НХМ разоблачает художника Аполлинария Горавского

В Национальном художественном музее Республики Беларусь происходит разоблачение именитого мастера 19 века. Он собрал высшие медали в Императорской Академии художников и отбирал картины в Третьяковскую галерею. Аполлинарий Горавский, что родом из-под Смолевичей, долгое время демонстрировался с пейзажами Беларуси. Но только сегодня разгадали, что реально изображено на полотнах. Шифры сдадут на новой выставке. Культурный обозреватель Лидия Заблоцкая собрала первые из них в рабочих кулуарах. Мы знаем Горавского больше как пейзажиста и как портретиста. Одно из его полотен (с Марией Магдаленой) украшало бы костел в Белыничах в 1861 году, но из-за религиозных перипетий образ исчез даже из Могилева. После войны директор Национального художественного музея того времени Елена Аладова отыскала картину под Санкт-Петербургом. Полотно (одно из 18) показали в 1983 году на юбилейной выставке в честь мастера. И после большая часть нашего Горавского уйдет ждать своего часа в фонды, в том числе и пейзажи, которые все это время считались белорусскими. Юлия Лисай, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: Все те вещи, которые мы знаем еще по советским публикациям, публикациям начала 2000-х, которые всегда были неоспоримыми ассоциациями с Горавским, за последние лет пять абсолютно поменяли или свои названия или перестали быть Аполлинарием Горавским. Две картины, которые всегда считали картинами А. Горавского и были очень известными, перестали быть работами этого автора. Сейчас две картины мы приписываем неизвестному художнику. Теперь остается выяснить, кто срисовал "Молящуюся старушку". Остальные размытые белорусские пейзажи, какими их преподносили раньше, теперь известны вплоть до точных координат на карте. Переводы зарубежной периодики и послековидные консультации с зарубежными коллегами - и вот перед зрителем зарисовки итальянской деревушки и Псковские края. Смотрим, но понимаем - художник наш, из-под Смолевичей. И если бы не зоркий глаз Горавского, то не было бы Третьяковской галереи. Одного из крупнейших в мире собраний русского искусства. В середине 19 века "классный художник первой степени" подружился с богатым купцом Третьяковым и стал его дилером: помогал рационально тратить деньги на шедевры. Коллекционер в свою очередь приобрел пару картин Горавского. Никакой революции в картинах, но исключительные каноны Императорской Академии. Выставка покажет 30 картин. В сравнение - учителя Горавского. Русский музей Санкт-Петербурга передал графику мастера в цифре. Ее и в оригинале еще никто не видел. Читайте также: Актер Михаил Боярский перенес инфаркт Гейченко - душа Пушкиногорья! В Минске открылась фотовыставка выдающихся деятелей российской культуры Борисов принял областной фестиваль народного творчества "Напеў зямлі маёй"
29.11.2023 21:58

В Национальном художественном музее Республики Беларусь происходит разоблачение именитого мастера 19 века. Он собрал высшие медали в Императорской Академии художников и отбирал картины в Третьяковскую галерею. Аполлинарий Горавский, что родом из-под Смолевичей, долгое время демонстрировался с пейзажами Беларуси. Но только сегодня разгадали, что реально изображено на полотнах. Шифры сдадут на новой выставке. Культурный обозреватель Лидия Заблоцкая собрала первые из них в рабочих кулуарах.

Мы знаем Горавского больше как пейзажиста и как портретиста. Одно из его полотен (с Марией Магдаленой) украшало бы костел в Белыничах в 1861 году, но из-за религиозных перипетий образ исчез даже из Могилева. После войны директор Национального художественного музея того времени Елена Аладова отыскала картину под Санкт-Петербургом. Полотно (одно из 18) показали в 1983 году на юбилейной выставке в честь мастера. И после большая часть нашего Горавского уйдет ждать своего часа в фонды, в том числе и пейзажи, которые все это время считались белорусскими.

Юлия Лисай, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси:

Все те вещи, которые мы знаем еще по советским публикациям, публикациям начала 2000-х, которые всегда были неоспоримыми ассоциациями с Горавским, за последние лет пять абсолютно поменяли или свои названия или перестали быть Аполлинарием Горавским. Две картины, которые всегда считали картинами А. Горавского и были очень известными, перестали быть работами этого автора. Сейчас две картины мы приписываем неизвестному художнику.

Теперь остается выяснить, кто срисовал "Молящуюся старушку". Остальные размытые белорусские пейзажи, какими их преподносили раньше, теперь известны вплоть до точных координат на карте. Переводы зарубежной периодики и послековидные консультации с зарубежными коллегами - и вот перед зрителем зарисовки итальянской деревушки и Псковские края. Смотрим, но понимаем - художник наш, из-под Смолевичей.

И если бы не зоркий глаз Горавского, то не было бы Третьяковской галереи. Одного из крупнейших в мире собраний русского искусства. В середине 19 века "классный художник первой степени" подружился с богатым купцом Третьяковым и стал его дилером: помогал рационально тратить деньги на шедевры. Коллекционер в свою очередь приобрел пару картин Горавского.

Никакой революции в картинах, но исключительные каноны Императорской Академии. Выставка покажет 30 картин. В сравнение - учителя Горавского. Русский музей Санкт-Петербурга передал графику мастера в цифре. Ее и в оригинале еще никто не видел.


Читайте также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =