Сокровища белорусской Ленинианы хранятся в фондах Национального художественного музея

Если продолжать тему Великого Октября (только уже с художественной точки зрения), то необходимо отметить, что картины так называемого соцреализма сохраняют свою популярность. Ранее их оценивали даже дороже золота. Революционная эпоха и фигура Владимира Ленина стали знаковыми и для мирового культурного наследия. Именно с ленинского типажа путь в творчество начинали практически все советские художники.  Лениниана - это системное создание идеального образа Ленина в литературе, театре и кино, в разных жанрах изобразительного искусства. Именно с ленинского типажа начинали путь в творчество практически все советские художники. Художники разных поколений, в том числе и белорусские.  Сокровища белорусской Ленинианы сегодня бережно хранятся в фондах Национального художественного музея. Наталье Бордиловской удалось увидеть те из них, которые современному зрителю совсем незнакомы. Такие разные и в то же время такие хрестоматийные, канонические образы и самого Ленина, и его единомышленников, героев строительства советского государства, и подвижнической, с верой в глазах той советской молодежи мы найдем в биографии любого известного художника, как мы говорим сегодня - мастера-классика. В том числе и белорусского.  Меняющийся в начале 20-го века мир писал и художник - Герой Беларуси Михаил Савицкий. Казалось бы, у пейзажиста-лирика Виталия Цвирко - и у него есть свои ленинские портреты. И Израиль Басов - убежденный художник-нонконформист - и он в 50-ые годы представил свой взгляд на светлое будущее Великого Октября и его вождя. Сейчас эти работы не так популярны, но они - реальные памятники истории. Мы в одном из запасников Национального художественного музея. Здесь хранится около трех десятков работ, посвященных Ильичу. Все - кисти белорусских художников. Большая часть этих полотен экспонировалась в прошлом году к юбилею Октября. Кроме этой, картина нашего классика Михаила Савицкого размером 2,60 на три метра хоть и поддержала тему Ленинианы, в свое время очень сильно критиковалась. Работу под названием "Единодушие" в натуральную величину нам не покажут, чтобы лишний раз не травмировать картину. В Минске она всего пару лет (до того хранилась в Москве, Савицкий писал ее по заказу). Полотно хрупко и нуждается в реставрации. И все же доступна электронная версия соцреалистического шедевра. Вождь на броневике. Решение картины плакатно - монументалист Савицкий обыгрывает почерк мексиканцев, художников-революционеров Диего Ривера, Давида Сикейроса. Пафосная картина в золотом фонде Ленинианы. Казалось бы, какие вопросы? Но советские функционеры стремились выяснить: что хотел сказать художник изображением поверженного Николая Второго, скорбными фигурами крестьян, и почему сам Ленин - такой малосимпатичный. Иконография Ленина до противоположностей разнообразна. В триптихе белоруса Константина Космачева предводитель мировой революции предстает в тишине и задумчивости. Воздушность, акварельность, романтичность - эпитеты, которыми знатоки говорят об этой работе. К 7 Ноября музей не экспонирует тематическую выставку. Но самое интересное из белорусской Ленинианы специально для нас вынесли из запасников - вот он, импровизированный вернисаж прямо в фойе и сразу же привлекает зрителей. Кого-то возмущает наш интерес к той истории, кому-то любопытны штрихи живописи. Мы видим, как в полотна той эпохи приходят новые краски, широкие мазки. Появляется жанр картина-репортаж - белорус Анатолий Шибнев писал Всероссийский съезд советов в июне 1917-го. Где-то подобно Илье Репину, написавшему Дворянское собрание начала 20-го века. Единственное полотно, официально выставленное к ноябрьскому празднику, в центре музейной галереи. "Ленин в ВХУТЕМАС" - в сюжет своей картины Владимир Стельмашонок взял известную документальную историю встречи приверженца классики Владимира Ильича с молодыми футуристами-авангардистами. К слову, именно с этой картины зарождался тот самый стиль Стельмашонка, где-то в такой манере он писал и белорусских классиков.  В годы перестройки же полотна с октябрьскими и ленинскими мотивами были самыми дорогостоящими лотами на мировых аукционах по продаже произведений искусства. Ценились дороже золота. Сегодня интересы арт-рынка простираются в других плоскостях, но историю Ленининаны все же не вычеркнуть из истории мирового искусства. 
07.11.2018 21:21

Если продолжать тему Великого Октября (только уже с художественной точки зрения), то необходимо отметить, что картины так называемого соцреализма сохраняют свою популярность. Ранее их оценивали даже дороже золота. Революционная эпоха и фигура Владимира Ленина стали знаковыми и для мирового культурного наследия. Именно с ленинского типажа путь в творчество начинали практически все советские художники. 
Лениниана - это системное создание идеального образа Ленина в литературе, театре и кино, в разных жанрах изобразительного искусства. Именно с ленинского типажа начинали путь в творчество практически все советские художники. Художники разных поколений, в том числе и белорусские. 
Сокровища белорусской Ленинианы сегодня бережно хранятся в фондах Национального художественного музея.

Наталье Бордиловской удалось увидеть те из них, которые современному зрителю совсем незнакомы.

Такие разные и в то же время такие хрестоматийные, канонические образы и самого Ленина, и его единомышленников, героев строительства советского государства, и подвижнической, с верой в глазах той советской молодежи мы найдем в биографии любого известного художника, как мы говорим сегодня - мастера-классика. В том числе и белорусского. 
Меняющийся в начале 20-го века мир писал и художник - Герой Беларуси Михаил Савицкий. Казалось бы, у пейзажиста-лирика Виталия Цвирко - и у него есть свои ленинские портреты. И Израиль Басов - убежденный художник-нонконформист - и он в 50-ые годы представил свой взгляд на светлое будущее Великого Октября и его вождя. Сейчас эти работы не так популярны, но они - реальные памятники истории.
Мы в одном из запасников Национального художественного музея. Здесь хранится около трех десятков работ, посвященных Ильичу. Все - кисти белорусских художников. Большая часть этих полотен экспонировалась в прошлом году к юбилею Октября. Кроме этой, картина нашего классика Михаила Савицкого размером 2,60 на три метра хоть и поддержала тему Ленинианы, в свое время очень сильно критиковалась.
Работу под названием "Единодушие" в натуральную величину нам не покажут, чтобы лишний раз не травмировать картину. В Минске она всего пару лет (до того хранилась в Москве, Савицкий писал ее по заказу). Полотно хрупко и нуждается в реставрации. И все же доступна электронная версия соцреалистического шедевра. Вождь на броневике. Решение картины плакатно - монументалист Савицкий обыгрывает почерк мексиканцев, художников-революционеров Диего Ривера, Давида Сикейроса. Пафосная картина в золотом фонде Ленинианы. Казалось бы, какие вопросы? Но советские функционеры стремились выяснить: что хотел сказать художник изображением поверженного Николая Второго, скорбными фигурами крестьян, и почему сам Ленин - такой малосимпатичный.

Иконография Ленина до противоположностей разнообразна. В триптихе белоруса Константина Космачева предводитель мировой революции предстает в тишине и задумчивости. Воздушность, акварельность, романтичность - эпитеты, которыми знатоки говорят об этой работе.

К 7 Ноября музей не экспонирует тематическую выставку. Но самое интересное из белорусской Ленинианы специально для нас вынесли из запасников - вот он, импровизированный вернисаж прямо в фойе и сразу же привлекает зрителей. Кого-то возмущает наш интерес к той истории, кому-то любопытны штрихи живописи. Мы видим, как в полотна той эпохи приходят новые краски, широкие мазки. Появляется жанр картина-репортаж - белорус Анатолий Шибнев писал Всероссийский съезд советов в июне 1917-го. Где-то подобно Илье Репину, написавшему Дворянское собрание начала 20-го века.

Единственное полотно, официально выставленное к ноябрьскому празднику, в центре музейной галереи. "Ленин в ВХУТЕМАС" - в сюжет своей картины Владимир Стельмашонок взял известную документальную историю встречи приверженца классики Владимира Ильича с молодыми футуристами-авангардистами. К слову, именно с этой картины зарождался тот самый стиль Стельмашонка, где-то в такой манере он писал и белорусских классиков. 

В годы перестройки же полотна с октябрьскими и ленинскими мотивами были самыми дорогостоящими лотами на мировых аукционах по продаже произведений искусства. Ценились дороже золота. Сегодня интересы арт-рынка простираются в других плоскостях, но историю Ленининаны все же не вычеркнуть из истории мирового искусства. 




Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =