Расследование на тему серого импорта

Ну а теперь о товарных потоках, за правовой чистотой которых приходится следить прямо на границе. Рубежи государства – это вопрос и национальной безопасности, и региональной, учитывая наше членство в том же Евразийском союзе. А это требует принципиальности. И ее уже смогли ощутить на себе водители тысяч фур. Санкционный товар, которому сейчас в Россию дороги нет, приходится разворачивать обратно в Европу. А еще под «красным светом» оказались калининградские производители бытовой техники. Их груз сейчас оштрафован и дожидается решения суда. Здесь проблема и с документами, и с местом производства. Хотя бы потому, что адреса отгрузки товаров просто не существуют. Репортаж Ксении Рабчинской. Юрий Манько дальнобойщиком работает уже не первый год – почти всегда возит из Европы через Беларусь товары в Россию, нередко фрукты. Именно поэтому фитосанитарная проверка для водителя уже привычна. Но сейчас особое внимание, говорит, сотрудники белорусской таможни обращают на документы в части происхождения товара и пункта назначения. И добавляет: если бы не был на сто процентов уверен, что лимоны, которые он везет в российскую столицу, выращены в Турции, даже не рискнул бы появиться на белорусской границе. А ведь еще в августе 2014-го, когда, собственно, и появился список товаров, запрещенных к ввозу в Россию, на риск шли многие, скажем так, бизнесмены. Самая популярная на тот момент схема была проста: в документах подменяли страну производства или пункт назначения (вместо реального российского города любой белорусский), с восточной стороны границы нет, препятствовать перепродаже европейских продуктов в Россию мелким белорусским фирмам сложно. Пункт пропуска "Каменный Лог" один из крупнейших на внешней границе ТС. Пропускная способность – 1000 грузовиков в день, то есть 500 на въезд и 500 на выезд. И каждый автомобиль, который везет санкционные товары, проходит здесь комплексную проверку. Проверяли, конечно, всегда, но сейчас проверка особенно товаров из блэк-листа усилена, кстати, по просьбе российского правительства. Если находят нарушения, фуру просто разворачивают, на территорию сегодня уже Евразийского экономического союза въезд для нее закрыт. Василий Романенко, заместитель начальника Ошмянской таможни по организации таможенного оформления и контроля: "Данные санкционные товары проходят определенный контроль. Этот контроль проводится как таможенными органами, так и смежными службами: фитосанитарный контроль и ветеринарный контроль. Если санкционные товары ввозятся на территорию Российской Федерации и они попадают в перечень стран, которым нельзя их ввозить, соответственно товары возвращаются". Контроль сегодня усилен не только в пункте пропуска "Каменный Лог". Так же предельно внимательно проверяют грузы вдоль всей внешней границы ЕАЭС. С августа таможенники развернули уже около тысячи машин. Все они везли санкционные товары в Россию. Андрей Аброскин, начальник управления анализа рисков и оперативного контроля ГТК Беларуси: "Часть товаров следует под таможенным сопровождением Российской Федерации. За истекший период подвергнуто порядка 100 тысяч партий товаров данным контрольным мероприятиям". А вот эта партия в санкционную группу не попадает – ввоз керамической плитки из Европы в Россию не запрещен. Правда, до Москвы она все равно не доехала из-за явного нарушения законодательства. Под видом более дешевой плитки в ящики упакован элитный товар – даже на этикетке написано «упаковывать с особой осторожностью. Материал изготовлен с использованием драгоценных металлов». Более того, по документам проходило меньше половины загрузки. Юрий Ковальчук, заместитель начальника Ошмянской таможни по правоохранительной работе: "Частично не заявлена в товаросопроводительных документах. Товар изъят, начат административный процесс с перспективой передачи материалов в суд. Общее количество задержанного товара - порядка 800 квадратных метров". Такими нарушениями таможенников уже давно не удивишь. Удивляет другое: иногда санкционные товары с поддельными сопроводительными документами в Россию пытаются провезти сами россияне. Недавно таможенники задержали крупную партию сыров якобы турецкого производства. Импортер – фирма в Санкт-Петербурге. Вроде бы все чисто, но под этикетками при проверке таможенники обнаружили реальное место производства – Дания. Такая же ситуация, но со сменой ролей, и еще в одной фуре. Импортер в Москве, сыр французский. А вот кто производит эту бытовую технику, пока неизвестно. По документам Калининград. Еще в декабре таможенники задержали крупную партию телевизоров, холодильников и микроволновых печей. Сопроводительные записки у белорусских таможенников вызвали много вопросов. Понятно, что пошлины на технику, произведенную в Калининграде, то есть в Таможенном союзе, уплачивать не нужно. Есть одно но. Юрий Петров, заместитель начальника отдела таможенных расследований Ошмянской таможни: "Были получены материалы, указывающие на то, что данные товары подлежат таможенному декларированию, т. к. имеются основания полагать, что данные товары произведены не на территории Калининградской области". Всего 25 грузовиков. В них техника на сумму более 58 миллиардов рублей. Сегодня проведено уже несколько исследований. И единственный показатель, который у экспертов не вызывает сомнения, – это то, что техника безопасна. Эксперты обращают внимание в первую очередь на то, что интерфейс телевизоров разговаривает с пользователем на очень плохом русском языке – вряд ли российский производитель сделал бы такие смысловые и грамматические ошибки. Кроме того (и это особенно подозрительно), на некоторых деталях под этикетками иероглифы. А знак сертификата Таможенного союза доклеивался позже. Это показатель того, что товар изначально производился не для рынка России. Дмитрий Рихтиков, сотрудник управления борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Беларуси: "По информации, полученной от правоохранительных органов Российской Федерации, в ходе опросов руководителей российских предприятий было установлено, что регистрация юрлица осуществлялась за вознаграждение и по указанию неустановленных лиц. Адреса, указанные в товаросопроводительных документах как адреса разгрузки бытовой техники, фактически не существуют". Кроме того, не существуют и многие адреса отгрузки и якобы производства товаров. Об этом мы уже рассказывали в «Главном эфире». Вот, например, этикетка на микроволновой печи, которая была изъята таможенниками в декабре – претензии традиционно принимают по юрадресу. А вот собственно и сам адрес. 21-й дом по Правой Набережной теперь сложно назвать даже складом. Трудно поверить и в то, что в этом жилом доме находится сразу несколько производств. Но придется, потому что, судя по надписям на коробках, именно здесь были произведены сотни телевизоров, которые сейчас находятся на таможенных складах в Ошмянах. Что будет с техникой дальше, решит суд. По законам Таможенного союза, любой товар, вызывающий подозрения, может быть конфискован. И вот что еще интересно: телевизоры загружены в автомобили «в навал», если говорить профессиональным языком. А если просто, то их укладывали руками. То ли у производителя просто нет специального оборудования, то ли паллеты, на которых телевизоры, вероятнее всего, по морю прибыли в Калининград, пришлось выбросить, чтобы скрыть информацию о поставщике, которая написана на упаковке.
08.02.2015 21:17

Ну а теперь о товарных потоках, за правовой чистотой которых приходится следить прямо на границе. Рубежи государства – это вопрос и национальной безопасности, и региональной, учитывая наше членство в том же Евразийском союзе. А это требует принципиальности. И ее уже смогли ощутить на себе водители тысяч фур. Санкционный товар, которому сейчас в Россию дороги нет, приходится разворачивать обратно в Европу. А еще под «красным светом» оказались калининградские производители бытовой техники. Их груз сейчас оштрафован и дожидается решения суда. Здесь проблема и с документами, и с местом производства. Хотя бы потому, что адреса отгрузки товаров просто не существуют. Репортаж Ксении Рабчинской.

Юрий Манько дальнобойщиком работает уже не первый год – почти всегда возит из Европы через Беларусь товары в Россию, нередко фрукты. Именно поэтому фитосанитарная проверка для водителя уже привычна. Но сейчас особое внимание, говорит, сотрудники белорусской таможни обращают на документы в части происхождения товара и пункта назначения. И добавляет: если бы не был на сто процентов уверен, что лимоны, которые он везет в российскую столицу, выращены в Турции, даже не рискнул бы появиться на белорусской границе.

А ведь еще в августе 2014-го, когда, собственно, и появился список товаров, запрещенных к ввозу в Россию, на риск шли многие, скажем так, бизнесмены. Самая популярная на тот момент схема была проста: в документах подменяли страну производства или пункт назначения (вместо реального российского города любой белорусский), с восточной стороны границы нет, препятствовать перепродаже европейских продуктов в Россию мелким белорусским фирмам сложно.

Пункт пропуска "Каменный Лог" один из крупнейших на внешней границе ТС. Пропускная способность – 1000 грузовиков в день, то есть 500 на въезд и 500 на выезд. И каждый автомобиль, который везет санкционные товары, проходит здесь комплексную проверку.

Проверяли, конечно, всегда, но сейчас проверка особенно товаров из блэк-листа усилена, кстати, по просьбе российского правительства. Если находят нарушения, фуру просто разворачивают, на территорию сегодня уже Евразийского экономического союза въезд для нее закрыт.

Василий Романенко, заместитель начальника Ошмянской таможни по организации таможенного оформления и контроля: "Данные санкционные товары проходят определенный контроль. Этот контроль проводится как таможенными органами, так и смежными службами: фитосанитарный контроль и ветеринарный контроль. Если санкционные товары ввозятся на территорию Российской Федерации и они попадают в перечень стран, которым нельзя их ввозить, соответственно товары возвращаются".

Контроль сегодня усилен не только в пункте пропуска "Каменный Лог". Так же предельно внимательно проверяют грузы вдоль всей внешней границы ЕАЭС. С августа таможенники развернули уже около тысячи машин. Все они везли санкционные товары в Россию.

Андрей Аброскин, начальник управления анализа рисков и оперативного контроля ГТК Беларуси: "Часть товаров следует под таможенным сопровождением Российской Федерации. За истекший период подвергнуто порядка 100 тысяч партий товаров данным контрольным мероприятиям".

А вот эта партия в санкционную группу не попадает – ввоз керамической плитки из Европы в Россию не запрещен. Правда, до Москвы она все равно не доехала из-за явного нарушения законодательства. Под видом более дешевой плитки в ящики упакован элитный товар – даже на этикетке написано «упаковывать с особой осторожностью. Материал изготовлен с использованием драгоценных металлов». Более того, по документам проходило меньше половины загрузки.

Юрий Ковальчук, заместитель начальника Ошмянской таможни по правоохранительной работе: "Частично не заявлена в товаросопроводительных документах. Товар изъят, начат административный процесс с перспективой передачи материалов в суд. Общее количество задержанного товара - порядка 800 квадратных метров".

Такими нарушениями таможенников уже давно не удивишь. Удивляет другое: иногда санкционные товары с поддельными сопроводительными документами в Россию пытаются провезти сами россияне.

Недавно таможенники задержали крупную партию сыров якобы турецкого производства. Импортер – фирма в Санкт-Петербурге. Вроде бы все чисто, но под этикетками при проверке таможенники обнаружили реальное место производства – Дания. Такая же ситуация, но со сменой ролей, и еще в одной фуре. Импортер в Москве, сыр французский.

А вот кто производит эту бытовую технику, пока неизвестно. По документам Калининград. Еще в декабре таможенники задержали крупную партию телевизоров, холодильников и микроволновых печей. Сопроводительные записки у белорусских таможенников вызвали много вопросов. Понятно, что пошлины на технику, произведенную в Калининграде, то есть в Таможенном союзе, уплачивать не нужно. Есть одно но.

Юрий Петров, заместитель начальника отдела таможенных расследований Ошмянской таможни: "Были получены материалы, указывающие на то, что данные товары подлежат таможенному декларированию, т. к. имеются основания полагать, что данные товары произведены не на территории Калининградской области".

Всего 25 грузовиков. В них техника на сумму более 58 миллиардов рублей. Сегодня проведено уже несколько исследований. И единственный показатель, который у экспертов не вызывает сомнения, – это то, что техника безопасна.

Эксперты обращают внимание в первую очередь на то, что интерфейс телевизоров разговаривает с пользователем на очень плохом русском языке – вряд ли российский производитель сделал бы такие смысловые и грамматические ошибки. Кроме того (и это особенно подозрительно), на некоторых деталях под этикетками иероглифы. А знак сертификата Таможенного союза доклеивался позже. Это показатель того, что товар изначально производился не для рынка России.

Дмитрий Рихтиков, сотрудник управления борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Беларуси: "По информации, полученной от правоохранительных органов Российской Федерации, в ходе опросов руководителей российских предприятий было установлено, что регистрация юрлица осуществлялась за вознаграждение и по указанию неустановленных лиц. Адреса, указанные в товаросопроводительных документах как адреса разгрузки бытовой техники, фактически не существуют".

Кроме того, не существуют и многие адреса отгрузки и якобы производства товаров. Об этом мы уже рассказывали в «Главном эфире». Вот, например, этикетка на микроволновой печи, которая была изъята таможенниками в декабре – претензии традиционно принимают по юрадресу. А вот собственно и сам адрес. 21-й дом по Правой Набережной теперь сложно назвать даже складом. Трудно поверить и в то, что в этом жилом доме находится сразу несколько производств. Но придется, потому что, судя по надписям на коробках, именно здесь были произведены сотни телевизоров, которые сейчас находятся на таможенных складах в Ошмянах. Что будет с техникой дальше, решит суд. По законам Таможенного союза, любой товар, вызывающий подозрения, может быть конфискован. И вот что еще интересно: телевизоры загружены в автомобили «в навал», если говорить профессиональным языком. А если просто, то их укладывали руками. То ли у производителя просто нет специального оборудования, то ли паллеты, на которых телевизоры, вероятнее всего, по морю прибыли в Калининград, пришлось выбросить, чтобы скрыть информацию о поставщике, которая написана на упаковке.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =