Увеличение скорости на трассах, новый знак в городах и следование мировому тренду. Отдельное внимание стимулированию использования электротранспорта. 21 апреля представители ГАИ и Следственного комитета разъяснили нововведения в Правилах дорожного движения. Напомним, указ о поправках в ПДД Президент подписал в начале этой недели. Изменения - мера вынужденная или запрос времени? Подробности в материале Виктории Радевич.
Изменения в ПДД
Обсуждение изменений в Правилах дорожного движения в белорусском парламенте началось несколько лет назад. Первые предложения в Овальном зале стали звучать в 2019 году. Как итог - нововведениям быть. Белорусы говорят о них уже почти неделю. Насколько актуальны новые пункты ПДД в сравнении с мировой практикой? Как через полгода они будут внедряться в жизнь? Как будет регулироваться скоростной режим для участников дорожного движения на современных электроустройствах? Эти и многие другие вопросы 21 апреля обсудили на брифинге в Минске вместе с сотрудниками ГАИ и следователями.
Поправок много, но все они продиктованы временем. Новый документ, подписанный Президентом, собрал все основные современные тенденции, чтобы не только повысить безопасность на дорогах страны, но и твердо идти в ногу со временем.
Скоростные лимиты на трассах
-
Скоростные лимиты на трассах: 120 км/ч для большинства, 100 км/ч - для автобусов.
-
Новый знак в городах: "Зона с ограничением максимальной скорости" (30 км/ч).
По новым правилам, вне населенных пунктов легковушки, мотоциклы и грузовики до 3,5 тонны смогут ехать со скоростью 120 км/ч, а автобусы чуть медленнее - 100 км/ч. На остальных загородных дорогах все останется по-прежнему. Если нет других знаков, едем со скоростью 90 км/ч.
Александр Занимон, замначальника главного управления ГАИ МВД Беларуси:
Мы определили возможные места установки приборов, которые будут измерять среднюю скорость движения. Я не скажу, что их много, исходя из общего количества, где на теперешний момент осуществляется фотофиксация скорости движения. Мы будем постепенно анализировать необходимость и эффект от использования. Исходя из этого, будем принимать решение о расширении либо оставлении на том же самом уровне количества таких приборов.
В областных центрах появится новый знак - "Зона с ограничением максимальной скорости". Он может появиться, к примеру, в историческом центре города или в месте проведения спортивных мероприятий, чтобы условно обозначить, что пешеход главный. Подобные зоны не новшество. Они уже нашли свое широкое применение в мировой практике. По мнению разработчиков, это обеспечит безопасность на дороге без установки дополнительных ограничивающих знаков и искусственных неровностей.
Александр Занимон, замначальника главного управления ГАИ МВД Беларуси:
Эта норма закладывалась для территории с достаточно плотным движением пешеходов, в том числе и велосипедистов. Все говорят, что там достаточно большое количество пешеходов может быть, но не все обращают внимание, что в этих зонах мы разрешили велосипедистам в том числе двигаться по правилам проезжей части, необязательно пользоваться тротуаром.
Отдельный блок вопросов в новом указе посвящен электросамокатам, гироскутерам, моноколесам, сегвеям и другим электроустройствам. Теперь все это будет называться средством персональной мобильности. Передвигаться на таких устройствах можно будет по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по тротуару, пешеходной дорожке или по обочине со скоростью до 25 км/ч. Тут же возникает вопрос: кто в этом случае будет регулировать скоростной режим? Что касается владельцев электроустройств, здесь рассчитывают на благоразумие граждан.
Александр Занимон, замначальника главного управления ГАИ МВД Беларуси:
ГАИ в преддверии принятия изменений в Правила дорожного движения обратилась ко всем организациям, которые сдают в прокат моноколеса, электроскутеры, для того, чтобы с учетом положений, заложенных в проекте, они ограничили скорость движения своих транспортных средств, сдаваемых в аренду, двадцатью пятью километрами в час.
Сейчас статус таких участников движения официально не определен. В будущем они будут приравниваться к пешеходам. Ездить на средствах персональной мобильности за пределами жилых и пешеходных зон разрешается только с 14 лет.
Мотоциклы
- Запрещается перевозить пассажиров, заведомо находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме прицепа) и мопеде.
Изменения затронули и мотоциклистов, а точнее, их пассажиров. Новые правила запрещают перевозить людей на пассажирском месте байка и мопеда, если те нетрезвые. При этом нарушители будут обязаны по требованию инспекторов ГАИ пройти освидетельствование. Если его результат покажет промилле алкоголя в организме пассажира, отвечать будет водитель: он заплатит штраф.
Что касается велосипедистов, в будущем им не придется спешиваться перед зеброй, но придется притормозить и переезжать дорогу со скоростью пешеходов. Здесь мнения и водителей, и велосипедистов, исходя из практики, сошлись.
Удобно, но я бы все-таки спешивался, потому что на всякий случай нужно обезопасить себя, пешеходов, которые идут рядом, также вдруг машина будет ехать на полной скорости, не затормозит вовремя.
Едешь, он не спешивается и начинает переезжать по пешеходному переходу. Он должен на зеленый. Водителю надо быть очень внимательным.
Кататься вне населенных пунктов в темное время суток можно будет только с фликером. В новом документе также закреплено предложение перевозить детей исключительно в специальных детских устройствах. При этом на ребенке должен быть шлем - и это уже не рекомендация, а обязательство.
Электромобили поедут по полосе для общественного транспорта
Целый блок нового указа направлен на стимулирование использования в стране электротранспорта. Новелла дает обладателям электрокаров зеленый свет на полосе, предназначенной для движения общественного транспорта. Уделяется внимание и обеспечению доступности зарядной инфраструктуры для так называемых электричек.
Изменения в ПДД
В документе определили и порядок предоставления преимущества в движении между водителями и пешеходами.
Григорий Лашкевич, следователь по особо важным делам Главного управления ЦА СК Беларуси:
Касаемо пешеходных переходов. Это давний камень преткновения, и постоянно возникают споры, кто там должен быть первым. В общем-то уже пришли к такому пониманию, что на нерегулируемом пешеходном переходе приоритет у пешехода, и водитель должен, приближаясь со второстепенной главной дороги, отыскивать опасность и пытаться обезопасить в этом конкретном месте уязвимого участника дорожного движения - пешехода.
Обязательное включение фар днем
В Правилах дорожного движения также закрепляются ежегодно проводимые акции ГАИ, приуроченные к началу и окончанию учебного года. С 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября водители будут обязаны в светлое время суток включать ближний свет.
Изменения в силу пока не вступили. Ездить по-новому будем через полгода после официального опубликования документа.
Читайте также: