У отечественных кинематографистов и кинозрителей сегодня праздник. 17 декабря - уже более 20 лет официальная дата белорусских киношников, а самому национальному кино перевалило за 90. О любой работе национальной киностудии "Беларусьфильм" можно смело сказать - достояние. Но именно сегодня - в День кино и в год 85-летия Владимира Короткевича - история одного шедевра. Первого отечественного кинотриллера, созданного тандемом классиков - Короткевич-Рубинчик.
"Дикая охота короля Стаха" - опубликованная в 60-х повесть вызвала такой небывалый ажиотаж, что белорусской киностудии было дано поручение из Москвы - создать одноименную киноленту по мотивам произведения. Курировать проект взялся сам Короткевич, к тому времени специально закончивший киносценарные курсы. Попасть в творческую группу ленты стремились лучшие операторы, художники, гримеры. А среди актеров Советского Союза и вовсе разразилась настоящая творческая битва в желании попасть даже на эпизодическую роль.
Что осталось за кадром легендарной "Дикой охоты", какова была ее кинокухня - с журналистским расследованием Наталья Бордиловская.
"Дикая охота короля Стаха" - на то, чтобы попасть в экранизацию повести Владимира Короткевича, в конце 70-х развернулась действительно актерская охота. В творческое соревнование - пробы на главные и эпизодические роли - включились звезды советского экрана и театров: МХАТа, "Щуки", Ленкома. Так, например, на главный женский персонаж одновременно претендовали молодая актриса Елена Коренева, диктор Татьяна Веденеева и первая красавица советского кино Ирина Алферова.
Хозяйку Болотных Ялин - шляхтянку Надежду Яновскую - режиссер Валерий Рубинчык, как и сам Короткевич, видел не просто изысканной и аристократической. Чуть болезненной, утомленной, беззащитной.
В архивах "Беларусьфильма" сохранился целый фотоальбом, посвященный придирчивым пробам на главную женскую роль. В тогдашнем кастинге были и актрисы белорусских театров. Но им не везло. Киновыбор длился почти год, а результат впечатлил всех. Никому не известная болгарка Елена Димитрова вышла в кадр.
Говорят, что на выбор болгарской актрисы Рубинчиком повлияла и тогдашняя мода: приглашать в советские ленты артисток из стран народной демократии. Польки Эва Шикульска сыграла в фильме "Звезда пленительного счастья" Мотыля или Беата Тышкевич в "Дворянском гнезде" Михалкова-Кончаловского. Впрочем, в "Дикой охоте" женских ролей было только три. Одну режиссер отдал жене.
Валентина Шендрикова-Рубинчик в "Охоте" воплотила мистику и эпатаж вдовы барина Кульши. Но это был первый и единственный случай, когда режиссер воспользовался классическим семейным киноприемом.
Друг Рубинчика, сам режиссер, Владимир Орлов также хотел сыграть в "Дикой охоте". Вот его фотопроба на персонаж "секундант". Вообще мужской актерский состав белорусского кино впечатляет: Альберт Филозов, Роман Филиппов, Борис Хмельницкий. А на фотопробы вызвались ленинградец Евгений Лебедев, тогда бакинец Эммануил Виторган. Внушительный конкурс развернулся на главную роль этнографа, который доказывает, что участники охоты в знатной глубинке - совсем не привидения, а реальные преступники. Белорецким мог быть Александр Абдулов и Владимир Конкин из "Место встречи изменить нельзя". Далее Владимир Гостюхин и даже "песняр" Леонид Борткевич.
Утверждают Бориса Плотникова, известного по фильму "Восхождение". Государственный архив-музей литературы и искусства хранит около десятка альбомов с фотопробами на короля Стаха. Также внушительные тома киносценария, предмонтажа, тетради по финансированию работ, протоколы художественных советов. Сценарий фильма подвергался купюрам.
Сам же Короткевич в фильме свой сценарий не узнал. На генеральном просмотре классик вынес вердикт: "Это не мое произведение. Но это произведение киноискусства".