Даже далекие от церкви люди поражаются благозвучию колокольного звона. Но предназначение его - совсем не эстетики ради. Верующие считают, что колокола - голос Бога, призыв, который ударяет в людскую совесть. Именно у нас по сей день сохранились уникальные традиции.
И наш случай уникальный в своем роде, такого количества резонирующих в самое сердце артефактов нет нигде на постсоветском пространстве. Именно колокола могли бы стать одним из туристических брендов страны. Как, например, самый большой колокол в нашей стране весом 7,5 тонны (находится в Слуцке). Тем не менее, открытие школы звонарей в Беларуси стало возможным только в 2000 году. Шефство взял приход в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость".
Как не сбиться с ритма в деле государственной важности? Сюжет, который нужно слушать и слышать.
Рассказывает Нина Можейко: Звук колокола символизирует голос Божий. Что же происходит с человеком, когда он слышит звук колокола? Каждый по-разному реагирует: кто-то может остановиться и перекреститься. Был такой известный музыкант в начале ХХ века - Константин Сараджев - известнейший московский звонарь. Он при звуке колокола вообще в обморок упал.
Как говорят специалисты, что звонарь может одновременно звонить в 9 колоколов.
Вы представляете, аист стоит на одной ноге и в то же время ему надо смотреть, чтобы его никто не съел, и охотиться на лягушек, и держать равновесие. В принципе, звонарь напоминает статичность и спокойную работу ума аиста. И в тоже время это же надо "танцевать". Потому что любой звон - это посвящение Спасителю. Поэтому и звоны называются "во все колокола" - тризвон. В честь Святой Троицы.
В 1914 году начиналась Первая мировая война, а через год поступило распоряжение об эвакуации заводов, фабрик и колоколов, чтобы они не достались никому.
В приходе остались небольшие колокола, но люди уже привыкли к тому звуку (бархатному, мягкому) большого колокола, который был слышен на всю округу. И скучали. Поэтому при настоятеле Петре Пелиховском в 1937 году был завершен сбор средств, и колокол был заказан.
Фотография, которая сохранилась: на ней изображены регент с супругой и маленький мальчик, справа от колокола Иосиф Антонович Чуприс - звонарь. Звонарей почитали и любили. И все дети хотели уметь звонить. Считалось, что тот не мужчина, который не умеет звонить в колокола.
Музыкальные исследователи в конце ХІХ века даже такую фразу обронили: есть в церкви удивительное искусство, на которое никто не обращает внимания, наш православный колокольный звон, который никто никогда нотами не записывал. Давайте его хоть как-то пытаться сохранить. Народное творчество - из уст в уста. Вот традиции этого храма, если звонарь мало-мальски образованный, он воспитает себе восприемника. И так сохраняется традиция.
В колокольном звоне нельзя добиться определенных успехов, надо учиться всю жизнь.
Каждый раз, поднимаясь на колокольню, звонарь сочиняет новый звон, каждый звон авторский. На каждом колоколе есть изображение святого, и ты не можешь просто звонить с пустой головой. С молитвой ты обращаешься к Богу. Свое внутреннее состояние каждый человек переносит через колокола.
Колокола - это изумительный инструмент христианской церкви
Колокольный звон - это феномен, это наше, наше культурное наследие. Цель такая, чтобы наполнить нашу Беларусь колокольным звоном.
Читайте также:
- Сакральные реликвии 18-го века спасли специалисты Национального исторического музея Беларуси
- В обсуждении поправок в Конституцию Беларуси принимают участие представители различных национальностей