Еще один штрих к сегодняшней исторической дате, которая изменила ход событий ХХ века и навсегда разделила мир на до и после. Главный образ Красной революции - Владимир Ильич Ленин - вождь мирового пролетариата стал символом советской эпохи. И нес за собой целый шлейф не только эстетических функций.
В лицо революции 100-летней давности заглянула Нина Можейко. Костюм-тройка, галстук в горошек и взгляд, устремленный в будущее. Образ вождя мирового пролетариата по сегодняшним меркам можно назвать «модой» советского прошлого.
Он и сам был модником. Обычной шерсти предпочитал швейцарский люстрин, из этой ткани ему до сих пор шьют мавзолейные костюмы.
Музей эпохи - мастерская хрестоматийного Азгура - хранит с дюжину разных воплощений Ильича. Он здесь повсюду. Вот Ленин в полный рост, вот миниатюрная копия, здесь он подпирает стеллаж, а вон там выглядывает из-за угла.
По Ленину в каждый районный центр. Новая держава создавала новые идеалы. Эдакий супергерой Ильич. Его писали, лепили… То, что сегодня многие бы назвали «хайпом», в то время было обычным делом для художника - обязательная программа. Только такой госзаказ получал не каждый. Создателем ленинского канона считается художник Николай Андреев. Ему вождь пролетариата позировал лично.
Поэтому андреевские портреты Ильича считались эталоном - тиражировались. Каждый художник или скульптор был просто обязан руководствоваться первоисточником. Иначе работу не принимали. Отсюда возникает ощущение, что памятники Ленину сделаны, будто по лекалу. Не изменялась и модель ботинок. Появилось даже выражение: «Простой, как ленинский ботинок».
И все же первый Ленин появился не в Москве. В городском поселке Краснополье в 1922 году. Скульптор Александр Грубе сделал Ленина деревянным.
Сейчас на том же месте бронзовая скульптура. А вот известный минчанам Ленин на трибуне с площади Независимости. В миниатюре. Автор - Матвей Генрихович Манизер.
Фондовые экземпляры, датируемые 1917-ым, в Беларуси - редкость. Довоенная коллекция Национального художественного музея почти полностью утрачена. Для оформления концепции использовали десятки метров кумачовой ткани - перезагрузка для Ленина в экспозиционных залах. 95 процентов экспонатов были приобретены музеем в разные годы после юбилейных выставок.
Ленин как явление в искусстве: за письменным столом, книгой и даже с лопатой - в лучших традициях ленинианы. Художники Волков, Шибнев, Стельмашонок… Таким Ильича помнят по советским учебникам. А вот что будет в наших, зависит от нас.