Купала и Колас вернулись на родину из Соединенных Штатов Америки. Неизвестные портреты народных поэтов БССР выставили в Минске. Авторство полотен принадлежит Николаю Тарасикову - графику и живописцу советской эпохи. Как произведения мастера оказались за океаном, репортаж Инны Пилевич.
Новость о трагическом уходе из жизни Янки Купалы застала его на фронте. Художник Николай Тарасиков на эмоциях пишет портрет народного поэта. В военных условиях о полотне и краске не могло быть речи. Творец использует дефицитные бумагу, тушь и мел для создания образа классика.
Эти портреты белорусских песняров Купалы и Коласа экспонируются впервые. После смерти Николая Тарасикова его работы оказались в прямом смысле на улице. На свалке полотна нашли и спасли студенты. Затем произведения попали в руки коллекционеров, которые вывезли их в Соединенные Штаты Америки. На родину десятки работ Тарасикова вернулись благодаря белорусским частным собирателям. Один из них Игорь Бархатков - представитель знаменитой династии художников.
Непризнанный гений - тайный статус Николая Тарасикова. Один из первых белорусских художников-импрессионистов был оппонентом официальному искусству. Это и стало причиной отсутствия заказов и невостребованности. Хотя за плечами мастера академическое образование - школа Витебского художественного техникума, Одесский и Киевский художественные институты.
Творец, а не шпион. В 1927 году Николай Тарасиков получил вот это удостоверение Всебелорусского объединения художников. Документ позволял путешествовать по БССР и делать зарисовки, для того чтобы никто не мешал писать с натуры.
Зарисовки, пейзажи, портреты, эскизы декораций к спектаклям. Среди пяти сотен экспонатов и экслибрисы. Книжные знаки делал только для тех людей, кого хорошо знал и ценил, - Бровки, Коласа, Купалы.
Это первый вернисаж Николая Тарасикова за последние полвека в стенах музея Янки Купалы.