Развитие конкуренции и защита внутреннего рынка: самому молодому госоргану Беларуси МАРТ - 5 лет

8 сентября 2016 года на базе Минторга был создан новый госорган Беларуси – МАРТ. Министерству антимонопольного регулирования и торговли - 5 лет. К первому юбилею приурочили и международную конференцию. Баланс интересов государства и общества. Об этом говорили с коллегами из антимонопольных органов стран СНГ, представителями Евразийской экономической комиссии. Речь шла о правоприменительных практиках.  Во главу угла МАРТ ставит развитие конкуренции и внутри каждой страны, и во взаимодействии  на общих рынках СНГ и ЕАЭС.  Тогда еще вывеска на Кирова, 8/1 Минторг, а министр Колтович в должности два месяца. Для себя напутствием на работу называет защиту внутреннего рынка через равные и понятные условия для всех участников. Владимир Колтович, Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Глава государства поручил рассмотреть возможность создания на базе Министерства торговли, не снимая функций Министерства торговли как регулятора работы на розничном и потребительском рынке, рассмотреть вопрос создания министерства конкуренции и антимонопольной политики. Да, название чуть подшлифовали, но главное - осталась суть. Да и созвучная аббревиатура - МАРТ. Уж лучше не придумать. Ее и утвердили указом Президента под № 188. Тогда в 2016 уже четко знали куда идти. Начали с правовой базы. Уж если работать, то по законам и антимонопольным, и торговым, и ценообразовательным, рекламным,  по госзакупкам. Писали новые и меняли действующие. Свое не раз отстаивали в парламенте. Например, по звуковой рекламе в транспорте. Оксана Константинович, замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Мы не будем полностью запрещать эту рекламу, потому что многие субъекты малого и среднего бизнеса используют ее как средство продвижения своих товаров, работ и услуг.  Это может быть картинка, это может быть слайд. Любое средство, но оно без звукового сопровождения. Найти баланс интересов всех и каждого. С этим МАРТ работает каждый день. А еще и большая информационная работа. Ведь новые законы - это новые правила игры. И лучше с ними быть на ты. Принимая решения, МАРТ всегда широко их обсуждает. Взять хотя бы цены на лекарства. Уж это точно непорядок, когда каждая аптека сама решала, за сколько продать таблетку. Но МАРТ сказал стоп и утвердил принцип референтного ценообразования. Не нарушая главное -  лекарство должно быть, но при этом быть по приемлемой цене. Наталья Василевская, начальник главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси по г. Минску: 51 % лекарственных средств снизили свою цену от 1, 6 %, незаметного для потребителя, до 62 %. Фактически вдвое. Все цены и все под пристальным оком МАРТ. Пандемия или неурожай -  это не повод. Мониторинг постоянный. От поля до прилавка. Важно видеть всю цепочку, где сбой и что с этим делать.  Елена Синельникова, начальник отдела Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Розничная цена. Первое -  это цена поставщика. Поставщиком может быть и производитель, может быть импортер, дальше непосредственно свою доходность добавляет торговля и налоги. Это налог на добавленную стоимость -  последний элемент розничной цены. Социально значимые товары сейчас на особом счету. Это то, что покупаем каждый день: хлеб, мясо, крупы, молоко. И цена на них сразу сказывается на весе кошелька покупателя. МАРТ торговле надбавки ограничил, как и рентабельность производителей. Тут дело общее и социально ответственное. Алексей Зубович, начальник управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Мы видим, что меры МАРТ, меры правительства дают результат, это мы видим по цифрам. Если мы говорим, что в феврале все цены выросли на 9 %, то, по оценке МАРТ, инфляция на социально значимые товары составила 7 %, т.е. на 2 % меньше.   Особое внимание доминантам рынка и крупным игрокам. Разработали и тарифную тетрадь по услугам ЖКХ, сколько что стоит, как эти цифры будут меняться в жировках, методику формирования стоимости проезда на автобусах, троллейбусах, ж/д перевозок, оплаты за учебу и сотовую связь. Суть - услуги если и подорожают, то по четко установленной схеме. Количество тем, где МАРТ приложил руку, не счесть. Тариф на такси, чтобы все по счетчику и понятно для клиента, и здоровый образ жизни, когда молодого покупателя ограничили во вредных излишествах. МАРТ приравнял никотиносодержащие жевательные смеси к табаку. Значит купить их можно с 18 лет и никакой рекламы. МАРТ и за нашу экологию. Законодательно уменьшает количество пластика в кафе и магазинах. Наталья Мельникова, замначальника управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: У потребителя всегда есть выбор, мы же убираем из торговли пластиковую упаковку, полиэтиленовую упаковку. Потребитель будет выбирать.  МАРТ всегда во главу угла ставит не наказать, а предупредить. Но контроль не отменяет. 700 проверок за 5 лет. И если кто-то нарушает законы без оглядки, придется заплатить штраф. С покупателями регулятор общается и онлан, предлагая заполнить анкету. И если сигнал есть по завышенной, скажем, цене на тот или иной товар,  то начинают проверку. Кирилл Слабко, начальник отдела Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Надо понимать, что этот процесс немножко растянут по времени, потому что анализируется вся информация, которая поступает и которая связана с этой ценой. Потому что на полке магазина определить, за счет чего произошел рост цены, в принципе невозможно. Важно и наличие товара на полке. Никого дефицита, он остался в советской торговле. И никакого монополизма одной торговой сети. МАРТ строго пресек некоторые попытки. И четко прописал в законе - не более 20 % розничного товарооборота на одной территории.   Совместные расследования о нарушениях антимонопольного законодательства МАРТ проводит на социально значимых рынках и с коллегами по ЕАЭС и СНГ. Чтобы груз нерешенных проблем не давил на бизнес, рабочий ритм не сотрясали споры хозяйственные, а недобросовестная конкуренция не разоряла честных игроков. Андрей Картун, замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: Все субъекты, которые работают сейчас активно на трансграничных рынках, допустим, наши экспортеры, они не всегда знают  все детали, свои права, свои возможности. Вместе с коллегами по ЕАЭС сформировали и реестр промышленной продукции, тем самым открыв предприятиям "пятерки" двери на большой рынок госзакупок. Без барьеров с национальным товаром можно идти на конкурсы. И такое право есть уже у 30-ти белорусских компаний. Копилка всех дел МАРТ и собственный телеграм-канал. Подписчиков почти 1300. Это больше, чем у всех остальных ведомств экономического блока, вместе взятых. Значит, спрос есть. И он растет.  И если вы еще не подписались, присоединяйтесь и читайте нескучные новости здесь и еще на трех телеграм-каналах МАРТ по госзакупкам, рекламе и правах потребителей. За 5 лет, кстати,  разобрали 3 тысячи споров продавца и покупателя. Опыт колоссальный. А тут целая инструкция на все случаи.  За 5 лет у МАРТ получилась команда. И команда профессионалов. В штате ныне 198 человек. Много новых кадров, в том числе и после магистратуры экономическое и антимонопольное регулирование в Белорусском государственном экономическом университете, попадают под крышу большой семьи антимонопольщиков. Средний возраст 40 лет.  МАРТ пусть и молод, но за короткое время сформировал правила честной игры для всех участников и это в унисон с международными практиками. Белорусское законодательство по конкуренции высоко оценили и в ЮНКАД.   За 5 лет 466 антимонопольных дел. Анализ 310 товарных рынков. Почти сотня предупреждений, причем не только предприятиям, но и госорганам. МАРТ брался за самые сложные дела и распутывал картельные сговоры.  Новые вызовы и новое время диктуют и новые задачи. Защищая свой рынок, МАРТ всегда готов работать сообща с партнерами близкими и далекими, учитывая интересы каждого и общее дело. И, конечно, впереди еще много идей и проектов.  Читайте также: МАРТ: Собрать ребенка в школу обойдется от 270 до 980 рублей МАРТ предлагает скорректировать перечень пластиковой посуды в общепите МАРТ предложил обсудить вопросы режима ночной работы торговых объектов
08.09.2021 09:17

8 сентября 2016 года на базе Минторга был создан новый госорган Беларуси – МАРТ. Министерству антимонопольного регулирования и торговли - 5 лет. К первому юбилею приурочили и международную конференцию. Баланс интересов государства и общества. Об этом говорили с коллегами из антимонопольных органов стран СНГ, представителями Евразийской экономической комиссии. Речь шла о правоприменительных практиках. 

Во главу угла МАРТ ставит развитие конкуренции и внутри каждой страны, и во взаимодействии  на общих рынках СНГ и ЕАЭС. 

Тогда еще вывеска на Кирова, 8/1 Минторг, а министр Колтович в должности два месяца. Для себя напутствием на работу называет защиту внутреннего рынка через равные и понятные условия для всех участников.


Владимир Колтович, Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Глава государства поручил рассмотреть возможность создания на базе Министерства торговли, не снимая функций Министерства торговли как регулятора работы на розничном и потребительском рынке, рассмотреть вопрос создания министерства конкуренции и антимонопольной политики.


Министерству антимонопольного регулирования и торговли - 5 лет

Да, название чуть подшлифовали, но главное - осталась суть. Да и созвучная аббревиатура - МАРТ. Уж лучше не придумать. Ее и утвердили указом Президента под № 188. Тогда в 2016 уже четко знали куда идти. Начали с правовой базы. Уж если работать, то по законам и антимонопольным, и торговым, и ценообразовательным, рекламным,  по госзакупкам. Писали новые и меняли действующие. Свое не раз отстаивали в парламенте. Например, по звуковой рекламе в транспорте.


Оксана Константинович, замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Мы не будем полностью запрещать эту рекламу, потому что многие субъекты малого и среднего бизнеса используют ее как средство продвижения своих товаров, работ и услуг.  Это может быть картинка, это может быть слайд. Любое средство, но оно без звукового сопровождения.


Найти баланс интересов всех и каждого. С этим МАРТ работает каждый день. А еще и большая информационная работа. Ведь новые законы - это новые правила игры. И лучше с ними быть на ты. Принимая решения, МАРТ всегда широко их обсуждает. Взять хотя бы цены на лекарства. Уж это точно непорядок, когда каждая аптека сама решала, за сколько продать таблетку. Но МАРТ сказал стоп и утвердил принцип референтного ценообразования. Не нарушая главное -  лекарство должно быть, но при этом быть по приемлемой цене.


Наталья Василевская, начальник главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси по г. Минску:


51 % лекарственных средств снизили свою цену от 1, 6 %, незаметного для потребителя, до 62 %. Фактически вдвое.


Все цены и все под пристальным оком МАРТ. Пандемия или неурожай -  это не повод. Мониторинг постоянный. От поля до прилавка. Важно видеть всю цепочку, где сбой и что с этим делать. 


Елена Синельникова, начальник отдела Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Розничная цена. Первое -  это цена поставщика. Поставщиком может быть и производитель, может быть импортер, дальше непосредственно свою доходность добавляет торговля и налоги. Это налог на добавленную стоимость -  последний элемент розничной цены.

Министерству антимонопольного регулирования и торговли - 5 лет

Социально значимые товары сейчас на особом счету. Это то, что покупаем каждый день: хлеб, мясо, крупы, молоко. И цена на них сразу сказывается на весе кошелька покупателя. МАРТ торговле надбавки ограничил, как и рентабельность производителей. Тут дело общее и социально ответственное.


Алексей Зубович, начальник управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Мы видим, что меры МАРТ, меры правительства дают результат, это мы видим по цифрам. Если мы говорим, что в феврале все цены выросли на 9 %, то, по оценке МАРТ, инфляция на социально значимые товары составила 7 %, т.е. на 2 % меньше.  


Особое внимание доминантам рынка и крупным игрокам. Разработали и тарифную тетрадь по услугам ЖКХ, сколько что стоит, как эти цифры будут меняться в жировках, методику формирования стоимости проезда на автобусах, троллейбусах, ж/д перевозок, оплаты за учебу и сотовую связь. Суть - услуги если и подорожают, то по четко установленной схеме.


Количество тем, где МАРТ приложил руку, не счесть. Тариф на такси, чтобы все по счетчику и понятно для клиента, и здоровый образ жизни, когда молодого покупателя ограничили во вредных излишествах. МАРТ приравнял никотиносодержащие жевательные смеси к табаку. Значит купить их можно с 18 лет и никакой рекламы. МАРТ и за нашу экологию. Законодательно уменьшает количество пластика в кафе и магазинах.


Наталья Мельникова, замначальника управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


У потребителя всегда есть выбор, мы же убираем из торговли пластиковую упаковку, полиэтиленовую упаковку. Потребитель будет выбирать. 


МАРТ всегда во главу угла ставит не наказать, а предупредить. Но контроль не отменяет. 700 проверок за 5 лет. И если кто-то нарушает законы без оглядки, придется заплатить штраф. С покупателями регулятор общается и онлан, предлагая заполнить анкету. И если сигнал есть по завышенной, скажем, цене на тот или иной товар,  то начинают проверку.


Кирилл Слабко, начальник отдела Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Надо понимать, что этот процесс немножко растянут по времени, потому что анализируется вся информация, которая поступает и которая связана с этой ценой. Потому что на полке магазина определить, за счет чего произошел рост цены, в принципе невозможно.


Важно и наличие товара на полке. Никого дефицита, он остался в советской торговле. И никакого монополизма одной торговой сети. МАРТ строго пресек некоторые попытки. И четко прописал в законе - не более 20 % розничного товарооборота на одной территории.  


Совместные расследования о нарушениях антимонопольного законодательства МАРТ проводит на социально значимых рынках и с коллегами по ЕАЭС и СНГ. Чтобы груз нерешенных проблем не давил на бизнес, рабочий ритм не сотрясали споры хозяйственные, а недобросовестная конкуренция не разоряла честных игроков.


Андрей Картун, замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:


Все субъекты, которые работают сейчас активно на трансграничных рынках, допустим, наши экспортеры, они не всегда знают  все детали, свои права, свои возможности.


Вместе с коллегами по ЕАЭС сформировали и реестр промышленной продукции, тем самым открыв предприятиям "пятерки" двери на большой рынок госзакупок. Без барьеров с национальным товаром можно идти на конкурсы. И такое право есть уже у 30-ти белорусских компаний.


Копилка всех дел МАРТ и собственный телеграм-канал. Подписчиков почти 1300.


Это больше, чем у всех остальных ведомств экономического блока, вместе взятых. Значит, спрос есть. И он растет. 

И если вы еще не подписались, присоединяйтесь и читайте нескучные новости здесь и еще на трех телеграм-каналах МАРТ по госзакупкам, рекламе и правах потребителей. За 5 лет, кстати,  разобрали 3 тысячи споров продавца и покупателя. Опыт колоссальный. А тут целая инструкция на все случаи. 


За 5 лет у МАРТ получилась команда. И команда профессионалов. В штате ныне 198 человек. Много новых кадров, в том числе и после магистратуры экономическое и антимонопольное регулирование в Белорусском государственном экономическом университете, попадают под крышу большой семьи антимонопольщиков. Средний возраст 40 лет. 


МАРТ пусть и молод, но за короткое время сформировал правила честной игры для всех участников и это в унисон с международными практиками. Белорусское законодательство по конкуренции высоко оценили и в ЮНКАД.


  За 5 лет 466 антимонопольных дел. Анализ 310 товарных рынков. Почти сотня предупреждений, причем не только предприятиям, но и госорганам. МАРТ брался за самые сложные дела и распутывал картельные сговоры. 


Новые вызовы и новое время диктуют и новые задачи. Защищая свой рынок, МАРТ всегда готов работать сообща с партнерами близкими и далекими, учитывая интересы каждого и общее дело. И, конечно, впереди еще много идей и проектов. 




Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =