планируется, что эта линейка будет расширяться с каждым годом. Мы уже поставили 44 единицы техники, это только первая партия. При этом техника не поставляется массово, а с учетом требований и интересов покупателя".
Программа визита обширная. Высокому гостю интересна и работа агропромышленного комплекса, в частности, Абдулла Абдулла посетит агрокомбинат "Дзержинский". Намечены и переговоры с премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым. По итогам стороны подпишут ряд международных документов.
Джавид Файсал, пресс-секретарь главы исполнительной власти Афганистана: "Мы планируем в ходе визита подписать соглашения, в том числе с премьер-министром, и министром юстиции Беларуси. Одно из них поспособствует развитию сферы торговли. Второе направлено на упрощение визового режима, чтобы и бизнесмены могли выйти на новый уровень сотрудничества".
В прошлом году товарооборот Беларуси и Афганистана составил 26 с половиной миллионов долларов. По сравнению с 2015 этот показатель вырос на 60 %. А нынешний визит поможет продвинуться еще дальше. До этого в основе нашего экспорта лежали нефтепродукты, лекарства и поставки техники. В обратном направлении везли фрукты и овощи. Однако сейчас все идет к более глубокой кооперации, тем более что опыт успешной работы в этом сложном регионе у Беларуси есть.