Обратимся к сути работы парламента. Его законодательная функция - это право и обязанность разрабатывать и принимать законы, необходимые сегодня, но с прицелом на послезавтра. Хотя бы лет на 5 - 10 вперед. Это лишь одна сторона парламентской медали. Ее аверс. На реверсе - функция не менее значимая - представительская. То есть, умение и способность собирать, анализировать и защищать концентрат из интересов избирателей на высоком управленческом уровне.
Помните, как до и во время выборов разные наши и импортные эксперты "клевали" белорусскую мажоритарную систему. Это когда один округ - один депутат. Плюс-минус 60 000 избирателей за плечами одного народного избранника. А ведь это базис. Люди хотят видеть в этом политике своего представителя.
Как это работает. Допустим в кране - ржавая вода. Если только у вас - проблему решит сантехник. Если во всем доме - обязан поработать ЖЭС. Если дело в трубах на весь квартал - это уже забота местной власти и депутатов. А если проблема шире? И в вашем районе нет станции обезжелезивания. Исполком и губернатор - бездействуют. Денег нет. К кому идти? Конечно, к депутату. Он обязан выслушать, выяснить причину, проверить инвестпланы региона, пролоббировать в правительстве решение этой беды. Так это работает.
И именно поэтому до выборов Президент и избирком заняли принципиальную позицию - мажоритарную систему рано хоронить. Многие в мире к ней от чисто партийного междусобойчика уже возвращаются. И еще о "реверсе" депутатских полномочий. Каждый избранник представляет в парламенте свою социальную, возрастную, гендерную и экономическую группу. То есть, реальный парламент - это срез или зеркало общества.
Например, в Беларуси есть активное молодое поколение, со своими амбициями, заблуждениями и инициативами. Если в парламенте их не представить, или отдать на откуп управленцу в возрасте, молодежь будет искать себе другие "социальные лифты". Например, неприятные - миграцию из страны. Или незаконные - уличный бунт. Насколько новый Парламент соответствует обществу - на встрече с депутатами порассуждал Глава государства. И еще один тезис со встречи, который нам кажется ключевым. Речь о персональной ответственности каждого депутата, эксперта, судьи или общественной организации за те предложения, что они выносят на высокий политический уровень.
Не секрет, что сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый в интеллектуальной среде вопрос - это модернизация Основного закона нашей Конституции. Дискуссию открыл Президент, реагируя на запрос общества - сбалансировать ветви власти, подстроить их функционал под наше время. Не секрет ведь, что нынешняя модель - это реакция на вызовы 90-х и нулевых. Сегодня мы куда опытнее, мудрее, надежнее.
Задача не из простых. С одной стороны, вроде бы общество готово дать больше полномочий, читай власти - тем, кто готов решать проблемы людей - сенаторам, депутатам, судьям, местной власти. А с другой - кто из них готов персонально ответить, если "хотели как лучше", а страна опрокинется в прошлое, в 90-е?
Молодые политики уже не помнят, а ведь были и у нас попытки объявить Полесскую республику, терроризировать парламент бандитами на дорогах, шантажировать людей не выплатами пенсий и дефицитом на прилавках. Сегодня каждый знает - проворовался директор или загубил регион председатель райисполкома - Президент железно наведет порядок. Можно критиковать за авторитарность, но ведь работает.
А представьте завтра, после модернизации Конституции, каждый мэр или большой директор - сам себе голова. Хочет - казнит людей, хочет - милует. Мы не утверждаем, что именно так будет. Верим нашим управленцам. Но вдруг? Кто из нас без греха? Найдется и в белорусской властной отаре паршивая овца. А ее уже не приструнить быстро. Пока там парламент или суд разберется - месяцы и годы пройдут. Вы лично готовы рискнуть? Отсюда президентский тезис и требование - под каждым предложением для Конституции будет стоять подпись разработчика, с кого спросить, если закон, не дай Бог, приведет к беззаконию.
Александр Лукашенко расставил приоритеты в работе парламента
Обратимся к сути работы парламента. Его законодательная функция - это право и обязанность разрабатывать и принимать законы, необходимые сегодня, но с прицелом на послезавтра. Хотя бы лет на 5 - 10 вперед. Это лишь одна сторона парламентской медали. Ее аверс. На реверсе - функция не менее значимая - представительская. То есть, умение и способность собирать, анализировать и защищать концентрат из интересов избирателей на высоком управленческом уровне.
Помните, как до и во время выборов разные наши и импортные эксперты "клевали" белорусскую мажоритарную систему. Это когда один округ - один депутат. Плюс-минус 60 000 избирателей за плечами одного народного избранника. А ведь это базис. Люди хотят видеть в этом политике своего представителя.
Как это работает. Допустим в кране - ржавая вода. Если только у вас - проблему решит сантехник. Если во всем доме - обязан поработать ЖЭС. Если дело в трубах на весь квартал - это уже забота местной власти и депутатов. А если проблема шире? И в вашем районе нет станции обезжелезивания. Исполком и губернатор - бездействуют. Денег нет. К кому идти? Конечно, к депутату. Он обязан выслушать, выяснить причину, проверить инвестпланы региона, пролоббировать в правительстве решение этой беды. Так это работает.
И именно поэтому до выборов Президент и избирком заняли принципиальную позицию - мажоритарную систему рано хоронить. Многие в мире к ней от чисто партийного междусобойчика уже возвращаются. И еще о "реверсе" депутатских полномочий. Каждый избранник представляет в парламенте свою социальную, возрастную, гендерную и экономическую группу. То есть, реальный парламент - это срез или зеркало общества.
Например, в Беларуси есть активное молодое поколение, со своими амбициями, заблуждениями и инициативами. Если в парламенте их не представить, или отдать на откуп управленцу в возрасте, молодежь будет искать себе другие "социальные лифты". Например, неприятные - миграцию из страны. Или незаконные - уличный бунт. Насколько новый Парламент соответствует обществу - на встрече с депутатами порассуждал Глава государства. И еще один тезис со встречи, который нам кажется ключевым. Речь о персональной ответственности каждого депутата, эксперта, судьи или общественной организации за те предложения, что они выносят на высокий политический уровень.
Не секрет, что сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый в интеллектуальной среде вопрос - это модернизация Основного закона нашей Конституции. Дискуссию открыл Президент, реагируя на запрос общества - сбалансировать ветви власти, подстроить их функционал под наше время. Не секрет ведь, что нынешняя модель - это реакция на вызовы 90-х и нулевых. Сегодня мы куда опытнее, мудрее, надежнее.
Задача не из простых. С одной стороны, вроде бы общество готово дать больше полномочий, читай власти - тем, кто готов решать проблемы людей - сенаторам, депутатам, судьям, местной власти. А с другой - кто из них готов персонально ответить, если "хотели как лучше", а страна опрокинется в прошлое, в 90-е?
Молодые политики уже не помнят, а ведь были и у нас попытки объявить Полесскую республику, терроризировать парламент бандитами на дорогах, шантажировать людей не выплатами пенсий и дефицитом на прилавках. Сегодня каждый знает - проворовался директор или загубил регион председатель райисполкома - Президент железно наведет порядок. Можно критиковать за авторитарность, но ведь работает.
А представьте завтра, после модернизации Конституции, каждый мэр или большой директор - сам себе голова. Хочет - казнит людей, хочет - милует. Мы не утверждаем, что именно так будет. Верим нашим управленцам. Но вдруг? Кто из нас без греха? Найдется и в белорусской властной отаре паршивая овца. А ее уже не приструнить быстро. Пока там парламент или суд разберется - месяцы и годы пройдут. Вы лично готовы рискнуть? Отсюда президентский тезис и требование - под каждым предложением для Конституции будет стоять подпись разработчика, с кого спросить, если закон, не дай Бог, приведет к беззаконию.
08.12.2019 21:20
Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен
Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS
Сейчас читают
08.12.2019 21:20