22 июня - это главный мотив, поднявший народы на смертный бой с фашистской силой темною. В чем феномен раскатистого марша, который настроил нации на победу, и почему "Бухенвальдский набат" заставил мир молчать, рассказала Лидия Заблоцкая.
Самая страшная увертюра в мире - это грохот снарядов на рассвете 22 июня 1941-го. Хаотичную и не по канонам разрушительную - ее сочинили фашисты. Советской стороне, а конкретно творческой интеллигенции, нужно было в кратчайшие сроки изобрести свое музыкальное оружие.
Четвертый день войны, 26 июня. Тогда на Белорусском вокзале среди всеобщей мобилизации и женского плача лишь одно собирало дух - махина в три сотни тембров. Ансамбль красноармейской песни и пляски имени Александрова призвал встать на смертный бой.
Эти стихи буквально за ночь написал поэт Лебедев-Кумач. Тот самый, который сочинил легендарное "Нам песня строить и жить помогает" - его лозунг для фильма "Веселые ребята". В июне же 1941-го это был не коммерческий заказ, а социальный зов.
Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси:
Песни служат для воспитания. Они вызывают у человека определенные чувства, переоценить их значение невозможно.
Но эта музыкальная мотивация звучала из каждого рупора не сразу. Ведь пелось не о молниеносной победе, а о тяжкой битве насмерть.
Но когда вермахт захватил Калугу, Ржев и Калинин в октябре 1941 года, советское руководство пустило в активную ротацию эту тяжелую маршевую артиллерию. Каждое утро "вскипала ярость благородная" со всех приемников сразу после кремлевских курантов.
Александр Анисимов, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси:
Это призыв к мщению, к защите всего родного, что есть у каждого человека: Родина, семья, жизнь. Это совершенно фантастическое слияние мощи музыкального драматизма и текста. Даже слово "текст" здесь не подходит. Это клятва.
А летом 1958-го, когда эмоциональные нарывы после войны только-только стали заживать, по радио сообщили, что на месте концлагеря в Бухенвальде возвели башню. На ней находится колокол, набат которого станет молитвой в память об уничтоженных жертвах. Известие услышал фронтовик и беспартийный еврей Александр Соболев. И написал стихи за два часа.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!
Увы, советские поэты-песенники назвали молитву мракобесием, а худсовет Всесоюзного радио и вовсе бросал стихи в урну за отсутствие в них смысла.
Прозвучать на весь мир ей помог лишь случай, когда ЦК решил включить песню в репертуар студенческого хора Уральского университета. С ней поехали на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и в австрийской Вене мир замер, когда услышал эти строки.
Екатерина Дулова, гендиректор Большого театра Беларуси:
Феномен и специфика этой песни состоит в том, что это не колокольный звон, а настоящий набат. И это не торжество, это такой призыв спустя некоторое время: не только вспомните, но и не забывайте о том, что было.
"Весенний ветер над Невой" принес эту песню на советские экраны в 1960-м, а через три года ее пронзительно исполняет Муслим Магомаев на "Голубом огоньке". Автора стихов не афишировали, а сама же песня вышла тиражом в 9 млн пластинок.
Так, сотни тысяч заживо сожженных выстроились в шеренги к ряду ряд. И призывают быть зорче втрое и сегодня.
Читайте также:
-
Пока мы помним, мы живем. 22 июня многочисленный митинг-реквием прошел в Хатыни
-
Цветы к стеле "Минск - город-герой" приносят представители общественных организаций, трудовые коллективы, молодежь
- В Городке память жертв Великой Отечественной минутой молчания почтили в мемориальном комплексе "Пантеон памяти"