Писатель, рассказавший миру о судьбе белорусских деревень во время войны. Сегодня, в день рождения Алеся Адамовича, мы вспоминаем его роман "Партизаны". Он стал основой самого правдивого и шокирующего фильма об оккупированной фашистами Беларуси - "Иди и смотри". Подробнее Наталья Бордиловская.
Один из наиболее уникальных материалов, который хранится в архивах Белтелерадиокомпании: на старом и современном носителях (на видеокассете и в цифре) - фильм о фильме, документальная лента о том, как снимался шедевр Адамовича - Климова "Иди и смотри". Работа 1985 года. Как бы мы сегодня сказали: десятиминутный трейлер или рекламный ролик накануне кинопремьеры. Его автор - тогда молодой режиссер, сегодня народный артист Беларуси Александр Ефремов. Был допущен на съемочную площадку и показал тех, кто обычно остается за кадром - создателей ленты.
Документальные хроники о художественном фильме писались в Беловежской пуще. Ноябрь. Режиссер Климов сам поселился и всю творческую группу специально заселил в неотапливаемую гостиницу с выбитыми окнами. Участники съемок спали в одежде, оконные стекла закрывали матрасами. Только такие условия смогут настроить необходимую для ленты атмосферу, считало авторское трио: постановщик Климов, писатель Адамович и оператор Родионов.
Нечастый случай, но режиссер, сценарист и оператор здесь работали в слаженной связке. Кадры Ефремова запечатлели моменты, когда творцы перед каждой новой сценой отходили в сторону, делали паузу и обсуждали, корректировали каждый кадр, каждый шаг. Конечно, их вечера в гостинице камера не фиксировала, но авторы и там продолжали работу над материалом, почти круглые сутки. В энциклопедиях Климов обозначен як соавтор сценария, но в действительности именно писательская идея была для него священной. К тому же Александр Адамович хорошо знал кинопроцесс, в 60-ых окончил высшие сценарные курсы в Москве. Более того - белорус, партизан, кто кроме него мог внести в фильм тот жесткий нерв, который по сей день впечатляет даже далекие от войны поколения.
Адамович разделил успех ленты. После премьеры "Иди и смотри" в 1987-ом он на семь лет возглавил Всесоюзный научно-исследовательский институт кинематографии. На киносценарном счету писателя были еще четыре фильма.