Корректировку законов "О Совете Министров" и "О нормативных правовых актах" обсудили у Президента

Выстроить всю систему госуправления в русле обновленной Конституции. Такая задача стоит перед руководством страны, госаппаратом и парламентариями. Сегодня состоялся очередной раунд обсуждения у Президента. На повестке корректировка законов "О Совете Министров" и "О нормативных правовых актах". Александр Лукашенко пояснил логику своих требований. Главное! Нужно не ломать, а совершенствовать систему управления. "Вмонтировать" ВНС, четко определиться по полномочиям, утрясти все узкие или спорные вопросы. Во власти должен быть баланс. Делаем все это для наших детей", - подчеркивает Президент. Система должна быть устойчивой, чтобы ее возможными "слабыми и тонкими" моментами не воспользовались желающие раскачать страну. А такие всегда найдутся. Подробности узнаем у политического обозревателя Натальи Бреус. Выстроить всю систему госуправления в русле обновленной Конституции. Такая задача стоит перед руководством страны, госаппаратом и парламентариями. Сегодня состоялся очередной раунд обсуждения у Президента. На повестке корректировка законов "О Совете Министров" и "О нормативных правовых актах". Александр Лукашенко пояснил логику своих требований. Главное! Нужно не ломать, а совершенствовать систему управления. "Вмонтировать" ВНС, четко определиться по полномочиям, утрясти все узкие или спорные вопросы. Во власти должен быть баланс. Делаем все это для наших детей", - подчеркивает Президент. Система должна быть устойчивой, чтобы ее возможными "слабыми и тонкими" моментами не воспользовались желающие раскачать страну. А такие всегда найдутся. Подробности узнаем у политического обозревателя Натальи Бреус. С принятием обновленной Конституции все только начинается. Хотя, казалось бы, проделана титаническая работа. Основной закон принят, и можно выдохнуть. Но те, кто погружен в тему, не тешат себя такими иллюзиями - предстоит поднять серьезный законотворческий пласт. Работа правительства и нормативная база И за него уже взялись. Буквально три недели назад обсуждали подходы к проекту закона о ВНС и изменения, которые касаются избирательного законодательства. Время правительства и нормативной базы.  Лукашенко о жизни по законам Президент Беларуси отметил, что новой Конституцией замахнулись на совершенствование существующей в стране системы, не ломая ее. "Ни в коем случае. Никакого слома. Никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, появляться из того, что есть. Если мы начнем круто ломать, то это почти революционные преобразования. К чему они приводят, мы видели в середине 90-х, когда сломали страну. Поэтому все должно логично произрастать из того опыта, который мы имеем", - заявил глава государства.  "Надо понимать, что Конституция - это основа нашей жизни. Надо убедить, обязательно убедить всех наших людей жить по закону. Я хочу, чтобы вы понимали: это не просто взял и сказал "жить по закону". Это не я придумал. Об этом всегда говорят. Я это специально подчеркиваю, потому что наши люди часто живут, ориентируясь на личность. Прежде всего на Президента, парламент, депутатов, Совет Министров и так далее. Вот приняли, и ладно", - заметил белорусский лидер. Он констатировал, что ни в одной стране граждане не обладают обширными или всеобъемлющими знаниями Конституции и законов. "И не надо. Закон и законодательство сложили некий образ жизни, поведения людей в той или иной стране, в частности в Беларуси. И люди понимают, исходя из этого образа, что можно делать, а что нельзя, что явится нарушением закона, а что - нет", - сказал Александр Лукашенко. В связи с этим он подчеркнул важность жить по закону, окунуть в это граждан страны: "Надо наших людей окунуть в глубину той законодательной матрицы, того объема законодательства, которые существуют в нашей стране. Правовые знания должны стать основой. Вот тогда будет стабильность в обществе. Потому что лидеры и правительство и депутаты приходят и уходят, меняются. Конституция создает более-менее стабильную страну, общество".  Суть ВНС Практика всеобщего обсуждения конституционных новаций хорошо себя показала. Так и теперь - решили пойти проверенным путем. В формате общественной дискуссии обсуждали закон о ВНС на предприятиях и в коллективах. Это был полезно. Увидели, например, что часть людей переживает -  будет ли в итоге то самое широкое народное представительство на нашем вече?  Президент о формировании ВНС "Все говорят - а где трудовые коллективы? Мотивация очень простая. Все, кто будет участвовать в работе ВНС, так или иначе избираются народом", - сказал он. В их числе депутаты, сенаторы, члены правительства, которые хоть и назначаются Президентом, но он ведь в свою очередь является народным избранником. "Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов - губернаторов, правительства, Президента в работе ВНС - это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов, женская, молодежная организации. А это что, не народ? Народ. У нас больше половины женщин. Они через свою организацию изберут и направят туда делегатов. И эти женщины - члены какого-то трудового коллектива", - сказал Александр Лукашенко.  Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в этой связи уточнила, что трудовым коллективам сохранено право выдвигать кандидатов в депутаты. Они в свою очередь войдут в состав ВНС в случае избрания. Аналогичный подход и в отношении представителей партий. "Партии будут участвовать и выдвигать своих кандидатов в депутаты", - отметил Президент. Александр Лукашенко заверил, что в составе ВНС будут и представители рабочего класса, работники АПК, равно как и работники из других сфер - весь срез общества. "Гарантирую, что там будут и рабочие, и крестьяне, и учителя, и врачи, и чиновники, и государственные служащие, и военные. Это сто процентов, - сказал он. - Я главное хочу подчеркнуть: люди должны понимать, что там должны быть активные и, главное, профессиональные люди. Мы же хотим, чтобы ВНС явился стабилизатором нашего общества. Чтобы никто ни в коем случае не привел к тому, чтобы повторился 2020 год. Это будет сильный стабилизатор. Как я говорил, не на улице, а там надо обсуждать основные проблемы жизни нашего общества". Президент: Все новации не должны примерять на себя  Обсуждая эти вопросы, Президент призывает максимально абстрагироваться от личностей, что не так-то и просто. Но дело ведь не в персонах, а в четкой системе власти.  "Вот эти все новации не должны примерять на себя. Ни Головченко с членами правительства и главой Аппарата правительства, ни я как Президент, ни руководители палат парламента. Сегодня мы есть. Может, мы и завтра будем. Но послезавтра нас точно не будет. А основу, стабильность эту мы должны создать", - подчеркнул Александр Лукашенко. Глава государства акцентировал внимание, что все это делается для будущих поколений, для детей. "Поэтому ни в коем случае нельзя вот это все примерять под себя: "А где буду я завтра, где будет Головченко, Андрейченко или Кочанова, Сергеенко и так далее". Ни в коем случае! От всего этого надо отвлечься и формировать законодательство на будущее. Чтобы система была устойчивая и ее никто не мог раскачать. Залог нашего будущего. Мы уйдем от активной жизни, но будем еще жить и видеть, как будет развиваться страна. Чтобы перед детьми не было стыдно", - отметил Президент. Глава государства также подчеркнул, что проблемы, которые необходимо решить сегодня, не надо оставлять детям.  Что касается непосредственно Совмина. Давайте честно - на его долю хватило за последние несколько лет: от пандемии до санкций, так что опыт колоссальный. Многие решения принимались под личную ответственность премьера, его замов и министров.  "Я без ложной скромности скажу: наши члены правительства, министры могут работать в любом правительстве в любой стране. И они будут лидерами в этом плане. Потому что, как в народе говорят, они уже шишки набили настолько, что могут управлять любыми процессами. Это колоссальный опыт", - сказал Президент. Президент ждет от Совмина инициативности и самостоятельности Слышать это конечно, приятно, но комплиментарный тон никого не введет в заблуждение. Планка требований главы государства высокая. Президент ждет большей инициативности и самостоятельности от Совмина. И чего уж там - даже смелости.  "Правительство - это редко бывает, когда оно может, выполняя поручение Президента, забежать намного вперед. Я на примере регулирования цен приводил пример, когда цены просто были откручены на 30-40 % назад, а может и больше, по некоторым группам товаров", - сказал Президент. Александр Лукашенко привел пример компании "Керамин", которая, по его словам, примерно на 30 % по отдельным наименованиям керамической плитки снизила цены: "Люди встали в очередь. Нарасхват берут эту плитку. И я так подумал, как экономист: ну от объема, от оборота они получат еще большую прибыль. Ну стоило собачиться перед народом и поднимать на заоблачную высоту цены? Так это же не только "Керамин", какая-то плитка. Есть и другие товары. Это говорит о том, что правительство пошло дальше. Оно более справедливо рубануло в этом плане и некоторые вынуждены были цены открутить, как у нас в народе говорят, отступить назад". "Я этого не предполагал. Но поддерживаю в этом плане правительство и специалистов, которые поступили таким образом. Это хорошая демонстрация народу и специалистам, экономистам, что у нас жирок был приличный в ценах. Здесь 30 %. Но я всегда настаивал - 25-30 %. Вот давайте на 25-30 % так это затянем свои пояса и дадим народу вздохнуть - совсем другая будет ситуация. Вот это будет справедливость", - сказал белорусский лидер. - Поэтому если меня кто-то услышал, что я не настаивал на откручивании цен, и это не надо делать, "мы завтра добавим" - это будет катастрофа, потому что нарушит уже ту систему, которая постановлением правительства выработана. Это делать нельзя. Это хороший был шаг правительства в нужном направлении. И это я поддерживаю абсолютно. Вот мы устаканились, сейчас дошлифовываем на предприятиях торговли и в производстве все эти процессы в плане ценообразования. Спокойно можем вступать в новый год и жить, ориентируясь на то, что мы планируем там порядка 8 % иметь инфляции в течение будущего года. Но не 19 %, как мы планировали в этом году". Новации в деятельности Совмина Работая над проектом, нужно помнить, что структура правительства не должна оставаться застывшей. Это уже звучало. А вот теперь о новациях. Принятая Конституция меняет расклад по полномочиям.  Система сдержек и противовесов "Было мое предложение - внести поправки в Конституцию так, чтобы в случае ухода от власти действующего Президента его обязанности исполнял председатель Совета Республики, а не премьер-министр, как это было ранее. Ведь в таком случае у премьер-министра были бы рычаги для управления финансовыми инструментами, парламентом, судебной системой, а также и исполнительной ветвью власти. "Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы, - убежден Александр Лукашенко. - Представьте, премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. Вон, в Америке, оплот демократии, сегодня выборы в конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации. Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет председатель Совета Республики, - пояснил глава государства. - Премьер-министр остается управлять экономикой".  Александр Лукашенко подчеркнул, что при принятии этого решения не учитывались персоналии тех, кто сейчас занимает те или иные посты. Было важно сохранить сбалансированную систему. "Абсолютно демократичный шаг. Личности здесь ни при чем. То, что организует выборы председатель Совета Республики, - более демократично, - сказал белорусский лидер. - Если это будет честно, особенно при выборах главного лица, тогда и люди будут понимать это. Потому что на этом, вы видите, раскручиваются все протесты, санкции, мятежи и прочее. Я исходил из этого". Лукашенко: Надо вмонтировать ВНС в систему власти Предвидеть абсолютно все сценарии развития событий невозможно, но очевидные моменты игнорировать было бы недальновидно. И в этой связи что еще важно. Как будут уживаться под одной государственной "крышей" правительство и Всебелорусское народное собрание?  "Появляется новый орган в структуре,  его надо вмонтировать в эту систему". Образно Александр Лукашенко сравнил этот процесс с тем, как в строй становится новый человек,  так или иначе он задевает плечами рядом стоящих. "Тут надо сделать так, чтобы ВНС вмонтировать в эту систему, никого не задевая ни левым, ни правым плечом". Место решений ВНС в иерархии нормативных документов Всебелорусскому собранию отводится ключевая роль. Поэтому к вопросу, как четко прописать иерархию значимости решений собрания, еще вернутся. Щепетильное отношение к юридическим формулировкам объясняет сам Президент.  "ВНС должно принимать одно-два решения, грубо говоря. Но оно подлежит исполнению всеми. Не дай бог, война… Принято решение Всебелорусским народным собранием - и все выстроились. Это имелось в виду, - подчеркнул белорусский лидер. - Они должны быть уникальными. И должны приниматься по исключительно немногим вопросам. Ни в коем случае не влазить в компетенцию Президента и других органов власти". Идти от жизни и руководствоваться практикой. Это, пожалуй, основное требование Президента, если речь о ВНС или Совмине. Заниматься правовыми тонкостями их детальности нужно сейчас, не откладывая в долгий ящик, чтобы потом не было мучительно больно за дисбаланс во власти.  Лукашенко о своей задаче: Оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления государством "Вы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка - управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента, то есть меня, - чтобы мы это все утрясли. Поэтому я и уделяю такое внимание этим нормативным правовым актам в развитие Конституции". "Моя задача - оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления обществом и государством. Вот в чем смысл. Сколько для этого времени нужно действующему Президенту и всем нам? Сколько нужно, столько и будет". Смысл не в том, чтобы обсуждать бесконечно, скорее, в том, чтобы делать это максимально предметно и по делу. Сегодня получился своеобразный экспертный совет в миниатюре. Президент выслушал каждого: спикера парламента Андрейченко как аксакала и опытного парламентария, Ольгу Чуприс как максимально дотошного юриста, премьера Головченко как практико-ориентированного управленца. Руки у Совмина не связаны, наоборот. С принятием закона полномочия правительства будут усилены. Поле действий расширяется. Все стараются прописать так, чтобы конфликта с ВНС даже и  возникнуть не могло.  Премьер об изменениях закона о Совете Министров: Руки у правительства не связаны "Чтобы избежать правовых коллизий, мы просто продублировали основные нормы, которые изменились в Конституции применительно к правительству. Кардинально ничего не меняется. Структура правительства остается прежней, за исключением того, что сам аппарат правительства будет иметь статус государственного органа", - рассказал Роман Головченко. По его словам, полномочия Президента определять состав правительства сохранятся. "Там четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить", - отметил премьер-министр. Роман Головченко также рассказал, что в законопроекте прописаны универсальные полномочия Совета Министров и их полномочия в конкретных сферах. "Руки у правительства не связаны", - подчеркнул он. "Мы, разрабатывая этот закон, исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять правительство, кто будет заместителями премьер-министра и так далее", - добавил глава правительства. С учетом того, что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена. "При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию правительства и предельно конкретизировали статьи, которые уже касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях. То есть основное сверху, дальше идет детализация, предельная конкретика". Требование Президента: Все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно На основе закона о нормативных правовых актах формируется правое пространство страны. Там должно быть детально, кто и какие документы вправе принимать и их юридическая сила.  Президент поручил тщательно проработать роль и место решений Всебелорусского народного собрания в правовой системе государства. "Глава государства поручил еще раз вернуться к этим вопросом с учетом того, что решение ВНС является уникальным нормативным правовым актом. И здесь нужно подойти таким образом, чтобы никаких заранее не было ни конфликтов, ни каких-то издержек или коллизий в сфере нормотворчества", - сказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов по итогам совещания. Система власти в русле обновленной Конституции Учесть все прозвучавшие моменты, доработать законопроекты и принять. Так звучало резюме на высшем уровне. В уме при этом держим главное: система власти в Беларуси должны быть А) - работающая и Б) - сильная. Это неизменно.   Фото: БелТА Читайте также: Выездной "Клуб редакторов" в расширенном составе с участием Президента На совещании у Лукашенко рассмотрят законопроекты о Совмине и нормативных правовых актах Лукашенко о ВНС: Не во мне дело, надо нашим детям оставить нормальную страну
08.11.2022 22:55

Выстроить всю систему госуправления в русле обновленной Конституции. Такая задача стоит перед руководством страны, госаппаратом и парламентариями. Сегодня состоялся очередной раунд обсуждения у Президента. На повестке корректировка законов "О Совете Министров" и "О нормативных правовых актах". Александр Лукашенко пояснил логику своих требований. Главное! Нужно не ломать, а совершенствовать систему управления. "Вмонтировать" ВНС, четко определиться по полномочиям, утрясти все узкие или спорные вопросы. Во власти должен быть баланс. Делаем все это для наших детей", - подчеркивает Президент. Система должна быть устойчивой, чтобы ее возможными "слабыми и тонкими" моментами не воспользовались желающие раскачать страну. А такие всегда найдутся. Подробности узнаем у политического обозревателя Натальи Бреус.

Выстроить всю систему госуправления в русле обновленной Конституции. Такая задача стоит перед руководством страны, госаппаратом и парламентариями. Сегодня состоялся очередной раунд обсуждения у Президента. На повестке корректировка законов "О Совете Министров" и "О нормативных правовых актах". Александр Лукашенко пояснил логику своих требований. Главное! Нужно не ломать, а совершенствовать систему управления. "Вмонтировать" ВНС, четко определиться по полномочиям, утрясти все узкие или спорные вопросы. Во власти должен быть баланс. Делаем все это для наших детей", - подчеркивает Президент. Система должна быть устойчивой, чтобы ее возможными "слабыми и тонкими" моментами не воспользовались желающие раскачать страну. А такие всегда найдутся. Подробности узнаем у политического обозревателя Натальи Бреус.

С принятием обновленной Конституции все только начинается. Хотя, казалось бы, проделана титаническая работа. Основной закон принят, и можно выдохнуть. Но те, кто погружен в тему, не тешат себя такими иллюзиями - предстоит поднять серьезный законотворческий пласт.

Работа правительства и нормативная база

И за него уже взялись. Буквально три недели назад обсуждали подходы к проекту закона о ВНС и изменения, которые касаются избирательного законодательства. Время правительства и нормативной базы. 

Лукашенко о жизни по законам

Президент Беларуси отметил, что новой Конституцией замахнулись на совершенствование существующей в стране системы, не ломая ее. "Ни в коем случае. Никакого слома. Никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, появляться из того, что есть. Если мы начнем круто ломать, то это почти революционные преобразования. К чему они приводят, мы видели в середине 90-х, когда сломали страну. Поэтому все должно логично произрастать из того опыта, который мы имеем", - заявил глава государства. 

"Надо понимать, что Конституция - это основа нашей жизни. Надо убедить, обязательно убедить всех наших людей жить по закону. Я хочу, чтобы вы понимали: это не просто взял и сказал "жить по закону". Это не я придумал. Об этом всегда говорят. Я это специально подчеркиваю, потому что наши люди часто живут, ориентируясь на личность. Прежде всего на Президента, парламент, депутатов, Совет Министров и так далее. Вот приняли, и ладно", - заметил белорусский лидер. Он констатировал, что ни в одной стране граждане не обладают обширными или всеобъемлющими знаниями Конституции и законов. "И не надо. Закон и законодательство сложили некий образ жизни, поведения людей в той или иной стране, в частности в Беларуси. И люди понимают, исходя из этого образа, что можно делать, а что нельзя, что явится нарушением закона, а что - нет", - сказал Александр Лукашенко. В связи с этим он подчеркнул важность жить по закону, окунуть в это граждан страны: "Надо наших людей окунуть в глубину той законодательной матрицы, того объема законодательства, которые существуют в нашей стране. Правовые знания должны стать основой. Вот тогда будет стабильность в обществе. Потому что лидеры и правительство и депутаты приходят и уходят, меняются. Конституция создает более-менее стабильную страну, общество". 

Суть ВНС

Практика всеобщего обсуждения конституционных новаций хорошо себя показала. Так и теперь - решили пойти проверенным путем. В формате общественной дискуссии обсуждали закон о ВНС на предприятиях и в коллективах. Это был полезно. Увидели, например, что часть людей переживает -  будет ли в итоге то самое широкое народное представительство на нашем вече? 

Александр Лукашенко

Президент о формировании ВНС

"Все говорят - а где трудовые коллективы? Мотивация очень простая. Все, кто будет участвовать в работе ВНС, так или иначе избираются народом", - сказал он. В их числе депутаты, сенаторы, члены правительства, которые хоть и назначаются Президентом, но он ведь в свою очередь является народным избранником. "Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов - губернаторов, правительства, Президента в работе ВНС - это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов, женская, молодежная организации. А это что, не народ? Народ. У нас больше половины женщин. Они через свою организацию изберут и направят туда делегатов. И эти женщины - члены какого-то трудового коллектива", - сказал Александр Лукашенко. 

Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в этой связи уточнила, что трудовым коллективам сохранено право выдвигать кандидатов в депутаты. Они в свою очередь войдут в состав ВНС в случае избрания. Аналогичный подход и в отношении представителей партий. "Партии будут участвовать и выдвигать своих кандидатов в депутаты", - отметил Президент. Александр Лукашенко заверил, что в составе ВНС будут и представители рабочего класса, работники АПК, равно как и работники из других сфер - весь срез общества. "Гарантирую, что там будут и рабочие, и крестьяне, и учителя, и врачи, и чиновники, и государственные служащие, и военные. Это сто процентов, - сказал он. - Я главное хочу подчеркнуть: люди должны понимать, что там должны быть активные и, главное, профессиональные люди. Мы же хотим, чтобы ВНС явился стабилизатором нашего общества. Чтобы никто ни в коем случае не привел к тому, чтобы повторился 2020 год. Это будет сильный стабилизатор. Как я говорил, не на улице, а там надо обсуждать основные проблемы жизни нашего общества".

Президент: Все новации не должны примерять на себя 

Обсуждая эти вопросы, Президент призывает максимально абстрагироваться от личностей, что не так-то и просто. Но дело ведь не в персонах, а в четкой системе власти. 

"Вот эти все новации не должны примерять на себя. Ни Головченко с членами правительства и главой Аппарата правительства, ни я как Президент, ни руководители палат парламента. Сегодня мы есть. Может, мы и завтра будем. Но послезавтра нас точно не будет. А основу, стабильность эту мы должны создать", - подчеркнул Александр Лукашенко. Глава государства акцентировал внимание, что все это делается для будущих поколений, для детей. "Поэтому ни в коем случае нельзя вот это все примерять под себя: "А где буду я завтра, где будет Головченко, Андрейченко или Кочанова, Сергеенко и так далее". Ни в коем случае! От всего этого надо отвлечься и формировать законодательство на будущее. Чтобы система была устойчивая и ее никто не мог раскачать. Залог нашего будущего. Мы уйдем от активной жизни, но будем еще жить и видеть, как будет развиваться страна. Чтобы перед детьми не было стыдно", - отметил Президент. Глава государства также подчеркнул, что проблемы, которые необходимо решить сегодня, не надо оставлять детям. 

Что касается непосредственно Совмина. Давайте честно - на его долю хватило за последние несколько лет: от пандемии до санкций, так что опыт колоссальный. Многие решения принимались под личную ответственность премьера, его замов и министров. 

"Я без ложной скромности скажу: наши члены правительства, министры могут работать в любом правительстве в любой стране. И они будут лидерами в этом плане. Потому что, как в народе говорят, они уже шишки набили настолько, что могут управлять любыми процессами. Это колоссальный опыт", - сказал Президент.

Президент ждет от Совмина инициативности и самостоятельности

Слышать это конечно, приятно, но комплиментарный тон никого не введет в заблуждение. Планка требований главы государства высокая. Президент ждет большей инициативности и самостоятельности от Совмина. И чего уж там - даже смелости. 

"Правительство - это редко бывает, когда оно может, выполняя поручение Президента, забежать намного вперед. Я на примере регулирования цен приводил пример, когда цены просто были откручены на 30-40 % назад, а может и больше, по некоторым группам товаров", - сказал Президент.

Александр Лукашенко привел пример компании "Керамин", которая, по его словам, примерно на 30 % по отдельным наименованиям керамической плитки снизила цены: "Люди встали в очередь. Нарасхват берут эту плитку. И я так подумал, как экономист: ну от объема, от оборота они получат еще большую прибыль. Ну стоило собачиться перед народом и поднимать на заоблачную высоту цены? Так это же не только "Керамин", какая-то плитка. Есть и другие товары. Это говорит о том, что правительство пошло дальше. Оно более справедливо рубануло в этом плане и некоторые вынуждены были цены открутить, как у нас в народе говорят, отступить назад".

Александр Лукашенко

"Я этого не предполагал. Но поддерживаю в этом плане правительство и специалистов, которые поступили таким образом. Это хорошая демонстрация народу и специалистам, экономистам, что у нас жирок был приличный в ценах. Здесь 30 %. Но я всегда настаивал - 25-30 %. Вот давайте на 25-30 % так это затянем свои пояса и дадим народу вздохнуть - совсем другая будет ситуация. Вот это будет справедливость", - сказал белорусский лидер. - Поэтому если меня кто-то услышал, что я не настаивал на откручивании цен, и это не надо делать, "мы завтра добавим" - это будет катастрофа, потому что нарушит уже ту систему, которая постановлением правительства выработана. Это делать нельзя. Это хороший был шаг правительства в нужном направлении. И это я поддерживаю абсолютно. Вот мы устаканились, сейчас дошлифовываем на предприятиях торговли и в производстве все эти процессы в плане ценообразования. Спокойно можем вступать в новый год и жить, ориентируясь на то, что мы планируем там порядка 8 % иметь инфляции в течение будущего года. Но не 19 %, как мы планировали в этом году".

Новации в деятельности Совмина

Работая над проектом, нужно помнить, что структура правительства не должна оставаться застывшей. Это уже звучало. А вот теперь о новациях. Принятая Конституция меняет расклад по полномочиям. 

Система сдержек и противовесов

"Было мое предложение - внести поправки в Конституцию так, чтобы в случае ухода от власти действующего Президента его обязанности исполнял председатель Совета Республики, а не премьер-министр, как это было ранее. Ведь в таком случае у премьер-министра были бы рычаги для управления финансовыми инструментами, парламентом, судебной системой, а также и исполнительной ветвью власти. "Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы, - убежден Александр Лукашенко. - Представьте, премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. Вон, в Америке, оплот демократии, сегодня выборы в конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации. Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет председатель Совета Республики, - пояснил глава государства. - Премьер-министр остается управлять экономикой". 

Александр Лукашенко подчеркнул, что при принятии этого решения не учитывались персоналии тех, кто сейчас занимает те или иные посты. Было важно сохранить сбалансированную систему. "Абсолютно демократичный шаг. Личности здесь ни при чем. То, что организует выборы председатель Совета Республики, - более демократично, - сказал белорусский лидер. - Если это будет честно, особенно при выборах главного лица, тогда и люди будут понимать это. Потому что на этом, вы видите, раскручиваются все протесты, санкции, мятежи и прочее. Я исходил из этого".

Лукашенко: Надо вмонтировать ВНС в систему власти

Предвидеть абсолютно все сценарии развития событий невозможно, но очевидные моменты игнорировать было бы недальновидно. И в этой связи что еще важно. Как будут уживаться под одной государственной "крышей" правительство и Всебелорусское народное собрание? 

"Появляется новый орган в структуре,  его надо вмонтировать в эту систему". Образно Александр Лукашенко сравнил этот процесс с тем, как в строй становится новый человек,  так или иначе он задевает плечами рядом стоящих. "Тут надо сделать так, чтобы ВНС вмонтировать в эту систему, никого не задевая ни левым, ни правым плечом".

Место решений ВНС в иерархии нормативных документов

Всебелорусскому собранию отводится ключевая роль. Поэтому к вопросу, как четко прописать иерархию значимости решений собрания, еще вернутся. Щепетильное отношение к юридическим формулировкам объясняет сам Президент. 

"ВНС должно принимать одно-два решения, грубо говоря. Но оно подлежит исполнению всеми. Не дай бог, война… Принято решение Всебелорусским народным собранием - и все выстроились. Это имелось в виду, - подчеркнул белорусский лидер. - Они должны быть уникальными. И должны приниматься по исключительно немногим вопросам. Ни в коем случае не влазить в компетенцию Президента и других органов власти".

Идти от жизни и руководствоваться практикой. Это, пожалуй, основное требование Президента, если речь о ВНС или Совмине. Заниматься правовыми тонкостями их детальности нужно сейчас, не откладывая в долгий ящик, чтобы потом не было мучительно больно за дисбаланс во власти. 

Лукашенко о своей задаче: Оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления государством

"Вы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка - управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента, то есть меня, - чтобы мы это все утрясли. Поэтому я и уделяю такое внимание этим нормативным правовым актам в развитие Конституции". "Моя задача - оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления обществом и государством. Вот в чем смысл. Сколько для этого времени нужно действующему Президенту и всем нам? Сколько нужно, столько и будет".

Смысл не в том, чтобы обсуждать бесконечно, скорее, в том, чтобы делать это максимально предметно и по делу. Сегодня получился своеобразный экспертный совет в миниатюре. Президент выслушал каждого: спикера парламента Андрейченко как аксакала и опытного парламентария, Ольгу Чуприс как максимально дотошного юриста, премьера Головченко как практико-ориентированного управленца. Руки у Совмина не связаны, наоборот. С принятием закона полномочия правительства будут усилены. Поле действий расширяется. Все стараются прописать так, чтобы конфликта с ВНС даже и  возникнуть не могло. 

Премьер об изменениях закона о Совете Министров: Руки у правительства не связаны

"Чтобы избежать правовых коллизий, мы просто продублировали основные нормы, которые изменились в Конституции применительно к правительству. Кардинально ничего не меняется. Структура правительства остается прежней, за исключением того, что сам аппарат правительства будет иметь статус государственного органа", - рассказал Роман Головченко.

По его словам, полномочия Президента определять состав правительства сохранятся. "Там четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить", - отметил премьер-министр.

Роман Головченко также рассказал, что в законопроекте прописаны универсальные полномочия Совета Министров и их полномочия в конкретных сферах. "Руки у правительства не связаны", - подчеркнул он.

"Мы, разрабатывая этот закон, исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять правительство, кто будет заместителями премьер-министра и так далее", - добавил глава правительства.

С учетом того, что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена.

"При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию правительства и предельно конкретизировали статьи, которые уже касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях. То есть основное сверху, дальше идет детализация, предельная конкретика".

Требование Президента: Все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно

На основе закона о нормативных правовых актах формируется правое пространство страны. Там должно быть детально, кто и какие документы вправе принимать и их юридическая сила. 

Вадим Ипатов

Президент поручил тщательно проработать роль и место решений Всебелорусского народного собрания в правовой системе государства. "Глава государства поручил еще раз вернуться к этим вопросом с учетом того, что решение ВНС является уникальным нормативным правовым актом. И здесь нужно подойти таким образом, чтобы никаких заранее не было ни конфликтов, ни каких-то издержек или коллизий в сфере нормотворчества", - сказал директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов по итогам совещания.

Система власти в русле обновленной Конституции

Учесть все прозвучавшие моменты, доработать законопроекты и принять. Так звучало резюме на высшем уровне. В уме при этом держим главное: система власти в Беларуси должны быть А) - работающая и Б) - сильная. Это неизменно.  


Фото: БелТА


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =