Какую роль сыграли песни в борьбе против фашистов

22 июня - это главный мотив, поднявший народы на смертный бой с фашистской силой темною. В чем феномен раскатистого марша, который настроил нации на победу, и почему "Бухенвальдский набат" заставил мир молчать, рассказала Лидия Заблоцкая. Самая страшная увертюра в мире - это грохот снарядов на рассвете 22 июня 1941-го. Хаотичную и не по канонам разрушительную  - ее сочинили фашисты. Советской стороне, а конкретно творческой интеллигенции, нужно было в кратчайшие сроки изобрести свое музыкальное оружие. Четвертый день войны, 26 июня. Тогда на Белорусском вокзале среди всеобщей мобилизации и женского плача лишь одно собирало дух - махина в три сотни тембров. Ансамбль красноармейской песни и пляски имени Александрова призвал встать на смертный бой. Эти стихи буквально за ночь написал поэт Лебедев-Кумач. Тот самый, который сочинил легендарное "Нам песня строить и жить помогает" - его лозунг для фильма "Веселые ребята". В июне же 1941-го это был не коммерческий заказ, а социальный зов. Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси: Песни служат для воспитания. Они вызывают у человека определенные чувства,  переоценить их значение невозможно. Но эта музыкальная мотивация звучала из каждого рупора не сразу. Ведь пелось не о молниеносной победе, а о тяжкой битве насмерть. Но когда вермахт захватил Калугу, Ржев и Калинин в октябре 1941 года, советское руководство пустило в активную ротацию эту тяжелую маршевую артиллерию. Каждое утро "вскипала ярость благородная" со всех приемников сразу после кремлевских курантов. Александр Анисимов, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси: Это призыв к мщению, к защите всего родного, что есть у каждого человека: Родина, семья, жизнь. Это совершенно фантастическое слияние мощи музыкального драматизма и текста. Даже слово "текст" здесь не подходит. Это клятва. А летом 1958-го, когда эмоциональные нарывы после войны только-только стали заживать, по радио сообщили, что на месте концлагеря в Бухенвальде возвели башню. На ней находится колокол, набат которого станет молитвой в память об уничтоженных жертвах. Известие услышал фронтовик и беспартийный еврей Александр Соболев. И написал стихи за два часа. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь! И восстали, И восстали, И восстали вновь! Увы, советские поэты-песенники назвали молитву мракобесием, а худсовет Всесоюзного радио и вовсе бросал стихи в урну за отсутствие в них смысла. Прозвучать на весь мир ей помог лишь случай, когда ЦК решил включить песню в репертуар студенческого хора Уральского университета. С ней поехали на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и в австрийской Вене мир замер, когда услышал эти строки. Екатерина Дулова, гендиректор Большого театра Беларуси: Феномен и специфика этой песни состоит в том, что это не колокольный звон, а настоящий набат. И это не торжество, это такой призыв спустя некоторое время: не только вспомните, но и не забывайте о том, что было. "Весенний ветер над Невой" принес эту песню на советские экраны в 1960-м, а через три года ее пронзительно исполняет Муслим Магомаев на "Голубом огоньке". Автора стихов не афишировали, а сама же песня вышла тиражом в 9 млн пластинок. Так, сотни тысяч заживо сожженных выстроились в шеренги к ряду ряд. И призывают быть зорче втрое и сегодня. Читайте также: Пока мы помним, мы живем. 22 июня многочисленный митинг-реквием прошел в Хатыни Цветы к стеле "Минск - город-герой" приносят представители общественных организаций, трудовые коллективы, молодежь В Городке память жертв Великой Отечественной минутой молчания почтили в мемориальном комплексе "Пантеон памяти"
22.06.2023 21:52

22 июня - это главный мотив, поднявший народы на смертный бой с фашистской силой темною. В чем феномен раскатистого марша, который настроил нации на победу, и почему "Бухенвальдский набат" заставил мир молчать, рассказала Лидия Заблоцкая.

Самая страшная увертюра в мире - это грохот снарядов на рассвете 22 июня 1941-го. Хаотичную и не по канонам разрушительную  - ее сочинили фашисты. Советской стороне, а конкретно творческой интеллигенции, нужно было в кратчайшие сроки изобрести свое музыкальное оружие.

Четвертый день войны, 26 июня. Тогда на Белорусском вокзале среди всеобщей мобилизации и женского плача лишь одно собирало дух - махина в три сотни тембров. Ансамбль красноармейской песни и пляски имени Александрова призвал встать на смертный бой.

Эти стихи буквально за ночь написал поэт Лебедев-Кумач. Тот самый, который сочинил легендарное "Нам песня строить и жить помогает" - его лозунг для фильма "Веселые ребята". В июне же 1941-го это был не коммерческий заказ, а социальный зов.

Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси:

Песни служат для воспитания. Они вызывают у человека определенные чувства,  переоценить их значение невозможно.

Но эта музыкальная мотивация звучала из каждого рупора не сразу. Ведь пелось не о молниеносной победе, а о тяжкой битве насмерть.

Какую роль сыграли песни в борьбе против фашистов

Но когда вермахт захватил Калугу, Ржев и Калинин в октябре 1941 года, советское руководство пустило в активную ротацию эту тяжелую маршевую артиллерию. Каждое утро "вскипала ярость благородная" со всех приемников сразу после кремлевских курантов.

Александр Анисимов, главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси, народный артист Беларуси:

Это призыв к мщению, к защите всего родного, что есть у каждого человека: Родина, семья, жизнь. Это совершенно фантастическое слияние мощи музыкального драматизма и текста. Даже слово "текст" здесь не подходит. Это клятва.

А летом 1958-го, когда эмоциональные нарывы после войны только-только стали заживать, по радио сообщили, что на месте концлагеря в Бухенвальде возвели башню. На ней находится колокол, набат которого станет молитвой в память об уничтоженных жертвах. Известие услышал фронтовик и беспартийный еврей Александр Соболев. И написал стихи за два часа.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь!
И восстали,
И восстали,
И восстали вновь!

Увы, советские поэты-песенники назвали молитву мракобесием, а худсовет Всесоюзного радио и вовсе бросал стихи в урну за отсутствие в них смысла.

Прозвучать на весь мир ей помог лишь случай, когда ЦК решил включить песню в репертуар студенческого хора Уральского университета. С ней поехали на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и в австрийской Вене мир замер, когда услышал эти строки.

Екатерина Дулова, гендиректор Большого театра Беларуси:

Феномен и специфика этой песни состоит в том, что это не колокольный звон, а настоящий набат. И это не торжество, это такой призыв спустя некоторое время: не только вспомните, но и не забывайте о том, что было.

"Весенний ветер над Невой" принес эту песню на советские экраны в 1960-м, а через три года ее пронзительно исполняет Муслим Магомаев на "Голубом огоньке". Автора стихов не афишировали, а сама же песня вышла тиражом в 9 млн пластинок.

Так, сотни тысяч заживо сожженных выстроились в шеренги к ряду ряд. И призывают быть зорче втрое и сегодня.


Читайте также:


Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =