История взлетов и падений - родовая усадьба Радзивиллов всегда была в центре общественно-политической жизни на стыке эпох

Беречь, приумножать и созидать - три емких инфинитива, которые показывают, как государство относится к своей истории. А средства на восстановление и поддержку архитектурной памяти затрачиваются колоссальные. Национальному историко-культурному музею-заповеднику "Несвиж" совсем скоро исполнится 30 лет. Второго июля 1993 года вышло постановление Совмина Республики Беларусь о его образовании. Тогда замок, который сегодня является самым посещаемым, был еще санаторием. Родовая усадьба Радзивиллов всегда была в центре общественно-политической жизни на стыке эпох. Не зря именно этот объект относится к "нулевой" категории культурной значимости в Государственном списке, а также охраняется ЮНЕСКО. Руками не трогать, по коврам не ходить, на раритеты не дышать - простые правила постаралась соблюдать и наш культурный обозреватель Нина Можейко. Имидж культурной Мекки Несвиж поддерживал не одно столетие подряд. Более того, были времена, когда нынешнюю столицу - Минск - опознавали как "город, который находится недалеко от Несвижа". История взлетов и падений - так описали бы биографию замка, если бы он был человеком. Это место и впрямь очень тесно связано с историей Радзивиллов - некогда самой влиятельной фамилии без короны, но с привилегиями достойными королей. Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация" - научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка: Первый период - это, естественно, строительство при Николае Христофоре Радзивилле Сиротке, строительство по проектам итальянских мастеров замка и города. Лариса Гришковец, начальник отдела экскурсионной и культурной деятельности "Ратуша": Ратуша была построена в 1596 году как административное здание для органов самоуправления магистрата. Вокруг Ратуши и вращалась вся жизнь города. Сюда приходили люди со своими печалями, заботами, здесь подписывали важные документы, вокруг Ратуши проходили ярмарки. Торговые ряды до сих пор сохранились. Как и сама Ратуша. Сегодня она - часть музея-заповедника. Ее отреставрировали за счет госбюджета в 2004 по гравюре 17-го века. А после эти земли пережили много испытаний. Каждая историческая коллизия отпечаталась на замке. Да и сами Радзивиллы не всегда показывали себя как рачительные хозяева. Замок буквально "сдавали" врагу, как это было во времена Северной войны, и когда пришли французы в 1812-м. Тогда и сам хозяин владений решил вступить в ряды совсем не доблестной армии Наполеона. "В свое время мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ, Речь Посполитая. За короткий промежуток во власти отдельных деятелей мы очень быстро заглотили эту наживку. Как будто мы все - потомки Радзивиллов, Сапег. К слову, магнатов было на нашей земле - считанные фамилии. Были ли они патриотами своего Отечества? Нет и еще раз нет. С легкостью, как мы помним, меняли и веру, и язык на польские шляхетские вольности, титулы и должности. Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это тоже говорит об исторической правде", - заявил Александр Лукашенко. Рассказывают и помнят о событиях 30-летней давности. Тогда в 90-х замок оказался на стыке эпох. Такие объекты легко становились разменной монетой в руках тех, кто попросту спекулировал историей. Вместо того чтобы ее возрождать, чтобы "почувствовать разницу" нужен еще один экскурс - в 46-й год прошлого века. Сложно поверить, но в советские времена здесь был санаторий. В магнатских комнатах оздоравливалась творческая и политическая элита: народные артисты, поэты и писатели. Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж": Если сейчас заходим в холл, видим орла, а тогда... в санатории вместо Орла стойка с ключами и телефоны-автоматы для междугородних переговоров. Многие большие залы для увеличения количества палат для отдыхающих просто были разгорожены. Два года ушло на то, чтобы эти перегородки убрать, вывезти и восстановить планировку. Каминный зал - один из трех наиболее сохранившихся. Его использовали как санаторную столовую. Обратите внимание на деревянную обшивку. 48 панелей ручной работы - каждая уникальна. Тот случай, когда то, что здание находилось "на балансе", спасло его от забытья. Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж": Известные события начала 90-х положили этому конец, и встал вопрос, что же будет с замком дальше? Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль": Благодаря вот этим двум документам, копии которых находятся в экспозиции, распоряжение Президента Республики Беларусь о начале исследовательских работ в 1995 году и документ 1997 года о начале реставрационных работ. Документы - это документы. В жизни немножко ситуация сместилась, потому что в замке располагался санаторий с большим штатом работников, которых нужно было трудоустроить. Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка: К сожалению, подвигла на экстренное начало работ трагедия. Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж": При тушении пожара большое количество воды в сочетании с морозом, конечно, сказалось на сохранности и кладке несущих конструкций. Пострадали и более уязвимые элементы. Огромный холст 6 на 6 метров. Холст очень сильно пропитался водой, его долго пришлось сушить пока на месте, чтобы доставить на реставрационные работы. Прошли они с успехом, поскольку работали наши реставраторы, и надо отдать им должное, холст сохранился прекрасно. Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка: После этого начались интенсивные работы. Я включился в 2002 году, пришел в этот коллектив и начали мы исследовательские работы. Сергей Друщиц, автор проекта реставрации Несвижского замка (1941 - 2015 гг.): То, что сохранилось оригинальное, так же за это время было столько на них наслоений - это был колоссальнейший труд. "Это современный музей, и там должны быть технические средства - пожарная сигнализация, видеонаблюдение и прочее, в том числе кондиционеры, которые они там поставили и т.д.", - рассказал Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка. Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль": Музейная экспозиция открывалась не сразу. Была разделена на два этапа. С 2008 по 2012 годы посетители могли осмотреть только 4 зала, но в 2012 году, когда было открыто полностью все здание замка, как музея, посетители имеют возможность увидеть более 30 залов с экспозициями. При входе вас обязательно попросят надеть бахилы. И правильно сделают. Маленькая жертва в большом деле сохранности замка, ведь во многих залах полы аутентичные. А вам чего стоит? Надели бахилы, а потом их, кстати, можно оставить себе на память. Минимум час нужен на то, чтобы осмотреть экспозицию. Поэтому музей прекращает принимать посетителей ровно за 60 минут. Хотя, согласитесь, этого слишком мало, чтобы рассмотреть все предметы в замке. Порой за один аутентичный эпохе предмет борьбу ведут несколько сотрудников музея. Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль": На одном из аукционов европейских была обнаружена спальня, спальный гарнитур Константина Радзивилла, который долгое время проживал во Франции. В наши дни эту мебель начали продавать в 1914 году, музей вышел на тех, кто реализовывал. Были сделаны исследовательские работы, несколько серьезных экспертов подтвердили, что это именно та мебель родная, и было принято решение эту мебель приобрести сюда. Не меньшую ценность представляет и экстерьер замка. Парк и другие объекты музея-заповедника, такие как Слуцкая брама, старинный молокозавод. Есть и памятники, которые находятся на территории комплекса, но не входят в его состав. Например, костел Божьего Тела. Старинная родовая усыпальница. Ее реставрацией тоже занимается независимое государство - Беларусь, которое выбрало единственно верный путь - созидания. Читайте также: Бесплатные экскурсии, мастер-классы и дегустации - акция по развитию внутреннего туризма стартует 5 июня в Беларуси Конкурент "Славянского базара": Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии "Молодечно" ждет перезагрузка Дни без дождей привели к настоящей засухе - как в Беларуси спасают леса и урожай
18.06.2023 21:54

Беречь, приумножать и созидать - три емких инфинитива, которые показывают, как государство относится к своей истории. А средства на восстановление и поддержку архитектурной памяти затрачиваются колоссальные.

Национальному историко-культурному музею-заповеднику "Несвиж" совсем скоро исполнится 30 лет. Второго июля 1993 года вышло постановление Совмина Республики Беларусь о его образовании. Тогда замок, который сегодня является самым посещаемым, был еще санаторием.

Родовая усадьба Радзивиллов всегда была в центре общественно-политической жизни на стыке эпох. Не зря именно этот объект относится к "нулевой" категории культурной значимости в Государственном списке, а также охраняется ЮНЕСКО.

Руками не трогать, по коврам не ходить, на раритеты не дышать - простые правила постаралась соблюдать и наш культурный обозреватель Нина Можейко.

Имидж культурной Мекки Несвиж поддерживал не одно столетие подряд. Более того, были времена, когда нынешнюю столицу - Минск - опознавали как "город, который находится недалеко от Несвижа".

История взлетов и падений - так описали бы биографию замка, если бы он был человеком. Это место и впрямь очень тесно связано с историей Радзивиллов - некогда самой влиятельной фамилии без короны, но с привилегиями достойными королей.

Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация" - научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка:

Первый период - это, естественно, строительство при Николае Христофоре Радзивилле Сиротке, строительство по проектам итальянских мастеров замка и города.

Лариса Гришковец, начальник отдела экскурсионной и культурной деятельности "Ратуша":

Ратуша была построена в 1596 году как административное здание для органов самоуправления магистрата. Вокруг Ратуши и вращалась вся жизнь города. Сюда приходили люди со своими печалями, заботами, здесь подписывали важные документы, вокруг Ратуши проходили ярмарки.

Торговые ряды до сих пор сохранились. Как и сама Ратуша. Сегодня она - часть музея-заповедника. Ее отреставрировали за счет госбюджета в 2004 по гравюре 17-го века.

А после эти земли пережили много испытаний. Каждая историческая коллизия отпечаталась на замке. Да и сами Радзивиллы не всегда показывали себя как рачительные хозяева. Замок буквально "сдавали" врагу, как это было во времена Северной войны, и когда пришли французы в 1812-м. Тогда и сам хозяин владений решил вступить в ряды совсем не доблестной армии Наполеона.

"В свое время мы слишком романтизировали такие периоды, как ВКЛ, Речь Посполитая. За короткий промежуток во власти отдельных деятелей мы очень быстро заглотили эту наживку. Как будто мы все - потомки Радзивиллов, Сапег. К слову, магнатов было на нашей земле - считанные фамилии. Были ли они патриотами своего Отечества? Нет и еще раз нет. С легкостью, как мы помним, меняли и веру, и язык на польские шляхетские вольности, титулы и должности. Средневековые олигархи свое богатство наживали на горбу народа, который сеял, пахал, строил. Народ жил тяжко. Но рассказывают ли об этом на экскурсиях в этих замках, в этих дворцах, которые мы восстановили, реставрировали? Это тоже говорит об исторической правде", - заявил Александр Лукашенко.

Рассказывают и помнят о событиях 30-летней давности. Тогда в 90-х замок оказался на стыке эпох. Такие объекты легко становились разменной монетой в руках тех, кто попросту спекулировал историей. Вместо того чтобы ее возрождать, чтобы "почувствовать разницу" нужен еще один экскурс - в 46-й год прошлого века.

Сложно поверить, но в советские времена здесь был санаторий. В магнатских комнатах оздоравливалась творческая и политическая элита: народные артисты, поэты и писатели.

Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж":

Если сейчас заходим в холл, видим орла, а тогда... в санатории вместо Орла стойка с ключами и телефоны-автоматы для междугородних переговоров. Многие большие залы для увеличения количества палат для отдыхающих просто были разгорожены. Два года ушло на то, чтобы эти перегородки убрать, вывезти и восстановить планировку.

Каминный зал - один из трех наиболее сохранившихся. Его использовали как санаторную столовую. Обратите внимание на деревянную обшивку. 48 панелей ручной работы - каждая уникальна.

Тот случай, когда то, что здание находилось "на балансе", спасло его от забытья.

Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж":

Известные события начала 90-х положили этому конец, и встал вопрос, что же будет с замком дальше?

Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль":

Благодаря вот этим двум документам, копии которых находятся в экспозиции, распоряжение Президента Республики Беларусь о начале исследовательских работ в 1995 году и документ 1997 года о начале реставрационных работ. Документы - это документы. В жизни немножко ситуация сместилась, потому что в замке располагался санаторий с большим штатом работников, которых нужно было трудоустроить.

Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка:

К сожалению, подвигла на экстренное начало работ трагедия.

Сергей Чистяков, старший научный сотрудник Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж":

При тушении пожара большое количество воды в сочетании с морозом, конечно, сказалось на сохранности и кладке несущих конструкций. Пострадали и более уязвимые элементы. Огромный холст 6 на 6 метров. Холст очень сильно пропитался водой, его долго пришлось сушить пока на месте, чтобы доставить на реставрационные работы. Прошли они с успехом, поскольку работали наши реставраторы, и надо отдать им должное, холст сохранился прекрасно.

Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка:

После этого начались интенсивные работы. Я включился в 2002 году, пришел в этот коллектив и начали мы исследовательские работы.

Сергей Друщиц, автор проекта реставрации Несвижского замка (1941 - 2015 гг.):

То, что сохранилось оригинальное, так же за это время было столько на них наслоений - это был колоссальнейший труд.

"Это современный музей, и там должны быть технические средства - пожарная сигнализация, видеонаблюдение и прочее, в том числе кондиционеры, которые они там поставили и т.д.", - рассказал Андрей Карпук, главный архитектор проектного филиала ОАО "Белреставрация", научный руководитель проекта реставрации Несвижского замка.

Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль":

Музейная экспозиция открывалась не сразу. Была разделена на два этапа. С 2008 по 2012 годы посетители могли осмотреть только 4 зала, но в 2012 году, когда было открыто полностью все здание замка, как музея, посетители имеют возможность увидеть более 30 залов с экспозициями.

При входе вас обязательно попросят надеть бахилы. И правильно сделают. Маленькая жертва в большом деле сохранности замка, ведь во многих залах полы аутентичные. А вам чего стоит? Надели бахилы, а потом их, кстати, можно оставить себе на память.

Минимум час нужен на то, чтобы осмотреть экспозицию. Поэтому музей прекращает принимать посетителей ровно за 60 минут. Хотя, согласитесь, этого слишком мало, чтобы рассмотреть все предметы в замке. Порой за один аутентичный эпохе предмет борьбу ведут несколько сотрудников музея.

Алексей Будник, начальник отдела экскурсионной, культурной и научной деятельности "Дворцовый ансамбль":

На одном из аукционов европейских была обнаружена спальня, спальный гарнитур Константина Радзивилла, который долгое время проживал во Франции. В наши дни эту мебель начали продавать в 1914 году, музей вышел на тех, кто реализовывал. Были сделаны исследовательские работы, несколько серьезных экспертов подтвердили, что это именно та мебель родная, и было принято решение эту мебель приобрести сюда.

Не меньшую ценность представляет и экстерьер замка. Парк и другие объекты музея-заповедника, такие как Слуцкая брама, старинный молокозавод. Есть и памятники, которые находятся на территории комплекса, но не входят в его состав. Например, костел Божьего Тела. Старинная родовая усыпальница. Ее реставрацией тоже занимается независимое государство - Беларусь, которое выбрало единственно верный путь - созидания.


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =