Л. Кремко: Сложно еще что-то добавить. Мы на самом деле над этим работаем. Для нас, руководителей, которые работают в бюджетных организациях, нет разницы между пациентом платным и бесплатным. Как мы должны его встретить, как мы с ним должны поговорить – подходы должны быть одинаковые. А пациентов, которые приходят к врачу, который сидит на бесплатном приеме, идут к участковому врачу, их может быть больше, чем положено, может быть и невнимательность, быстрота, но человек должен быть обслужен, и его обслуживают. Что касается платных пациентов, сегодня не сравнить объемы оказания платных и бесплатных услуг. На врача платных услуг четко записываются, четкое количество пациентов, и врач может более планово работать. Специалист, который сидит на приеме и обязан обслужить всех пациентов своего участка, не смотрит, пришел человек с талоном или без талона, и может быть меньше внимания, чем хотелось бы. Насчет хамства, которое мы сегодня обсуждаем, мы с врачами говорим постояннно, и врачи понимают, но ведь есть человеческий фактор. Есть такие врачи, которые таковы по сути, и с его стороны это не кажется грубостью. Но человек воспринимает как хамство.
В.Шило: Уважительное отношение должно быть всегда, у всех и на любом уровне. Априори задача любого руководителя и специалиста – к человеку, который пришел с проблемой, с болью, надо проявить сострадание, понимание.