Главному атрибуту приближающегося светлого христианского праздника посвящена выставка “Великие дни”. Она открылась в Национальном художественном музее.
Современные и раритетные экспонаты изучила Юлия Лосикова.
Пчелиный воск, натуральные краски и самодельные инструменты для рисования. Традиция расписывать яйца накануне Пасхи насчитывает не одно столетие. Полотном будущему образу служит живое чистое яйцо. Обязательно белого цвета. Самая сложная технология - писанка.
Оксана Окуневич, художник: "Писанки - это именно вот эти разноцветные яйца. Живые. Брались первые. Вот как только после зимы курицы неслись, их сохраняли, ничего с ними не делали. Как вот говорят выдувать надо, заполнить воском - нет. Бралось чистое яйцо и на нем писали. И вот так сохраняли. Они могут хранится и 100 лет, если не разобьется".
Белорусские писанки выделяются своей монохромностью. Основные цвета орнаментов: белый, желтый, красный и черный. Писались узоры преимущественно на темном фоне, его добывали из натуральных материалов: коры дуба и шелухи лука.
Среди предоставленных на экспозиции выделяют писанки двух техник. Вот такой линейный узор сделан специальным инструментом - писачком. Ну а вот такое яйцо раскрасили с помощью обычного гвоздя.
Самые распространенные символы писанок: небо, земля, солнышко, зернышки. Чаще всего таким филигранным искусством занимались женщины. Пасхальные писанки освящали, украшали ими дом и христосовались. К сожалению, из-за хрупкого материала до наших дней сохранилось всего несколько десятков таких уникальных изделий.
Выставленная коллекция - фонды музея народной архитектуры и быта. Чтобы отыскать даже эти экспонаты, научные сотрудники проводили экспедиции по всей стране. Выставляют и транспортируют писанки в специальных контейнерах. Сегодня каждая единица - буквально древний клад.