Орнат 16 века - сенсация в культурной дипломатии между Беларусью и Грецией

Настоящая сенсация в культурной дипломатии между Беларусью и Грецией. Теперь наша страна - обладатель итальянского орната, датируемого 16 веком. Церковных облачений с историей более чем в 500 лет белорусские историки не находили. А здесь, несмотря на закрытые границы и бушующий COVID, неравнодушные люди лично стремятся делать подарки. Не секрет, что белорусская история всегда была в топе европейского андеграунда. Собственно, это скрупулезное отношение к традициям буквально сразили художницу из Греции Лизу Сотили. Дар в баснословные тысячи евро - из ее личной коллекции. И пока наши искусствоведы сражаются за возвращение исконно белорусских ценностей, которые получили прописку за рубежом, наши музеи с помощью общения увеличивают свои фонды эксклюзивным антиквариатом. Наша съемочная группа занялась целым расследованием, почему художница решила сделать такой дорогой подарок, за что сегодня так ценят старинные церковные облачения и зачем наш бренд - слуцкие пояса - раньше буквально прятали в таких орнатах? Подробности - у Лидии Заблоцкой. Все внимание сейчас - новинке среди экспонатуры. Привлекли целый штаб искусствоведов и реставраторов Национального художественного. Цель - за 2 года досконально просканировать новое поступление. Увы, никакого паспорта к, пожалуй, главному церковному облачению не прилагалось. Первые орнаментальные аналогии провели за неделю. Точно установили дату производства: вторая половина 16 века. Елена Карпенко, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: "Если сопоставлять с орнатами белорусскими, к которым мы уже привыкли, уже изучили хотя бы на уровне формы производства тканей - мануфактурного, то этот орнат отличается. Он раннего периода, более раннего, чем те произведения, которые находятся у нас. Скорее всего, производился орнат в монастыре. В одном из монастырей Западной Европы". Вникнем в терминологию. Орнат (или казула) - это праздничная одежда священника. Проассоциируете с украшенным плащом. Облачение имеет как минимум пять цветов. Каждый оттенок ткани, как правило, производства французской, итальянской или английской мануфактур - символизирует и трактует конкретное событие. Орнат - куда больше, чем просто облачение. Несет в себе массу смыслов. Добавим к раритету еще и возраст - здесь и вырисовывается ценник нашего антиквариата - более чем в 100 тысяч евро. Такую стоимость называют и эксперты. Лиза Сотили, художница, скульптор (Греция): "Подобного рода вещей и исторических артефактов в нашей семье - огромное количество. Видя этот орнат в доме, я никогда не задавалась вопросом, откуда он. Насколько он ценен. Знаю прекрасно, что это облачение перешло мне по наследству от дедушки, Наполеона Сотилиса. Очень выдающегося персонажа: генерала греческой армии, который сражался за освобождение греков от турков". Художнице и скульптору - 87, путешествует по миру и презентует авторские работы в лучших арт-холлах. Так, недавно выставлялась и в нашем Министерстве иностранных дел. В перерыве между - для культурной подпитки - прогулялась по главной картинной галерее. Впечатлилась и заказала спецрейс из Греции с доставкой семейной реликвии. Лиза Сотили, художница, скульптор (Греция): "Этот дар - абсолютно спонтанный и неожиданный. Когда приземлялась в Беларуси, даже и не думала, что оставлю здесь часть своей семьи. Путешествуя, я обязательно посещаю главные художественные музеи. Ваш музей показался мне самым подходящим местом для такой реликвии. Здесь особенная атмосфера. Мне нравится, какая у вас концентрация религиозных ценностей, о которых иногда забывают в Европе". Некоторые греческий подарок визуально приняли за знаменитый слуцкий пояс. Потому неспроста литургический символ разместят в постоянной экспозиции древнебелорусского искусства - будет под пристальным присмотром Радзивиллов. Кстати, именитые магнаты размещали на подобных облачениях свои родовые гербы. Из сотен сохранившихся тканых реликвий есть не менее дорогие эксклюзивы, чем итальянский орнат. По легенде, в 19 веке именно в орнатах прятали наш код нации - слуцкие пояса. Своеобразное спасение драгоценности. Правда, уже в ином качестве. Елена Карпенко, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: "Самой главной причиной попадания поясов в костелы, в монастырские комплексы - это последствия восстаний 1830 и 1863 годов. Когда польских шляхтичей в огромном количестве вывозили в Сибирь, в дальние края. И они, чтобы спасти свое имущество, передавали пояса в костелы". И пусть облачение с итальянскими корнями - без тайных вставок исконно белорусского плетения. Но все же такой дар, правда, уже в храм искусства - в разы увеличивает значимость драгоценного фонда. Кстати, на рынке - антиквариат - в топ-3 после нефти и газа.
01.11.2020 21:46

Настоящая сенсация в культурной дипломатии между Беларусью и Грецией. Теперь наша страна - обладатель итальянского орната, датируемого 16 веком. Церковных облачений с историей более чем в 500 лет белорусские историки не находили.

А здесь, несмотря на закрытые границы и бушующий COVID, неравнодушные люди лично стремятся делать подарки. Не секрет, что белорусская история всегда была в топе европейского андеграунда. Собственно, это скрупулезное отношение к традициям буквально сразили художницу из Греции Лизу Сотили.

Дар в баснословные тысячи евро - из ее личной коллекции. И пока наши искусствоведы сражаются за возвращение исконно белорусских ценностей, которые получили прописку за рубежом, наши музеи с помощью общения увеличивают свои фонды эксклюзивным антиквариатом.

Наша съемочная группа занялась целым расследованием, почему художница решила сделать такой дорогой подарок, за что сегодня так ценят старинные церковные облачения и зачем наш бренд - слуцкие пояса - раньше буквально прятали в таких орнатах? Подробности - у Лидии Заблоцкой.

Все внимание сейчас - новинке среди экспонатуры. Привлекли целый штаб искусствоведов и реставраторов Национального художественного. Цель - за 2 года досконально просканировать новое поступление. Увы, никакого паспорта к, пожалуй, главному церковному облачению не прилагалось. Первые орнаментальные аналогии провели за неделю. Точно установили дату производства: вторая половина 16 века.

Елена Карпенко, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: "Если сопоставлять с орнатами белорусскими, к которым мы уже привыкли, уже изучили хотя бы на уровне формы производства тканей - мануфактурного, то этот орнат отличается. Он раннего периода, более раннего, чем те произведения, которые находятся у нас. Скорее всего, производился орнат в монастыре. В одном из монастырей Западной Европы".

Вникнем в терминологию. Орнат (или казула) - это праздничная одежда священника. Проассоциируете с украшенным плащом. Облачение имеет как минимум пять цветов. Каждый оттенок ткани, как правило, производства французской, итальянской или английской мануфактур - символизирует и трактует конкретное событие.

Орнат - куда больше, чем просто облачение. Несет в себе массу смыслов. Добавим к раритету еще и возраст - здесь и вырисовывается ценник нашего антиквариата - более чем в 100 тысяч евро. Такую стоимость называют и эксперты.

Лиза Сотили, художница, скульптор (Греция): "Подобного рода вещей и исторических артефактов в нашей семье - огромное количество. Видя этот орнат в доме, я никогда не задавалась вопросом, откуда он. Насколько он ценен. Знаю прекрасно, что это облачение перешло мне по наследству от дедушки, Наполеона Сотилиса. Очень выдающегося персонажа: генерала греческой армии, который сражался за освобождение греков от турков".

Орнат 16 века - сенсация в культурной дипломатии между Беларусью и Грецией

Художнице и скульптору - 87, путешествует по миру и презентует авторские работы в лучших арт-холлах. Так, недавно выставлялась и в нашем Министерстве иностранных дел. В перерыве между - для культурной подпитки - прогулялась по главной картинной галерее. Впечатлилась и заказала спецрейс из Греции с доставкой семейной реликвии.

Лиза Сотили, художница, скульптор (Греция): "Этот дар - абсолютно спонтанный и неожиданный. Когда приземлялась в Беларуси, даже и не думала, что оставлю здесь часть своей семьи. Путешествуя, я обязательно посещаю главные художественные музеи. Ваш музей показался мне самым подходящим местом для такой реликвии. Здесь особенная атмосфера. Мне нравится, какая у вас концентрация религиозных ценностей, о которых иногда забывают в Европе".

Некоторые греческий подарок визуально приняли за знаменитый слуцкий пояс. Потому неспроста литургический символ разместят в постоянной экспозиции древнебелорусского искусства - будет под пристальным присмотром Радзивиллов. Кстати, именитые магнаты размещали на подобных облачениях свои родовые гербы. Из сотен сохранившихся тканых реликвий есть не менее дорогие эксклюзивы, чем итальянский орнат. По легенде, в 19 веке именно в орнатах прятали наш код нации - слуцкие пояса. Своеобразное спасение драгоценности. Правда, уже в ином качестве.

Елена Карпенко, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: "Самой главной причиной попадания поясов в костелы, в монастырские комплексы - это последствия восстаний 1830 и 1863 годов. Когда польских шляхтичей в огромном количестве вывозили в Сибирь, в дальние края. И они, чтобы спасти свое имущество, передавали пояса в костелы".

Орнат 16 века - сенсация в культурной дипломатии между Беларусью и Грецией

И пусть облачение с итальянскими корнями - без тайных вставок исконно белорусского плетения. Но все же такой дар, правда, уже в храм искусства - в разы увеличивает значимость драгоценного фонда. Кстати, на рынке - антиквариат - в топ-3 после нефти и газа.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =